Журнал «Fishnews»

«Чудесный улов» для приморских рыбаков

Во все времена море притягивало к себе человека. Владивосток. Морские ворота страны на Тихом океане. Именно в этом городе как нигде ощущается переходящая из поколения в поколение теснейшая связь человека и океана. Великолепные закаты и рассветы, чайки на синем просторе неба, свежий морской бриз, яростная стихия шторма зачаровывают истинного ценителя природы. Море обладает таинственной силой влюблять в себя навсегда.

Однако море – это не только буйство красок и красивейшие пейзажи, море – это торговые пути, военный флот и, конечно же, ценнейший пищевой ресурс – рыба. На Дальнем Востоке, пожалуй, не найти семьи, жизнь которой не была бы связана с морем. И профессия рыбака здесь пользуется особым уважением. Каждый день суда выходят в море, и рыбаки, занимаясь добычей морепродуктов, постоянно рискуют своей жизнью. Трудна и опасна их работа, где главный союзник – море – может внезапно обернуться злейшим врагом, а капризам погоды можно противопоставить только опыт, упорство и самоотдачу.

Нелегкий, но романтичный труд людей, осваивающих суровый Дальний Восток, издавна был источником вдохновения художников. Героями их картин часто становились те, кто всю свою жизнь посвятил морю. Последние годы были нелегкими для нашей страны. Изменилось многое, в том числе и отношение к живописи. Материальные заботы вышли на первый план, резко оттеснив стремление к духовности. Многие люди просто забыли о том, как много может дать человеку искусство. И далеко не у всех есть время, желание и возможность посещать галереи и вернисажи. Поэтому объединение профессиональных приморских художников «АртТерра Инкогнита» решило продолжить традицию товарищества передвижных выставок, которая сложилась в русском классическом искусстве на рубеже XIX–XX вв. Подобные мероприятия устраивались, чтобы привлечь внимание к социальным проблемам и познакомить публику с новыми направлениями в живописи.

Молодые дальневосточные художники также приняли решение самим отправиться на встречу со своей аудиторией. И на ведущих предприятиях рыбной отрасли Приморского края этим летом организовали передвижную выставку «Чудесный улов». Участники «АртТерры Инкогнита» поставили перед собой цель: возродить интерес к теме рыбацкого труда, показать уникальную природу Дальнего Востока, подчеркнуть неразрывность связи «море-человек». На выставке было представлено около 80 работ, посвященных этой теме: от натюрмортов и морских пейзажей до портретов и сюжетных картин, повествующих о суровых рыбацких буднях. Выставка начала свою работу в управлении Владивостокского морского рыбного порта. Спустя три недели познакомиться с современной реалистической живописью смогли сотрудники ТИНРО-Центра. А завершающий этап экспозиции проходил в здании ОАО» Дальрыба».

Доброй традицией «АртТерры Инкогнита» стало создание к каждой выставке копии картины кого-нибудь знаменитого художника прошлого, по тематике совпадающей с представляемыми работами. Члены творческой группы, по очереди играя роль экскурсовода, рассказывают посетителям об известных полотнах и мастерах, создавших шедевры живописи, тем самым приближая классику к реалиям нашего времени. На этот раз на открытии выставки зрители смогли познакомиться с историей картины, которая дала название всей экспозиции – свободной копией знаменитого картона Рафаэля «Чудесный улов», выполненного в 1515 г. по заказу Папы Римского Льва X к шпалерам для Сикстинской капеллы. Оригинал картины сейчас находится в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Автор копии, участница объединения Анна Копытина, подчеркивает: «Рафаэль – великий мастер. В своем произведении он точно следовал библейскому сюжету главы V, Евангелия от Луки. Классический сюжет призван подчеркнуть, что еще с библейских времен труд рыбака был в почете. Рыбаками были апостолы Петр и Андрей, изображенные на картине. Мы равняемся на Рафаэля, но при этом понимаем, что живопись очень изменилась со времени эпохи Возрождения.

Здесь есть некий просветительский момент. Увидев картины знаменитых художников прошлого, люди могут сравнить старое искусство и новое, определить что-то близкое для себя. При этом независимо от того, в чью пользу будет сделан выбор, победит красота. Ведь соприкоснувшись с настоящим искусством, люди становятся внутренне богаче».
Среди других работ, представленных на выставке, наиболее сильное впечатление оставляет еще одна картина Анны Копытиной «На рыбозаводе», где изображен процесс переработки рыбы во время летнего промысла лосося. В центре композиции – труженицы завода, девушки, таскающие тяжелые емкости с рыбой, стоящие на ее разделке, весело переговаривающиеся, смеющиеся. Это путина, то короткое время, когда лосось подходит к дальневосточным берегам, когда дорог каждый час и каждая пара рук на вес золота. Поэтому ни на миг не затихает работа на рыбозаводе, снова и снова склоняются работницы над столами, заваленными рыбой, забыв об усталости и ноющих руках и спине.

