Кластер один, специфика по регионам – разнаяСовещание, посвященное концепции Дальневосточного рыбоперерабатывающего кластера, провел 22 января во Владивостоке заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук. На этот раз ведомства решили при создании кластера охватить регион в целом – ведь биоресурс общий, да и логистика взаимосвязана. |
Создание на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающих кластеров вошло в перечень поручений президента. Причем такую задачу глава государства ставит уже не впервые.
В целом участники совещания благосклонно отнеслись к предложениям федеральных ведомств, но и вопросов прозвучало немало.
Три региона – четыре дивизиона
Открывая встречу, Петр Савчук отметил, что перед инициативной группой, работавшей над проектом, стояли задачи подготовить предложения, которые были бы интересны для бизнеса, экономически целесообразны и отвечали бы мировым стандартам. На совещании замглавы Росрыболовства не единожды отметил: концепция приближена к реальности и уже привлекла внимание потенциальных инвесторов.
Как сообщает корреспондент Fishnews, презентация проекта длилась около часа. Советник заместителя руководителя Росрыболовства Максим Клюшин прежде всего сообщил, что представляет единую позицию рыбного ведомства и Минвостокразвития. А также подчеркнул, что «концепция не отлита в граните» и ее предлагается рассматривать как рабочую версию.
За счет создания кластера, полагают в ведомствах, можно увеличить поставки рыбопродукции с Дальнего Востока на внутренний рынок и снизить цены на нее. Нарастить экономические показатели и решать социальные вопросы. Баланс между всеми этими целями может быть найден, заявили в Росрыболовстве. Правда, участники обсуждения затем обратили внимание, что над методологической стороной концепции еще нужно поработать.
Пока авторы проекта видят четыре основные зоны кластера – Приморье, Сахалин, Курилы и Камчатку, но не исключают, что «точки роста» могут быть найдены и в других регионах-дальневосточниках. Для каждого кластерного дивизиона предлагается своя специализация.
Камчатка, считают разработчики, могла бы раскрыть свой потенциал как бассейновая база добывающего флота, в том числе судоремонтная. А с точки зрения переработки можно сделать акцент на лосось и объекты промысла, доставляемые на берег в охлажденном виде. Предложено не забывать и о возможностях порта Петропавловска-Камчатского как пункта на трассе Северного морского пути.
Сахалин встраивается в кластерную схему прежде всего как центр добычи и переработки лососевых. Планируется задействовать масштабные проекты, к реализации которых уже приступили областные власти, – по аукционной торговле рыбой и морепродуктами, по модернизации порта Корсаков.
На Курилах, по мнению Росрыболовства, можно было бы развивать переработку «охлажденки», в первую очередь минтая. А в перспективе – производство продукции из сардины-иваси и скумбрии.
Приморский край заслужил особое внимание, прежде всего в силу своих транспортных возможностей. Ведомства предлагают инициировать в регионе пять первоочередных инвестиционных и организационных проектов.
Первый из них – оптово-распределительный центр «Владивосток». Прежде всего речь идет о строительстве холодильно-складского комплекса емкостью единовременного хранения до 50 тыс. тонн – на мысе Назимова. Также, по мнению авторов проекта, здесь может быть организован один из ведущих в АТР центров аукционной торговли рыбой и морепродуктами. На второй стадии реализации проекта на отдельной площадке предполагается создать тыловой терминал. В ведомствах рассчитывают, что ОРЦ введут в эксплуатацию не позднее 2017 г. – «поскольку имеется заинтересованный инвестор и есть определенная ясность по участку».
Помочь занять место Китая как основного переработчика российского минтая должен второй проект – флагманский завод по выпуску филе. Ключ к успеху, по мнению разработчиков, в современных технологиях автоматизации производства и перспективной продукции – филе индивидуальной заморозки (поставлять его предлагается на отечественный рынок). В рамках первой очереди (2017 – 2018 гг.) предусматривается выпуск в год 20 тыс. тонн филе IQF для реализации по России и 45 тыс. тонн филе-блоков для прямых поставок на рынки РФ и Евросоюза. На следующем этапе – в 2019 – 2020 гг. – объемы производства можно будет удвоить.
Часть филе-блоков с флагманского завода, по замыслам разработчиков, пойдет на предприятие по выпуску замороженных полуфабрикатов – третий проект. Здесь планируется использовать потенциал государственных закупок. Завод по производству рыбных палочек, порций и пр. может разместиться как в Приморском крае, так и в одном из центральных регионов.
Четвертый проект – многоцелевой рыбоперерабатывающий комплекс. Предусматривается построить «корпус», подвести коммуникации и «нарезать» цеха, в которые придут со своим оборудованием переработчики-резиденты. Планируемая в рамках первой очереди площадь комплекса – 50 тыс. м2. Именно сюда, по мнению авторов проекта, должен прийти малый и средний бизнес. Товары могут быть разнообразными, в первую очередь речь идет о производстве готовой продукции для внешних рынков.
