Журнал «Fishnews»

Что прячется под прилавком свободной торговли

Накануне вступления России в ВТО стоит присмотреться к опыту Республики Кореи в области заключения международных торговых договоров

В связи с образованием 1 января 1995 года Всемирной торговой организации (ВТО), включающей Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве своей составной части, в декабре 1994 года в Секретариат ВТО было передано официальное заявление Правительства РФ о присоединении России к Всемирной торговой организации. Решением Генерального совета ВТО Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ была преобразована в Рабочую группу по присоединению России к ВТО.

Между тем мир не стоит на месте, и в рамках ВТО начинают заключаться новые двусторонние договоры, призванные еще больше открыть границы для иностранных товаров. Идейным вдохновителем новой волны «преодоления границ» выступает крупнейшая экономика мира – США, во главе с администрацией президента Дж. Буша-младшего.

Безусловно, экономика промышленно развитых стран только выигрывает от заключения подобного соглашения – оно позволит существенно снизить стоимость импортных товаров и увеличить объемы экспорта. Но не стоит забывать, что это также ставит страну в зависимость от иностранных экспортеров и может уничтожить неконкурентоспособные или развивающиеся отрасли промышленности, сельского хозяйства или любой другой отрасли экономики, не защищенной более госпошлинами.

После «шоковой терапии» 90-х наша рыбная отрасль потеряла очень много. Невосполнимой потерей являются и уход из отраслей специалистов, и потеря производственных и ремонтных мощностей, и износ оборудования. Но год за годом отрасль выходит из кризиса, появилась положительная динамика в ее развитии. Тем не менее рыбное хозяйство нуждается в мощной государственной поддержке.

Но, думая о решении тактических задач (в данном случае речь идет о выводе рыбной отрасли на конкурентоспособный уровень), руководство страны не забывает и о задачах стратегической важности в мировых масштабах. Одной из таких проблем как раз и является вступление России в ВТО.
Но что обещает отрасли вступление во Всемирную торговую организацию? Как оно повлияет на динамику ее роста? Не погубит ли жесткая конкуренция со стороны иностранных компаний начавшееся возрождение отрасли?

Противники и сторонники вступления в ВТО зачастую видят лишь одну из представленных выше сторон, но есть ли реальный шанс охватить взором всю широту вопроса. Уникальная возможность предоставляется нам в исторической перспективе, когда мы видим лишь то, что случилось или происходит, абстрагировавшись от субъективной оценки: «а что если…».

Среди стран-соседей по дальневосточному региону наибольший интерес в данном анализе представляет Республика Корея. Одним из локомотивов экономического развития этой страны до недавнего времени являлась именно рыбная отрасль. Однако массовый отток квалифицированных кадров из перерабатывающих, производственных отраслей в 90-х годах, по большей части вызванный желанием молодежи работать на себя (так называемая проблема «синих и белых воротничков»), привел к тому, что в настоящее время рыбное хозяйство Кореи испытывает острую нехватку специалистов. Кроме того, в связи с некоторыми факторами (в частности повышением цен на горючее и истощением природных ресурсов) начался постепенный спад развития отрасли. Таким образом, проблемы, с которыми столкнулись Корея и Россия, и в частности Дальний Восток, несмотря на разницу в первопричинах, очень похожи.

А значит, опыт успешной попытки вывода отрасли из кризиса, предпринятой правительством Республики Корея в последние годы, может оказаться весьма полезным и для нашей страны. Но еще более интересным для нас является опыт подготовки отрасли к заключению договора с ведущей экономикой мира (США), открывающего внутренний рынок обеих стран для взаимного проникновения товаров и услуг.
Разговоры о заключении Договора о Свободной Торговле (ДСТ) между США и Республикой Корея (как одним из ближайших союзников в Азии) – инициатива администрации президента Дж. Буша-младшего – начались с южнокорейской стороной после опубликования доклада Даниэля Т. Грисволда, помощника директора центра торговой политика института Като.
Активная фаза подготовки текста договора началась год назад, консультации проходили поочередно в Вашингтоне и Сеуле. Если следовать логике доклада, то Договоры о Свободной Торговле еще более снижают торговые барьеры между странами-участницами ВТО. То есть границы становятся еще более прозрачными.