Взгляды зрителей надолго задерживаются на работах Елены Гуляевой. Сюжеты ее картин незамысловаты: городские этюды, натюрморт с рыбой, бухты Владивостока, но их цвета запоминаются надолго – розовые, голубые, сиреневые. Что-то бесконечно нежное, теплое и весеннее ощущаешь, когда рассматриваешь «Свято-Никольский собор», «Морской городок», «Удачный улов», «Натюрморт с ракушкой», «Облака». Яркие, насыщенные тона словно отражают жизнерадостный характер автора. А восторженное настроение, которым пронизаны ее картины, поневоле передается зрителю. Елена признается, что больше всего она любит работать над морскими пейзажами. «Открытые просторы, небо, облака. Когда пишешь с натуры, все будто само собой получается. Ведь у нас такие красивые места! Эти просторы, цвета… Направление, в котором я работаю, можно назвать романтичным реализмом. Я не пишу авангард, это не мое. Мне кажется, надо людям дарить радость яркими красками».

Особого внимания удостоились и работы единственного графика «АртТерры Инкогнита» Екатерины Кравцовой. Сырые, холодные «Камни», влажно поблескивающие после отлива, клочья морской «Пены» в прозрачных зеленоватых волнах, бьющихся о прибрежные «Скалы». Приморская природа величественно красива и сурова. Здесь нет места городскому человеку, изнеженному «благами цивилизации», и чувствовать себя как рыба в воде смогут только такие же сильные, молчаливые люди, первопроходцы, покорявшие восточные берега нашей державы. По мнению художницы, современное искусство слишком оторвано от реальных проблем, волнующих наше общество, и зачастую непонятно ему. «Сегодня мы видим, что образованные, интеллигентные, творческие люди: культурологи, философы, художники, искусствоведы, даже когда им предоставляется возможность собраться вместе и обменяться мнениями, словно разговаривают на разных языках.

Деятели культуры друг друга не понимают, а ведь есть еще и простой народ». Искусство должно быть ближе к людям, к своим истокам. Разумеется, речь не идет о примитивности или желании вызвать любой отклик, когда можно просто шокировать человека, вызвать у него страх или отвращение. Напротив, художник должен выражать свои идеи, апеллируя одновременно и к разумному, и к чувственному, так, чтобы большинство зрителей смогло понять и разделить его мысли.

Поэтому многие посетители узнавали или считали, что узнают, поселки и заливы, изображенные в «кунаширской» серии Анны Копытиной, в основу которой легли впечатления от поездки на Курильские острова.
Привлекли внимание и натюрморты с рыбой и другими дарами моря, и сюжетные сценки, и портреты тружеников моря. Многие узнают и знакомые пейзажи с видами побережья Приморского края и Курильских островов, и суда, на которых приходилось работать.

По словам Анны Копытиной, в первую очередь выставка предназначена для самих рыбаков. «Это действительно отважные люди. Молодые ребята, уходя в море за рыбой, подчас не осознают, что их ждет. Но, столкнувшись лицом к лицу с опасностью, они взрослеют, учатся помогать друг другу, обретают себя. Это тот самый чудесный улов, который человек приносит из моря – самопознание и самообновление. Художник не должен быть обособлен. Он пытается понять образ мыслей и чувства человека, прежде чем запечатлеть его на полотне. Готовясь к выставке, мы постарались как можно лучше понять, чем живут рыбаки. Некоторые из нас бывали на Курильских островах, работали во время путины на рыбоперерабатывающих заводах, близко знакомясь с береговой жизнью рыболовов». Приобретенный опыт особенно пригодился при подготовке работ к выставке «Чудесный улов». Материал, привезенный с Кунашира, дух островной жизни, где слово «путина» несет в себе, без преуменьшения, сакральное значение, лег в основу сюжетов многих картин.

Участники объединения «АртТерра Инкогнита» планируют и в дальнейшем, занимаясь станковой живописью, направить свое творчество на изображение людей, которые занимаются трудом, наполняющим жизнь человека материальными и духовными благами. «Ведь только когда человек трудится, он осознает свою значимость в обществе, важность своей профессии, профессии рыбака. И живопись должна это отражать. Цель искусства – видеть прекрасное, героическое в повседневной жизни и напоминать людям об этом, – считает Анна Копытина. – Мне кажется, что сегодня людям зачастую не хватает именно этого. И если человеку показать всю красоту его профессии и образа жизни, то он надолго сохранит это ощущение, будет стремиться к совершенству, постарается развить в себе лучшие качества: умение любить, сострадать, хранить дружбу, нести ответственность»
В морском рыбном порту Владивостока был обычный рабочий день. Люди заходили в управление порта и останавливались, замечая на стенах вместо привычной белизны праздник красок. Кто-то, пожав плечами, спешил дальше, по своим делам. Но большинство оборачивались, подходили ближе, узнавали знакомые очертания островов, бухт и прибрежных поселений. Одним хватало беглого взгляда, другие же внимательно рассматривали картины, словно сравнивая их с чем-то глубоко спрятанным в душе. Один из зрителей выразился коротко и емко: «Твердость духа и отвага – это главное, и они здесь есть». Пожалуй, сложно найти слова, которые бы лучше характеризовали людей, связавших свою судьбу с морем.

Анна ЛИМ