Средний «трудовой стаж» БМРТ перевалил за 28 лет, и их осталось всего 20 единиц. В массовом порядке становятся на прикол средние рыболовные траулеры (в 2006 году средний возраст 164 среднетоннажных судов составил 23,2 года).
Флот уменьшается, как шагреневая кожа. Резко выросло только количество малых судов (под значительно увеличенную прибрежную квоту). Но какие это корабли? В основном – спешно пригнанные из других бассейнов старые суда. Есть пара МРТК, построенных в 90-х годах на Сосновском заводе, несколько единиц малого флота, построенных на местном заводе «Нерпа», а также «иномарки».
Однако была предпринята еще одна попытка обновить прибрежный флот. За строительство двух судов взялся колхоз «Ударник».
Но никому не дай Бог участи строить в России корабли в смутные времена! Занявшись судостроением, председатель колхоза Владимир ШАНЬГИН «заработал» инфаркт и покинул свой пост по состоянию здоровья.
Сегодня он руководит компанией «Рыбколхозлизинг», ныне зарегистрированной в Мурманске, которая является лизингополучателем по проекту постройки этих двух кораблей. По прошествии четырех лет, прошедших со времени постройки первого из судов, собственником «Звезды рыбака» и «Звезды удачи» остается лизингодатель – «Росагролизинг». Суда находятся в эксплуатации по сублизингу в одной их архангельских компаний. То есть они «уплыли» не только из колхоза «Ударник», но и из Мурманской области.
Почему так произошло? Потому что в самом начале века, когда суда были еще в чертежах, принималось много решений о наделении квотами определенного судна. Было и такое решение: взамен списанного должен быть построен новый корабль. А когда их построили, вышло 704-е постановление правительства, отменившее гарантированное выделение под новострои биоресурсов. Так «Звезды» остались без рыбы.
Мог ли предположить Шаньгин, что его детищу не окажут ресурсную поддержку? Мог, как и все остальные судовладельцы, которые «донашивают» свои мощности, как старый отцовский китель. Но он решил не отступать.
В результате два красавца с гордыми именами «Звезда рыбака» и «Звезда удачи» в 2003-2004 годах были построены на Астраханской верфи. При их спуске на воду и по прибытию в Мурманск рукоплескали министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, глава ФАР Станислав Ильясов, губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов, депутат Госдумы Валентин Лунцевич и другие высокопоставленные лица. «Звезды» называли «будущим рыбной промышленности». В этих словах был заложен глубокий смысл: дескать, ты, Владимир Иванович, конечно, государственный человек, однако малость поторопился…
- Традиционных рыбаков 704-м постановлением в 2003 году выкинули за борт. Жизнь выкинули! – с горечью говорит Шаньгин. – Этого не вернуть. Теперь говорят: будет приниматься во внимание история за 5 лет. А я предполагаю историю несколько другую. Нас заверяли на высоком уровне, что будет оказана ресурсная поддержка. Но это были пустые слова, и все рухнуло… Это что, не история?! А история – это тогда, когда ясно было, что квота не вернет тех средств, которые были вложены в аукционы. Я дважды был на аукционе и понимал, что возвращать деньги нужно было бы только криминальным путем. Никогда этим не занимался и заниматься не буду. Но почему-то наши руководители радовались тому, сколько денег они принесли в бюджет. Ясно, это было признанием браконьерства. Думаю, это уголовное дело.
Еще в 1993 году отдельно взятый рыболовецкий колхоз стал инициатором проектирования и строительства среднетоннажного траулера, который должен был заменить суда типа СРТМ. Инициаторов поддержали рыбаки-колхозники из многих приморских регионов страны. На начало проектных работ общих денег хватило. Потом «Ударник» потянул этот тяжелый воз сам.
- Не постесняюсь сказать, – продолжает Владимир Иванович, – мне было жалко грамотных инженеров-проектантов ЦКБ «Восток» в Санкт-Петербурге, которые сидели не за компьютерами – они сидели за кульманами, в фуфайках, в перчатках – и рисовали нам чертежи кораблей. Получали они столько, что хватало только на хлеб. И проект затянулся.