Путь, выбранный Южной Кореей еще в прошлом столетии на построение экспортно-ориентированной экономики, по мнению большинства корейцев, оправдал себя. На сегодняшний день Южная Корея является одной из самых развитых стран Азии. Тем не менее против ДСТ единым фронтом выступило большое количество корейских производителей. Заметно было и оживление корейских рыбаков, которые с завидным постоянством демонстрировали правительству свои опасения, связанные с заключением договора. Не раз в акваториях крупнейших центров рыболовства (Пусан, остров Чечжу, провинции Северная и Южная Чолла) проходили настоящие «морские митинги». Рыбацкие шхуны курсировали вдоль берега с растяжками типично антиглобалистского содержания.

Тем не менее, несмотря на огромный общественный резонанс, переговоры в целом прошли достаточно плодотворно, и уже в марте 2007 года вся работа по заключению договора была завершена. 2 апреля 2007 года стороны подписали документ, который ждет лишь одобрения парламентов двух стран.
Министр рыбного хозяйства Республики Корея Кан Му-хен призвал рыбаков прислушаться к голосу разума и перестать обвинять правительство в некомпетентности при заключении Договора о свободной торговле (ДСТ) между Кореей и США. Он предложил не оглядываться назад и «не тыкать постоянно в некоторые достаточно сомнительные преимущества», которые давала система соглашений с США в прошлом. По мнению министра, они не помогали, а, напротив, сдерживали потенциал роста корейской экономики. Кан Му-хен предложил внимательнее присмотреться к огромным перспективам, открывшимся перед корейской экономикой, в том числе и в секторе рыбной промышленности.

Также он процитировал слова президента Но Му-хена, который еще перед последним туром переговоров сказал следующие: «Естественно, будут и те, кто не найдет себя в новой системе, но это не означает, что мы должны отказываться от предоставленной нам возможности усилить экономическую мощь нашей страны».

Но «пятой колонной» умело пользовались и представители противников заключения договора. Причем их доводы были не менее убедительны. Так, ряд СМИ южнокорейского города Пусан распространил информацию о махинациях, якобы готовящихся американскими компаниями при участии предприимчивых рыбаков из КНР. Действительно, стоит поменять в графе «Место производства продукции» Китай на Соединенные Штаты, как товар, ввозимый на рынки Южной Кореи, в соответствии с новым договором автоматически становится беспошлинным.
Но существуют и более надежные сведения о перспективах развития рыбной отрасли. Так, газета «Пусан Ильбо» опубликовала доклад авторитетных аналитиков, сообщив об «ударе», который вскоре должен прийтись на плантации марикультур и океаническое рыболовство республики. Согласно официальным докладам специалистов, во-первых, в Корею ежегодно из США будет импортироваться около 50 тыс. тонн ложного палтуса, который, кстати, является основным видом биоресурсов, производящихся на рыбных фермах Кореи. Во-вторых, прогнозируются огромные убытки компаний, занимающихся океаническим рыболовством, поскольку пошлины на некоторые виды рыбы, добываемой в Мировом океане, должны были быть не просто уменьшены, а сняты вовсе. По подсчетам экономистов, среднее ежегодное сокращение производства составит без малого 28 млрд. вон (около 30,3 млн. долларов). Такое сокращение производства экономисты прогнозируют на ближайшие 15 лет.

Глубокую озабоченность вызывал вопрос о поставках замороженного минтая, который в корейской прессе поэтично называют «морским рисом», или, если перефразировать на русский, «морским хлебом». Но, как оказалось, первое место в его импорте в республику уже и так удерживает Россия. Объем этих поставок составляет 25 тыс. тонн. То есть, можно сказать, заключенный договор в перспективе может уже влиять на экспорт из нашей страны.

