Чтобы минтая и сельди на Дальнем Востоке стало большеРуководство и представители отрасли обсудили предварительные итоги минтаевой и сельдевой путин, а также причины недолова и возможные пути повышения добычи. Глава Росрыболовства Илья Шестаков поручил науке подготовить рекомендации для расстановки флота. |
Причины недоосвоения рекомендуемых объемов вылова минтая и сельди на Дальневосточном бассейне, а также рекомендации по организации промысла в 2015 г. стали главными темами совещания руководства Росрыболовства и представителей бизнеса во Владивостоке.
Открывая встречу, заместитель министра сельского хозяйства – глава Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков обратил внимание, что уже сейчас необходимо выявить слабые места в организации промысла, чтобы избежать недолова в следующем году. Важную роль в этом, по мнению руководителя ФАР, должна сыграть отраслевая наука. Он также обозначил намерение ведомства не допустить сокращения расходов на науку в свете предстоящего сокращения госфинансирования отрасли, передает корреспондент Fishnews.
Необходимо своевременное выставление флота на минтаевой путине
Заведующий профильной лабораторией ТИНРО-Центра Анатолий Смирнов сообщил, что объемы вылова минтая в бассейне Охотского моря в этом году достаточно высокие, освоение ОДУ близко к 100%. Результаты исследований в 2014 г. в Охотском море подтвердили некоторый рост запасов минтая и появление двух урожайных поколений, что, с одной стороны, позволит рассчитывать на стабильный промысел в последующие годы, с другой – увеличит долю молоди в приловах в 2015-2017 гг.
Однако, по словам ученого, на Дальнем Востоке появился ряд проблемных районов, где минтай недостаточно осваивается, – это Западно-Беринговоморская зона, в первую очередь Наваринский район, а также Южно-Курильская зона. По итогам беринговоморской путины были выявлены как недооценка биоценологической ситуации, так и тактические ошибки, связанные с выставлением флота.
– В путинном прогнозе было четко прописано, что наилучшая обстановка на промысле будет в летние месяцы, как и в прошлом году, поскольку в последние годы происходит более быстрое прогревание вод в северо-западной части Берингова моря. Быстрее минтай перемещается в российские воды, но также рано покидает их и возвращается в юго-восточную зону, – рассказал Анатолий Смирнов. – Если посмотреть динамику декадных уловов, то уловы на судосутки были максимальными в июле и августе, тогда они превышали 70 тонн на судосутки. Корейские рыбаки за лето освоили 75% выделенных им квот минтая. Поэтому когда флот перешел с красной рыбы и других водных биоресурсов на промысел минтая, значительная часть минтая уже покинула российскую зону. По нашим расчетам, недолов составит порядка 50-55 тыс. тонн.
Биоценологические исследования, выполненные ТИНРО-Центром, показали, что в последние годы происходит уменьшение кормовой базы (всех групп планктона) в этом районе. В этом году индекс наполнения желудков минтая был в 2-2,5 раза ниже, чем в предыдущие годы, т.е. рыба попросту голодала, поэтому так быстро ушла из Западно-Беринговоморской зоны.
Очень серьезной проблемой, как отмечают специалисты, в организации промысла в Беринговом море является перелов «родной российской» западноберинговоморской популяции минтая. В начале 2000-х гг. было принято решение о снятии границы по 174о в.д., «объединившее» запасы наваринского и западноберинговоморского минтая. Это привело к тому, что нагрузка на западноберинговоморскую популяцию в 2-4 раза стала превышать рекомендуемые объемы, и даже в этом году немалая часть из освоенных 83% допустимых уловов минтая в Западно-Беринговоморской зоне приходится именно на этот запас. Ученые неоднократно просили руководство отрасли либо восстановить границу, либо полностью на несколько лет закрыть спецпромысел западнее 174о в.д., включая Карагинскую подзону.
Тем не менее в последние три года наблюдается рост биомассы наваринского минтая, в текущем году он достиг уже 11 млн. тонн. На 2015 г. к освоению в Наваринском районе рекомендовано 430 тыс. тонн и не исключено увеличение в 2016 г. Эта тенденция отмечается и американскими специалистами, поэтому в следующем году США намерены по максимуму добывать минтай в Беринговом море, и важно не допустить ошибок с выставлением флота. До середины мая основной минтаевый промысел должен быть в Охотском море, а затем необходимо выставлять в Беринговом море как можно больше флота и добывать объект в летние месяцы, а не в осенние, полагают эксперты.
В Южно-Курильском районе уменьшение вылова минтая связано с падением его запасов. Пока что освоение ОДУ в Южно-Курильской зоне составило всего 71%, вылов – 75 тыс. тонн. Негативные тенденции к уменьшению ресурсов наметились и в Петропавловско-Командорской подзоне и на Северных Курилах.
Все же общие цифры по запасам минтая позитивны, и в следующем году объемов вполне хватит для эффективного промысла.
