Газета «Рыбак Камчатки»

Названы их именами

(Продолжение.Начало в № 14.)

1968

В сентябре ленинградский Канонерский завод сдал заказчику – Камчатскому морскому пароходству – грузопассажирский дизель-электрический паром «Капитан Беляев» проекта 618М. Судно длиной 39,8, шириной 10,2 м, водоизмещением 513 и грузоподъемностью 200 т, развивавшее ход в 9 узлов, вошло в состав вспомогательного флота Усть-Камчатского морского торгового порта (УКМТП). Оно получило имя капитана дальнего плавания Степана Поликарповича Беляева, старейшего и заслуженного капитана морского транспортного флота СССР. Он был одним из первых судоводителей основанного в мае 1949 г. Камчатско-Чукотского государственного морского пароходства (КЧГМП). Паром, вмещавший 5 грузовиков и 150 пассажиров, на долгие годы стал надежным помощником жителей селений долины реки Камчатка, внеся свой вклад в развитие этой земли. В настоящее время он утилизирован.

Степан Поликарпович Беляев родился 10 мая 1895 г. Долгое время трудился в Северном и Дальневосточном бассейнах. В годы Великой Отечественной войны командовал пароходом «Декабрист», одним из первых в 1941 г. доставивший союзные военные грузы в Мурманск. В ноябре 1942 г. судно погибло в бою с германской авиацией у острова Надежды. Капитан и несколько уцелевших членов экипажа несколько недель дрейфовали в ледяном море на открытой шлюпке. Затем в невероятно тяжелых условиях почти год прожили на необитаемом острове, попали в нацистский концлагерь и тюрьмы, где томились до 1944 г.

После войны работал в ДВГМП. 9 июня 1949 г. перешел в КЧГМП с пароходом «Бухара» с «окончанием выгрузки на Сахалине» и трудился здесь до конца жизни. Скончался 4 февраля 1952 г. Его именем названа одна из улиц Петропавловска. 25 октября 1987 г. на ней на доме № 3 в честь выдающегося моряка появилась памятная доска.

1970

К перевозкам по акватории Авачинской губы приступил только что построенный грузопассажирский дизель-электрический паром «Капитан Несытов», того же типа, что и «Капитан Беляев». Судовладелец – ПМТП. Судно названо в честь Александра Ивановича Несытова.

Александр Несытов – один из первых капитан-наставников КЧГМП. Родился 24 декабря 1908 г. В пароходстве – с первых лет его деятельности. В 1951-м командовал грузопассажирским пароходом «Хабаровск», с 1953 г. – капитан-наставник, активно передавал богатый морской опыт молодым судоводителям. В августе 1956 г. возглавил экспедицию по перегону плавкрана «Блейхерт» из Николаевска-на-Амуре в Усть-Камчатск. Это ответственное дело стало последним в его жизни. Скончался 17 октября 1956 г., похоронен на старом городском кладбище на 4 километре.

1971

В Усть-Камчатск в распоряжение МТП прибыл еще один однотипный паром – теперь уже «Капитан Драбкин». Это судно стало настоящим ветераном нашего транспортного флота. Сегодня после серьезного ремонта и модернизации уже 5-й десяток лет оно исправно перевозит пассажиров, автомобили и грузы на переправе в Усть-Камчатске.

Яков Маркович Драбкин, один из старейших и опытных камчатских морских специалистов. Родился в 1909 г. в Днепропетровске. 12-летним мальчиком пришел на суда Каспийского пароходства. В 1924 г. поступил в морской техникум и в 1928 г. сдал экзамен на звание штурмана малого плавания. В 1929 г. окончил Ленинградский морской техникум, стал штурманом дальнего плавания. Член ВКП(б) с 1929 г. По окончании техникума плавал на судах Северного пароходства, служил в военном флоте.

В 1938 г. приехал на Камчатку, был старшим помощником капитана, вскоре назначен начальником управления транспортного флота Акционерного камчатского общества (АКО). С 1951-го трудился капитаном на судах КЧГМП «Лиза Чайкина», «Хабаровск», «Красноярск», «Якутск». Инициативный, опытный, отзывчивый работник, щедро передавал богатый опыт молодым морякам. Автор книги «Перевозка грузов морем». Награжден орденом Трудового Красного Знамени, знаком «Почетному работнику Морского флота». Скончался 22 мая 1965 г. Его именем названа улица в Петропавловске. 25 октября 1987 г. на ней на доме № 16 в честь капитана появилась памятная доска.

1974

Флот Камчатского морского пароходства (КМП) пополнил сухогрузный теплоход «Григорий Ковальчук» проекта 1586, построенный на Выборгском судостроительном заводе. Свое имя он получил по ходатайству ветеранов пароходства в честь очень уважаемого во флоте старшего механика, стоявшего у истоков этого судоходного предприятия. Теплоход длиной 136,8 и шириной 17,8 м имел дедвейт 7 700 т. Главный двигатель мощностью 4 485 кВт обеспечивал ему полный ход в 16,5 узла. Судно могло принять 6 635 т разных грузов. Оно работало до 2003 г., пока не было списано.

Григорий Климентьевич Ковальчук, старейший работник морского транспортного флота Дальнего Востока. Родился в 1889 г. в крестьянской семье. На флоте с 1908 г., кочегар парохода Добровольного флота «Екатеринослав», ходившего по линии Одесса – Владивосток.

В Петропавловске впервые побывал еще в 1914 г. В 1931 г. окончил учебно-курсовой комбинат, получил диплом механика первого разряда. Работал на пароходах «Кишинев», «Ставрополь», ледоколах «Иосиф Сталин», «Анастас Микоян». В годы Великой Отечественной войны выполнял правительственные задания по перевозке оборонных грузов. Участник Курильской десантной операции. В КЧГМП с 1952 г., старший механик парохода «Бухара». Машинная команда этого судна являлась лучшей в пароходстве, внедряя передовые методы труда. Отдавал все силы развитию морского флота, воспитанию моряков в духе любви к профессии, гордости за родину. Избирался депутатом Петропавловского городского Совета. Награжден орденами Ленина и Красной Звезды, медалями. В 1957 г. ушел на пенсию.

1975

11 января государственный флаг СССР был поднят над построенным для КМП сухогрузным теплоходом «Константин Заньков», однотипном с «Григорием Ковальчуком». Всего были построены 14 судов этой серии. Был списан в 1994-м.

Константин Петрович Заньков родился в 1914 г. в семье моряка, старшего механика крупных пароходов Добровольного флота. В 1935 г. окончил Владивостокский морской техникум, уже в 1940 г. стал старшим механиком, трудился на судах Дальневосточного государственного морского пароходства (ДВГМП) «Искра», «Маныч», «Бурея», «Александр Невский». За образцовое выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны по доставке в СССР оборонных грузов из США награжден орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За победу над Японией».

В КЧГМП с момента основания, старший механик пароходов «Бухара», «Гоголь», «Якутск». В 1956 г. удостоен звания «Лучший механик Министерства морского флота СССР», награжден знаком «Почетному работнику Морского флота». Неутомимый рационализатор, наставник молодых механиков, пользовался огромным авторитетом. Скончался в августе 1970 г.

Сергей ГАВРИЛОВ

(Продолжение следует.)