Таким образом, больше всего в настоящих условиях терпят убытки океаническое рыболовство и марифермы – отрасли рыбного хозяйства, которые в нашей стране находятся сейчас как раз в наиболее неопределенных условиях.
Однако, как оказалось, в условиях свободной торговли потери корейского северного тралового флота также будут невысоки. Отчасти это связано с грамотной политикой государства. Ее суть заключается в 15-летнем переходном периоде, во время которого сохранятся некоторые ограничения на ввоз американского минтая в страну.

Кроме того, корейское правительство тут же поспешило успокоить рыбаков. Так, по мнению руководства страны, американским экспортным компаниям невозможно будет тягаться с местными производителями, так как их ложный палтус будет поступать в страну в замороженном, а не охлажденном виде. Это означает, что американская продукция будет занимать совсем другой сегмент рынка. Хотя, признают государственные органы, теоретически проникновение на внутренний корейский рынок американской продукции все же возможно. Однако это слишком маловероятно, поскольку постройка специальных установок для ее транспортировки требует значительных временных и финансовых затрат, что делает ее импорт весьма нерентабельным.

Что касается океанического рыболовства, то в этом вопросе, весьма болезненном для экономики республики, корейская сторона была настроена принципиально и оттягивала решение вопроса вплоть до самого конца переговоров. В итоге принят временный мораторий на введение беспошлинной торговли на минтай и горбыль на 15 и 12 лет соответственно.
Наряду с решением проблемы по стабилизации потенциала (ресурсов) рыбной отрасли правительству необходимо соблюдать обязательства перед ВТО и условиями ДСТ, что может сказаться на благосостоянии и простых рыбаков, попросту лишить их прибыли.

Для решения данных проблем планируется, во-первых, перестроить рынок перекупщиков и структуру экспорта, на что будет затрачено порядка 63,6 млрд. вон. А, во-вторых, до 2013 года планируется потратить около 12,4 трлн. вон для компенсации возможных потерь на период восстановления ресурсов и улучшения жизни рыбаков.

Правительство Республики Корея обнародовало содержание пакета компенсационных выплат рыбакам, которые понесут убытки в связи с вступлением в силу Договора о свободной торговле. После вступления его в силу в течение 7 лет предусматриваются выплаты, которые покроют порядка 85% убытков по недополученной прибыли корейским рыбакам и аквафермерам. Корейским компаниям, которые по этой причине понесут убытки в виде снижения их прибыли от продаж более чем на 25%, будут предоставлены льготные кредиты. Тем корейским гражданам, которые в результате останутся без работы, в течение года будут выплачиваться до 75% от их среднего заработка. Предусматриваются и ряд других мер по снижению негативного эффекта от вступления в силу Договора о свободной торговле между Кореей и США.

Таким образом, на примере Кореи видно, что заключение договора не просто нужно, но и попросту необходимо. Любой рост упирается в потолок – перенасыщенность рынка собственной страны и ограниченность доступа на рынок стран соседних. Последовательное присоединение к ВТО и заключение ДСТ со странами-участницами торговой организации – безусловный прорыв на рынки этих стран. Но государству нельзя забывать и о потребности поддержать на начальном этапе пока не до конца окрепшие, но стратегически необходимые в перспективе отрасли родной экономики – дополнительное финансирование, льготные кредиты, временное ограничение ввоза некоторых товаров уже в рамках ВТО – все средства хороши, но еще эффективнее в комплексе.

Кроме того, основное свое внимание государству следует обратить на поддержку океанического рыболовства и развитие таких интенсивных способов эксплуатации морских богатств, как разведение рыб, моллюсков и водорослей на марифермах. За этими отраслями – будущее, и именно они, как видно на примере Республики Корея, наиболее чувствительны к конкуренции из-за рубежа.

Вадим АКУЛЕНКО