О «народной» рыбе
О состоянии запасов и проблемах освоения дальневосточной сельди рассказал заместитель генерального директора ТИНРО-Центра Игорь Мельников. Специалист сразу напомнил, что этот объект хоть и уступает минтаю по ценности и, соответственно, привлекательности для рыбаков, но является вторым по величине вылова на бассейне (лишь изредка вперед выходят лососи). На Дальнем Востоке обитает около 80 популяций сельди (по большей части мелкие). Ситуация с одной из главных промысловых популяций, охотской, с точки зрения фактического промысла неплохая – численность достаточно высокая, рыба в уловах крупная. Однако ученые отмечают отсутствие урожайных поколений уже несколько лет, что приведет к постепенному снижению ресурсов. Ситуация не является неожиданной, т.к. урожайные поколения у охотской сельди появляются раз в пять лет. По предварительным оценкам генерации 2013-2014 гг. являются как минимум среднеурожайными, подтвердить это сможет весенняя съемка в Охотском море.
В нынешнюю путину освоение охотской сельди на середину декабря составило только 69,2% допустимых объемов. По словам специалиста, недолов в 2014 г. связан с невысокими закупочными ценами на сельдь на рынке и с низкими объемами добычи в весенний период. Кроме того, осень 2014 г. отличалась куда менее благоприятными метеоусловиями – количество штормовых дней было вдвое выше, чем в прошлом году.
Добыча гижигинско-камчатской сельди была очень активна в ее нерестовый период, все рекомендованные объемы полностью выбраны, даже с некоторым превышением. На следующий год весенний промысел гижигинско-камчатской сельди (в Западно-Камчатской подзоне) должен быть разрешен только в апреле во избежание подмены охотской сельдью, добытой в Северо-Охотоморской подзоне. У гижигинско-камчатской популяции в последние годы также не было урожайных поколений, однако численность половозрелых особей весьма велика, поэтому не исключено увеличение возможного вылова в следующем году после проведения исследований в Охотском море.
Корфо-карагинская сельдь дает резкие вспышки численности только время от времени, нормальный уровень запасов для этой популяции – средний или низкий. Поэтому когда ученые отмечали значительное увеличение численности (появление высокоурожайного поколения в последний раз несколько лет назад), сразу предупреждали о последующем снижении запасов. Сейчас наблюдается именно эта тенденция, однако специалисты сообщают о появлении двух среднеурожайных поколений, которые поддержат запас и позволят избежать резкого снижения допустимых уловов в 2015-2016 гг.
– Освоение рекомендуемых объемов олюторской сельди пока составляет 62,2% и до конца года вряд ли увеличится, – считает Игорь Мельников. – К примеру, за неделю флот отработал на ее промысле всего 91 судосутки, по сравнению со 123 в 2013 году. Причина та же – очень тяжелые метеоусловия в период промысла, флот много дней простаивал. Уловы на усилия были выше, чем в прошлом году, и если бы не погодные условия, уровень добычи мог быть достаточно высоким. На резкое повышение темпов вылова уже не стоит рассчитывать, поскольку рыбаки начинают активно готовиться к минтаевой путине и флот снимается с промысла сельди.
Запас сельди в наваринском районе освоили очень быстро, однако примечательно, что этот объект, как и минтай, заходит в западную часть Берингова моря из восточной, т.е. по сути является американским. Однако США не ведут активно промысла этой сельди, при высокой численности запасов открываются хорошие перспективы перед рыбаками. Однако прогнозировать вылов таких «приходящих» объектов сложно, поскольку требуется предсказывать на два года вперед состояние кормовой базы и океанологической ситуации. Поэтому с точки зрения науки наиболее логично было бы вывести этот объект из «одуемых» и рекомендовать объемы вылова уже по мере поступления оперативной информации. Это позволит увеличить добычу, но важно не допустить подрыва запасов корфо-карагинской сельди, которая приходит на нагул в близлежащие районы. Для этого ученые рекомендуют запретить специализированный промысел сельди западнее 174о в.д., но добывать ее можно будет в качестве приловов.
Пути увеличения добычи
В качестве возможных мер стимулирования роста вылова обсуждалось повышение минимального освоения квот с 50% до 70%. Ученые также отметили важность экономических мер стимулирования промысла сельди, в том числе снижение тарифов на ее перевозку в западные регионы страны. Целесообразным участники совета сочли создание оперативных рекомендаций по размещению судов на минтаевой и сельдевой путинах. Заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколовподчеркнул, что несвоевременное выставление флота во многом вызвало отставание на промысле, поэтому в следующем году необходимо этому уделить куда большее внимание.
Илья Шестаков поручил науке проработать рекомендации по выставлению флота, что также позволило бы избежать подрыва запасов и увеличить вылов. Генеральный директор ТИНРО-ЦентраЛев Бочаров отметил, что для ученых эта работа не является чем-то радикально новым и рекомендации могут быть подготовлены уже в короткие сроки после праздников. Также руководитель института добавил, что в настоящее время есть ясность в состоянии запасов главных промысловых объектов и общий прогноз науки по ним можно назвать оптимистичным.
Представитель «Русской рыбопромышленной компании» Петр Савчук озвучил идею о снижении промысловой меры минтая в Беринговом море и предложил усилить работу над таким сложным вопросом, как совместное освоение с США минтаевых ресурсов. Инициативу по изменению промысловой меры минтая поддержал и глава Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. Илья Шестаков дал поручение отраслевой науке проработать обоснование для Западно-Беринговоморской зоны. Кроме того, глава отрасли сообщил, что в ближайшее время будет рассмотрен вопрос о возможностях повышения эффективности работы аварийно-спасательных отрядов Росрыболовства в период основных путин.