Вопрос об экспортных пошлинах пока отложенФедеральное агентство по рыболовству пока не видит необходимости в повышении экспортных пошлин на рыбу. В ведомстве рекомендовали продолжить мониторинг внутренних цен и объемов поставок продукции из водных биоресурсов на внешний рынок. |
Причин для изменения пошлин не нашли
В Правительство направлен доклад за подписью министра сельского хозяйства с предложением не поднимать пошлины и продолжить мониторинг, заявил 9 апреля на заседании коллегии Росрыболовства руководитель ведомства Илья Шестаков. Он отметил рост объемов поставок рыбы на внутренний рынок. Как сообщает корреспондент Fishnews, по итогам 2014 г. экспорт сократился на 9,5%, положительная динамика отмечается и за первые три месяца 2015 г.
«С учетом того что идет снижение объемов экспорта, соответственно, больше рыбной продукции стало поступать на отечественный рынок. По определенным направлениям сейчас разноплановая динамика цен на рыбу, но с февраля цены на основные виды рыбной продукции пошли вниз. Поэтому мы считаем, что сейчас вводить какое-то дополнительное регулирование нецелесообразно, но мониторинг продолжить надо. Если цены продолжат снижение, то вводить экспортные пошлины не совсем правильно, поскольку наша задача все-таки добиться немного другого решения, а не еще больше обременять рыбаков с точки зрения фискальной нагрузки», – заявил глава ФАР, отвечая на вопросы журналистов.
Почему подорожала рыба
Эксперты уже не раз обращали внимание на сомнительный эффект от введения заградительных пошлин для стоимости рыбной продукции на внутреннем рынке. Участвовавший в заседании коллегии президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев отметил, что в 2008–2014 гг. продовольствие в России подорожало почти в два раза, тогда как отпускные цены на основные виды водных биоресурсов сохранялись на неизменном уровне.
«В конце прошлого года отпускные цены на важнейшие виды ВБР были скорректированы с учетом фактической инфляции за несколько лет. К сожалению, выравнивание паритета между ценами на продовольственное сырье и ценами на готовую продукцию произошло в самой нежелательной – шоковой – форме и в самый неблагоприятный период. Когда и реальная заработная плата населения, и реальный товарооборот резко сократились. Отсюда повышенный болезненный эффект от изменения цен», – указал руководитель АДМ.
Другой причиной роста цен помимо курсового скачка президент ассоциации назвал снижение сальдированного финансового результата рыбной отрасли – с 23 млрд. рублей до 11 млрд. рублей. «За пять лет вылов увеличился на 30%, обеспечив прирост выручки на 66%. Благодаря этому и оказался возможен «отложенный эффект» роста цен на внутреннем рынке. Однако с 2012 года вылов увеличился всего на 4% – выручка возросла всего на 8%. Это означает, что расход «финансового топлива», необходимого для отрасли, стал увеличиваться. Рост цен был неизбежен, потому что иного источника «финансового топлива» уже не осталось. Возможности кредитования практически исчерпаны, государственные субсидии отсутствуют», – констатировал Герман Зверев.
Переработке помогут научными квотами
В то же время Илья Шестаков указал, что тема экспортных пошлин не снимается с повестки дня из-за проблем, сохраняющихся у предприятий береговой переработки Северного бассейна. «Переработчики – тоже элемент рыбохозяйственного комплекса, – подчеркнул глава ведомства. – Если мы не понимаем этой социальной ответственности… Да, может быть она не совсем приятная и нам хотелось бы от нее отказаться, но это уже существующие предприятия и рабочие места. Если мы не услышим их, то опять же нам будут предлагаться совершенно другие решения».
Вопрос загрузки мурманских береговых предприятий в ведомстве намерены решать в том числе за счет перераспределения научной квоты либо в промышленное, либо в прибрежное рыболовство при условии гарантированной доставки уловов для переработчиков. Руководитель Росрыболовства призвал рыбаков и береговые заводы активнее договариваться друг с другом.
«Почему вы, как бизнес, не можете найти эти решения, и мы вынуждены, возможно, топорно, принимать непопулярные решения? Мы вынуждены их принимать, для того чтобы вас простимулировать решать эти вопросы. Но если вы их не хотите слышать, тогда будут и экспортные пошлины», – предупредил Илья Шестаков рыбопромышленников.