Власти рассчитывают на ТОРыДля привлечения инвестиций на Дальнем Востоке планируется активно использовать территории опережающего развития. Но пока реализация масштабных планов ограничивается работой внутри ведомств, признали на заседании коллегии Минвостокразвития. |
Министерство по развитию Дальнего Востока подвело итоги за прошлый год и первую половину 2014 г. Глава ведомства Александр Галушка перечислил полномочия, которые в этом году получило Минвостокразвития, и подробно остановился на новых приоритетах по развитию макрорегиона. «Наши шаги должны быть нестандартными», – заявил министр, не преминув напомнить о послании Президента Федеральному Собранию.
Среди приоритетов оказалась эффективная экономическая интеграция в АТР, ставка на привлечение в Дальневосточный регион прямых иностранных инвестиций. Александр Галушка сослался на положительный опыт Китая в этой сфере и доложил, что «в первые месяцы своей работы Минвостокразвития сделало ставку на выстраивание качественно новых отношений с иностранными инвесторами». Однако общение позволило убедиться: зарубежные компании не спешат вкладываться в российский Дальний Востока и не видят его в своих инвестиционных планах. Привлекать инвестиции, в том числе иностранные, в регион планируется с помощью создания территорий опережающего развития.
Создать сеть ТОРов с особыми условиями организации производств предложил, выступая с посланием Федеральному Собранию в конце прошлого года, глава государства Владимир Путин. «Фактически территории опережающего развития – это наш ответ на вызов быть конкурентоспособными», – прокомментировал руководитель Минвостокразвития.
Предполагается установить особый правовой режим осуществления предпринимательской, инвестиционной деятельности на территориях опережающего развития. Это особый режим землепользования, установление льготных ставок арендной платы, особый режим государственного контроля и надзора, а также муниципального контроля, льготное подключение к энергетическим сетям объектов инфраструктуры, предоставление государственных услуг, применение процедуры свободной таможенной зоны. Также планируется предусмотреть возможность ускоренно, в льготном порядке привлекать к трудовой деятельности высококвалифицированный иностранный персонал, прописать особые условия осуществления градостроительной деятельности, проведение в максимально короткий срок государственной экологической экспертизы и т.д. Согласованы льготы по страховым взносам (ставка в размере 7,6%), налог на прибыль в первые пять лет – не более 5%, пятилетние налоговые каникулы по налогу на добычу полезных ископаемых, заявительный, упрощенный порядок возмещения НДС резидентам территорий опережающего развития (правда, по практическому механизму ускоренного возмещения налога возникли разногласия с Минфином).
На следующей неделе, по словам Александра Галушки, планируется завершить согласование законопроекта по ТОРам с федеральными органами исполнительной власти, документ должен быть принят до конца года. Отвечая на вопрос Fishnews, министр отметил, что механизм территорий опережающего развития планируется задействовать для привлечения инвестиций в разные отрасли. «И конечно, рыбопереработка – это один из очевидных, естественных таких приоритетов для развития Дальнего Востока и создания соответствующей ТОР. Причем разумнее это делать в порту. Это один из проектов, которые мы действительно сейчас рассматриваем», – рассказал глава Минвостокразвития.
На основе ряда критериев министерство совместно с дальневосточными регионами рассмотрело более 400 предложений по площадкам для создания территорий опережающего развития. «Я могу точно одно сказать: ни один федеральный орган исполнительной власти никогда такого объем работы не проделывал», – заявил журналистам Александр Галушка. Было отобрано 38 потенциально пригодных площадок, а затем – короткий список из 14 пунктов. Это проекты в Республике Саха (Якутия), Камчатском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской, Еврейской автономной областях. Поиск подходящих площадок в Чукотском автономном округе, Сахалинской, Магаданской областях продолжается.
Начинать планируется с наиболее подготовленных площадок. Однако, как следует из выступлений, пока создание территорий опережающего развития скорее амбициозные планы, реализация которых потребует большой «бумажной» работы. Нужно принять до конца года закон, утвердить перечень ТОР с возможностью его уточнения, разработать по каждой территории концепцию ее развития, мастер-план развития, технико-экономическое обоснование, финансово-экономическую модель, разработать проект проектно-сметной документации на необходимую транспортную, инженерную, социальную инфраструктуру, подготовить программы по привлечению инвесторов, провести активный маркетинг территории, найти инвесторов и т.д.
«Для выполнения этих работ необходимо дополнительное финансирование из федерального бюджета. По нашей оценке более 69 млрд. рублей финансирования мы заложили в проекте ФЦП социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона», – обрисовал ситуацию руководитель Минвостокразвития.
Заместитель председателя Правительства – полпред Президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев еще в самом начале заседания отметил: главный недостаток работы, которая проводится совместно с министерством, – то, что это подготовительная работа внутри федеральных органов исполнительной власти. Но от построения модели надо еще перейти к ее реализации.