Газета «Рыбак Камчатки»

"Романтика - не только в море!"

Сегодня многим романтику моря легко заменяет «романтика» денег. Наверное, время диктует свои правила. Однако до сих пор встречаются люди, не подпадающие под этот диктат и выбирающие профессию не по меркантильным соображениям, а по велению сердца. Это потом, с годами взгляды могут меняться, но первый выбор – только по вдохновению. Так было у моего собеседника – рефмеханика ЗАО «Акрос» Юрия ПЕТРОВА.

- Юрий Михайлович, что вас подвигло выбрать море – порыв или возможность заработка?

- Как бы странно это ни звучало, но моя приключенческая натура искала соответствующую профессию. Вначале мечтал стать летчиком малой авиации и даже подал необходимые документы в летное училище. Но по некоторым показателям не прошел. Тогда, прислушавшись к себе и совету друзей, решил попробовать себя в море. И у меня получилось. В море хожу с 1996 года.

- Интересно было учиться на рефмеханика?

- Я поступил в наш КГТУ. Вначале, честно говоря, учиться было тяжеловато и даже не слишком интересно. Но прочувствовал я морскую профессию по-настоящему после первой же практики. Так меня это увлекло, что мои оценки из троек стремительно поползли вверх. Практика очень запомнилась, потому что мне повезло попасть на абсолютно новый тогда филейщик «Петр Ильин». Было интересно работать на абсолютно новых приборах – таких у нас в университете не было. И уже тогда я начал понимать, что за изначальной романтикой стоит тяжелый труд.

- Разве раньше было иначе?

- Конечно, труд рыбака стал сегодня тяжелее. Раньше, по рассказам «стариков», пришел с «ивасей» и можешь год спокойно жить на заработанные деньги. Сегодня же на рыбацкую зарплату получается залатать дыры в семейном бюджете и приобрести кое-что самое необходимое. И дальше возникает необходимость сразу идти в море. Такая «спешка» объясняется и другим фактором. Дело в том, что сегодня очень легко можно выпасть из обоймы – твое место на судне может занять кто-то другой. Поэтому по 1,5 – 2 года приходится работать без отпуска.

- Это ж какое здоровье нужно иметь!

- Да, это действительно очень тяжело. Во-первых, потому что продолжительное время находишься в отрыве от дома и семьи. Во-вторых, приходится находиться в информационном вакууме. График работы – 8 через 8 часов, или 6 через 6 – не оставляет сил на чтение книг или просмотр кинофильмов, например. Единственное, что успеваешь – написать письмо любимой жене. И все – отдыхать.

Моя работа заключается в обслуживании и ремонте холодильных установок. Конечно, ремонты происходят в основном на берегу, так как если поломка произошла в море – это уже ЧП.

- На судне каждый занимается своим делом?

- По-разному случается. Конечно, если в машинном отделении создалась авральная ситуация и механик на вахте не может с чем-то справиться, то само собой для помощи отзываются отдыхающие или занятые на производстве. Но это редкость – как правило, механик справляется самостоятельно.

- Вы тоже привлекаете на помощь других членов команды?

- Нет, я не имею права этого делать по нормам техники безопасности, так как работаю с фреоном и аммиаком, а они являются опасными для здоровья веществами. Работать с ними допускают только специально обученных людей. За такую вредную работу нам полагается молоко, а раньше давали специальные витаминизированные коктейли.

- Как часто приходится ремонтировать установки?

- Я вам скажу так: если система изготовлена из иностранных комплектующих и там же (например, в Корее) собрана, она ломается крайне редко. То есть, проводишь периодический ремонт согласно графика техобслуживания – и все в порядке. Если же оборудование старое, русское и переделанное (а такое на нашем флоте все еще встречается), тогда приходится постоянно держать ухо востро. Благо, что на судах нашей компании оборудование в основном иностранное.

- Почему бы всем камчатским предприятиям не поступить так же?