Тем не менее этот проект прошел все согласования в Гипрорыбфлоте, что не так-то просто сделать в любое время, тем более в 90-х годах. Ряд аналогичных проектов так и не прошел сквозь лупу экспертизы. Таким образом, проект колхозников остается лидирующим в России.
Еще 10 лет назад отечественный флот мог бы начать пополняться судами российского проекта, построенными на российских верфях. Всего 60 судов хватило бы, чтобы заменить сегодня 160 мурманских СРТМ.
Среднетоннажное судно пытались построить в ряде европейских стран, в Китае. Правительством дважды выделялись кредитные линии на постройку за границей, но приходили другие премьеры – и дело откладывали в долгий ящик.
Владимир Шаньгин рассказывает:
- Китайцы хорошо изучили наши чертежи. Они сказали: корабль такой, какой надо. Но поставили нам условие: деньги вливают на 10 лет, строят 10 кораблей (7 – для Дальнего Востока и 3 – для Севера), а следующие – для себя, при этом они становятся владельцами проекта. Мы на это не пошли. Теперь, когда я прошел весь путь, взяв на себя бремя обновления флота, начав, конечно, с малого, я хочу только одного: чтобы наш опыт был учтен теми, кто будет строить корабли. Наглядным примером мы показали, что нужно делать, чтобы обновить флот. Рассчитывать, что кто-то что-то нам принесет на блюдечке, не надо. Нужно думать, как нам из этого положения вывернуться. Нет, я не собираюсь бороться. Мне бы в виде исключения довести эти корабли до конца, рассчитаться за них!
- А опыт, выраженный в цифрах, – поясняет Владимир Иванович, – таков: проектная стоимость одного судна из «Звезд» стоит 2 млн. долларов. Мы, взяв деньги в кредит, заплатили заводу. И при этом должны отдать государству без малого 20 млн. рублей НДС. Кроме того, оплатить налог на имущество – 10,5 млн. рублей и все налоги, связанные с базой налогообложения. То есть: мы должны ежемесячно оплачивать по 2 млн. рублей за два судна. Кроме того, 216 тысяч по НДС и по 75 тысяч по налогу на имущество. Таким образом, государство не помогло нам, оно наоборот, получило от нас доход в бюджет. Вот что самое обидное!
Не получив квоты в том размере, которая нужна для выполнения бизнес-плана на пять лет, мы почувствовали, что за этот период деньги не возвратим. Поэтому по нашей просьбе лизинговый период был продлен до 8 лет. Но и тут начались пробуксовки в связи с ростом цен на топливо и прочим.
Первоначальный бизнес-план нам показывал, что на каждый корабль проекта 21280 («Звезда рыбака», «Звезда удачи») мы должны были иметь по 800 тонн квоты донных пород и по 15 тысяч штук краба. Если иметь сегодня 1000 тонн ресурсов, хватит денег и на платежи, и на текущий ремонт, и на дорогостоящее топливо, а, соответственно, в течение оставшихся четырех лет мы расплатимся за суда.
Чтобы возвращать деньги, нужно их зарабатывать. А без сырьевых ресурсов зарабатывать их невозможно. Квота, которую «Ударник» имел на свой флот до списания кораблей (из 9 судов списали 5), ушла в другие компании, которые почему-то вдруг обзавелись «трехлетней историей».
Раз нам не хватило квоты, мы начали работать с чужой – и возвращать деньги. Но, к сожалению, этого недостаточно. В результате сегодня, оплатив почти 80 млн. рублей, мы задолжали по лизинговым платежам более 30 млн. рублей.
И все же я утверждаю, что лизинговая схема гораздо лучше прямых банковских инвестиций. Лизинг намного дешевле. Сегодня лизинг рассматривает вопрос о выдаче денежных средств под 2,5-3 процента годовых, а общее удорожание происходит на 21,9%. Представляете, рассрочка на 8 лет – и всего лишь этот годовой процент! Банковский кредит стоит 15-16% в год. То есть нужно будет платить двойную цену – заводу и банку.
Плюс налоги – и корабль, соответственно, дорожает. Я еще напомню о том, что все приобретенное в кредит имущество закупается за счет прибыли предприятия. То есть налоговики требуют оплатить налог на прибыль 24%. А лизинговые платежи – входят в себестоимость.