Рассчитывают в Росрыболовстве, что на этих мощностях будут перерабатываться урожаи аквакультуры. Ранее вице-премьер – полпред президент в ДФО Юрий Трутнев поручил ведомствам подумать над формированием кластеров в этой отрасли. Предполагается, что марикультурные комплексы будут интегрированы с рыбоперерабатывающим кластером.
В качестве пятого проекта предусматривается инновационный парк – с бизнес-акселератором и венчурным фондом в объеме 1 млрд. рублей. Разместиться такой комплекс, как заявили в Росрыболовстве, может на базе ДВФУ. Хотя участники совещания тут же озвучили вопрос: почему не на платформе отраслевых организаций – ТИНРО-Центра, Дальрыбвтуза?
В ведомствах рассчитывают на создание общероссийской федеральной сети ОРЦ, а также на то, что проектом кластера заинтересуются рыбодобывающие предприятия. Господдержка предлагается следующая: механизмы территорий опережающего развития, свободного порта, субсидии. А также предоставление права на вылов: из 20% квот на инвестиционные цели 5% планируется отдавать под переработку.
Придут ли инвесторы?
Обсуждалась концепция активно. Представителей компаний, прежде всего, интересовало, как кластер отразится на уже существующем бизнесе. Так, портовиков волновал вопрос: какие объемы рыбы должны пойти на российский берег – ведь все эти моменты нужно учитывать при реализации планов по строительству новых холодильников. В Росрыболовстве заверили, что ресурса хватит на всех. И что создание холодильных мощностей в рамках кластера не отсекает инициативы других компаний.
Перенаправления потоков с помощью запрета экспорта, о чем настойчиво спрашивали портовики, не предвидится. Говорить о том, что не будет поставок за рубеж – глупо, подчеркнул Петр Савчук. «Мы не ставим прямо вот так задачу: вся рыба на берег. Должны экономические факторы в данной ситуации действовать», – сказал представитель регулятора.
Условия для того, чтобы рыба и морепродукты перерабатывались в России, будут созданы, пообещал замглавы Росрыболовства. В качестве таких стимулов он назвал изменения в системе уплаты сбора за пользование ВБР. Правда, и здесь на совещании не обошлось без дискуссии, насколько эти меры способны «завернуть» российские биоресурсы на родной берег.
Член Общественного совета при Росрыболовстве Эдуард Климов поинтересовался, какова судьба кластерного проекта, который ранее прорабатывался в Приморье совместно с филиалом японского института Номура. Представители Росрыболовства и краевой администрации заверили, что «свежий» проект больше подходит под нынешние экономические реалии, но и прежние наработки пригодились.
«Судя по презентации, проект, которым занималась администрация Приморская края, ушел в никуда. Остается спросить: на что тратились бюджетные средства – почти 30 млн. рублей?» – прокомментировал уже по итогам совещания Эдуард Климов.
Руководитель профильной ассоциации Сергей Лелюхин спросил, будет ли приоритет для российских компаний, выпускающих оборудование для рыбопереработки. И отметил, что отечественные предприятия сегодня предлагают инжиниринговый подход. Максим Клюшин в ответ пригласил ассоциацию к диалогу и участию в доработке концепции. Но добавил, что каких-то отдельных преференций, «стимулов запретительного характера» для российского оборудования, скорее всего, не будет.
Также Сергея Лелюхина, как гендиректора Дальневосточного аукционного рыбного дома, интересовало участие в кластерном проекте уже имеющихся площадок, организующих торги.
Управляющий группой компаний «Доброфлот» Александр Ефремов обратил внимание на губительные последствия, к которым может привести ошибка с выбором рыночной модели. Он напомнил о негативном опыте тех стран, на которые Россия ориентируется в создании рыбных кластеров. Нужен крайне продуманный подход с точки зрения надежности инвестиций – если будет допущена ошибка, другой возможности привлечь государственные средства не предвидится, заявил рыбопромышленник. Он отметил, что опасно зажимать проект в тесные технологические, географические рамки. По мнению руководителя «Доброфлота», однозначно необходимо строить холодильники, а для развития переработки можно использовать опыт Приморья: господдержка предоставляется тогда, когда есть результат – выпуск, реализация рыбопродукции.
При подготовке концепции проделана большая работа, с конкретными практическими решениями, но остается вопрос: как в кластер будет встраиваться уже существующий бизнес, отметили на совещании. «В любом случае должна оставаться роль ответственного предпринимательского риска, который должен быть перенесен на ту часть бизнеса, которая уже подтвердила свою практическую успешность», – заявил Александр Ефремов.
В Росрыболовстве уверяли, что речь о кластере как о «каком-то закрытом клубе» не идет.
Бурное обсуждение развернулось вокруг того, какой быть управляющей компании. И здесь встал вопрос: почему раньше предприятия не заинтересовались названными бизнес-проектами, разве компании о них не знали? Петр Савчук в ответ вновь заверил, что государство создаст условия, чтобы заинтересовать кластером.
Работу над проектом решено продолжить. Возможно