- Дело в том, что некоторые предприятия жалеют деньги, их выделяют только на поддержку и ремонт, но не модернизацию. Конечно, как специалист, я считаю, что эффективнее сразу поставить хорошую новую установку. Простой пример: старый русский компрессор в целях профилактики ремонтируется раз в год, иностранный – раз в 4-5 лет. Есть разница?

- Вы сказали, что сегодня практически везде стоят автоматы?

- Да, сегодня дана установка автоматизировать все морозильные установки. Во-первых, это способствует более качественной заморозке. Во-вторых, более качественному хранению, так как защищает от резких перепадов температуры в трюме. А в-третьих, освобождается рабочая единица, то есть если класс автоматики позволяет, рефмеханик может там и не находиться – его привлекают к работе в заводе, как матроса.

- Как часто рефмеханику приходится самообразовываться?

- Как только приходишь работать на новое судно, обкладываешься документами, справочниками, словарями иностранных языков и начинаешь изучать. Даже когда холодильная установка приходит, все документы на нее на английском языке. И заявки запчастей, как правило, делаешь за границей. Поэтому сегодня для нашей специальности очень важно хорошо знать иностранный язык. Хотя в советское время без этих знаний вполне можно было обойтись… Кстати, поэтому в КГТУ к преподаванию английского относятся очень серьезно.

- Насколько сильна моральная усталость после затяжных рейсов? Как вы с ней справляетесь?

- Конечно, стресс в море копится, снимать его там просто нет возможности. И порой приходишь домой после рейса, а жена тебя не узнает. Поэтому я всегда на пару недель уезжаю в лес – на рыбалку, на лыжах покататься. Природа помогает мне восстановиться и успокоиться.

Но в общем и целом, я – человек невпечатлительный. Так как у нас по-другому долго не протянешь. Так что, выходя в очередной рейс, просто зажимаешь все чувства и эмоции в кулак и начинаешь работать быстро головой. Даже в самых критических ситуациях, когда, например, человек за бортом.

- В вашей практике такое случалось?

- Конечно. Ярко запомнился случай, когда в 2009 году в Пусане 22-летний матрос выбросился за борт. Мы его искали трое суток, но так и не нашли. Причина до сих пор неизвестна. Как бы тяжело ни было, мы же мужчины, поэтому призваны терпеть и держаться до последнего.

А еще был несчастный случай, когда парню при постановке ловушек зажало узлом палец, и он полетел за борт. Команда быстро среагировала, развернули судно, бросили ему петлю – мы его вытащили. Но на моей памяти это – единичный случай, когда удалось спасти попавшего в ледяную воду человека. Как правило, одежда намокает, человек быстро замерзает и идет ко дну.

- Быть может, рыбаки зачастую халатно относятся к правилам техники безопасности?

- Я бы так не сказал. У нас, наоборот, этому вопросу уделяется должное внимание. Для этого у нас работает специальный отдел. Кроме того, ежегодно каждый из нас сдает экзамен по технике безопасности.

Так как в море пренебрегать этими правилами – чревато последствиями.

Конечно, когда только начинаешь работать, многое из того, чему тебя учили (например, технология ремонта) кажется лишним и ненужным. Но со временем понимаешь всю важность правил и постепенно привыкая, в дальнейшем делаешь все автоматически.

- Вы получаете моральное удовлетворение от своей работы?

- Я уже 16 лет хожу в море и последнее время, говоря откровенно, мне все больше хочется покоя, посвящать больше времени своей семье. Да и жена сильно скучает, когда меня подолгу нет рядом. Я уже не говорю, что и здоровье у человека не вечное. Поэтому стал серьезно задумываться над тем, чтобы найти работу на берегу. Конечно, хотелось бы, чтоб она была по специальности. Но это оказалось не так уж и просто. То мест нет, то зарплата кажется смешной…

- Вы бы хотели, чтобы ваш сын пошел по вашим стопам?

- Честно говоря, нет. С годами я понял, что романтику можно найти и на берегу. Купил катер – и бегай себе по морю на выходных. Выпустил пар, набрался эмоций и с удовольствием живешь дальше.

Дарья ЧЕРНЕНКО.