Итак, купив судно за 100 млн. рублей, вы через банковскую схему за него отдадите примерно 250-280 млн. рублей, а если через лизинг, то только 125-130 млн. рублей.
- Но все же я смею утверждать, что и этого недостаточно для того, чтобы рыбопромышленники и судостроители спокойно взялись за дело, – подводит итог сказанному Владимир Шаньгин. – Вот, передо мной на столе лежит новый законопроект. Читаешь и думаешь: от чего уходили, к тому и пришли. Я понимаю, каждый лоббирует свое. Один так думает, другой иначе. А должно быть так: все одной рукой! Хватит уже разговоры разговаривать…
Что же практически нужно сделать, чтобы обеспечить государственную поддержку рыбопромысловому судостроению?
Два десятилетия мы бьемся, чтобы при строительстве кораблей убрали НДС – это первое.
Второе – убрать таможенные пошлины за ввоз зарубежного оборудования.
Третье – давайте уберем и налог на имущество на период окупаемости корабля.
Четвертое – снизить процентную ставку по банковским кредитам на две трети.
Пятое – я должен быть освобожден от платы за сырьевые ресурсы. Потом, когда корабль выполнит все платежи, он будет подходить под общую категорию.
В Налоговом кодексе есть такая фраза, которая вполне может быть применена для обновления флота: плата за ресурсы может быть снижена, если эта деятельность несет экономическую целесообразность стране. Но это должно быть обязательством рыбопромышленника – рыбу доставить в Россию. Просто надо сделать такую расшифровку, и все.
И последнее, хотя по важности самое главное – что касается сырьевых ресурсов, то понятно, что они нужны конкретно под новострои.
В Минрыбхозе СССР оставалось, если не ошибаюсь, до 15% ресурсов от ОДУ, которые шли на поддержку государственных нужд. Я даже помню такую ситуацию, когда мы у себя в колхозе отрабатывали 100 тонн квоты из резервного фонда с тем, чтобы на валюту продвигались отраслевые научно-технические разработки.
Если рыбаки будут знать точно, каковы условия и перспективы строительства судов, то многие за это возьмутся. Вот тут-то «Рыбколхозлизинг» и готов будет передать им свой опыт, в том числе обратить их внимание на готовые и согласованные проекты судов.
И пора бы рыбакам вновь подумать об объединении усилий. Все знают, к чему привело несогласие после того, как флота разодрали на части, а иные компаньоны из-за своих амбиций ссорились уже внутри своих фирм за каждое отдельное судно.
В 80-е годы во Всесоюзном объединении рыболовецких колхозов был свой стабилизационный фонд. Все колхозники отчисляли в этот фонд некий процент от своих доходов. Это была своего рода касса взаимопомощи. И сегодня стоит к этому вернуться, стоит прислушаться к мнению Владимира Ивановича Шаньгина:
- Если есть противоречия у рыбаков разных бассейнов и разных регионов, давайте начнем с отдельных регионов. Сегодня 10 тысяч тонн квоты на донные рыбы прибрежной квоты на область выделено. Эта квота не куплена на аукционе. Сейчас у того, кто не начал промысел или нарушил правила рыболовства, квоту будут изымать. Предположим, изъяли полторы-две тысячи тонн. Не нужно их выставлять на аукцион! Нужно оставить резервным фондом. Все у нас в области знают, какие компании работают с открытым забралом, а какие иначе, мы сами тут, на месте, быстро с этим разберемся и по справедливости решим, кому из нас оказать поддержку для обновления флота. Правильно говорит наш губернатор Юрий Евдокимов: пора объединяться под реальные дела. Если Совет мурманских ассоциаций будет создан, он будет вырабатывать консолидированное мнение, с которым нельзя будет не считаться.
…Однако, судя по последней информации, региональные аукционы по продаже «излишков» ресурсов Москва все же собирается проводить. Или рыбаки будут объединяться для защиты своих корпоративных интересов, или им придется выкладывать деньги на новых аукционах, сдавая свои последние «нерыночные» позиции.