Посчитали... ПрослезилисьЕще в мае на очередном рыбохозяйственном совете прозвучало предостережение, что лососевая путина 2013 года вряд ли станет такой же рекордной, как в 2009 и 2011 годах. Но действительность превзошла все опасения. Сотрудники некоторых компаний характеризуют итоги путины одним словом: «плохо». Многим рыбопромышленным предприятиям восточного побережья Камчатки в нынешнюю лососевую путину остается только «вытирать слезы». Ведь они были «на все сто» подготовлены для приемки лососей, но на самом деле не получили того, на что рассчитывали. |
К примеру, по словам генерального директора ОАО «Колхоз имени Бекерева» Бориса Лаврентьева, предприятие к лососевой путине подготовилось очень хорошо: на побережье были доставлены около 400 человек, подготовлены дополнительные места для их размещения, созданы все бытовые условия. В колхоз завезено все необходимое материально-техническое снабжение.
- Мы знали, – говорит Борис Лаврентьев, – что, согласно прогнозу отраслевой науки, рыбы в этом году ожидается не очень много. Исходя из этого, скорректировали свои планы в меньшую сторону, но все же надежду на хорошие уловы сохраняли до последнего.
- Надеждам, по-видимому, не суждено сбыться?
- Шторма на промысел повлияли незначительно – только несколько дней было потеряно из-за неблагоприятных погодных условий. Хуже было с ледовой обстановкой. В этом году морские невода было разрешено выставлять с 25 июня. Но фактически они были выставлены только 29-30 июня, так как до этого на траверзе Ивашки еще плавали льды.
Не порадовала и температура воды. До 20 июля она держалась на уровне «холодных» 12 градусов, поэтому подходы лососей к прибрежной полосе были нестабильными.
Мы отмечаем, что рыба по сравнению с прошлыми годами идет крупнее, в структуре стада возросла доля кеты. Это косвенно свидетельствует о снижении популяции горбуши, что и создало более комфортные условия для нагула выживших особей и кеты. Совокупность всех этих факторов, на наш взгляд, и явилась причиной того, что мы сейчас наблюдаем на восточном побережье Камчатки. Еще раз хочу обратить внимание на то, что этот сценарий в высокой степени совпадает с прогнозом отраслевой науки.
- Насколько задействованы перерабатывающие мощности колхоза?
- Подходы горбуши снизились, по сравнению с 2011 годом, многократно. Но все же мы находимся в относительно неплохом положении по сравнению с другими предприятиями отрасли, ведущими промысел горбуши на восточной Камчатке. Мы загружаем собственные береговые мощности примерно на 60 %, полностью отказавшись от услуг перерабатывающих судов.
- Оправдалась ли подготовка к путине?
- Для колхоза, в общем, оправдалась. Более того, предприятие, как сейчас становится ясным, проявило готовность к работе в условиях кризиса. Ни для кого не секрет, что основной промысловой кампанией для рыбаков Карагинского района является экспедиция лососевых. Именно она позволяет развиваться и чувствовать себя уверенно. Это же справедливо и в обратном: невыполнение планов по их добыче влечет за собой глобальные кризисные явления для предприятий.
Имея на руках прогноз отраслевой науки, оперативные данные мониторинга, оценивая опыт прошлых лет (весьма похожий сценарий наблюдался в 2001 – 2003 годах), колхоз определил стратегию промысла – максимальный охват имеющихся участков, минимизация не обязательных расходов. Для поддержания финансовой стабильности приняли умеренно пессимистичный сценарий бизнес-плана. Конечно, имея дар предвидения, многое бы сделали по-другому: отказались бы от реализации дорогостоящего и рискованного проекта по доставке продукции Северным морским путем, изменили бы график подготовки к путине. И, конечно, не стали бы приглашать партнеров по совместной деятельности с судами, способными переработать лососей в море. По большому счету, именно по ним пришелся основной удар. Ведь мы едва загружаем добытой рыбой свои мощности. Большая же часть приглашенных судов приняла небольшие объемы и сейчас снялась с лососевого промысла для освоения других объектов ВБР. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить наших партнеров за понимание и заверить в готовности к совместной работе в дальнейшем.
- Каковы будут последствия такой путины для предприятия?
- Опираясь на прогнозы науки, мы приняли меры, чтобы в случае их осуществления экономика колхоза не подверглась слишком большому стрессу. Наши планы по получению выручки формировались, исходя из прогнозов на путину. Поэтому происходящее сейчас в районе промысла для нас неприятно, но мы к этому готовы. Однако негативные последствия будут, и нам придется заниматься непопулярными, но вынужденными программами по сокращению затрат. Вместе с тем, мы уверены: все обязательства перед работниками, партнерами и государством выполним в полном объеме.
Другое дело, как последствия этой путины отразятся на рыбной отрасли Камчатки. Общеизвестно, что за последние пять лет на побережье выросли один за другим современные перерабатывающие заводы суточной проектной мощностью от 150 до 300 тонн. По структуре технологических линий все они являются заводами по переработке лососевых видов рыб. Путина этого года стала холодным душем после «тучных» 2009-2011 годов. Что будет с заводами, экономикой предприятий, рабочими местами, прибрежными селами, если популяция карагинской горбуши будет восстанавливаться еще 3-4 года? Не следует ли скорректировать направленность государственной поддержки прибрежным предприятиям? Как помочь тем, кто уже инвестировал огромные средства в строительство береговых заводов, но не успел окупить вложения? На эти вопросы, на мой взгляд, еще предстоит искать ответы и рыбакам и рыбаной отрасли в целом.
- Каковы перспективы путины?
- Будем продолжать рыбалку «до последнего» в рамках сроков, определенных для промысла. И будем благодарны каждому килограмму добытой колхозниками рыбы.