Мировой тунецБудущее отрасли за инновационными технологиями производства рыбы |
В нашем стремительно развивающемся мире все отрасли народного хозяйства должны подчиняться законам рынка, одним из главных условий которого является свободная конкуренция. А для того, чтобы «оставаться на плаву» в жестких условиях, заданных иностранными игроками, необходимо помнить о простейшем правиле – предоставлять товары и услуги с наиболее оптимальным соотношением цены и качества.
В рыбной отрасли помимо вопроса о качестве продукции большое значение играет класс продукта. Не секрет, что при огромном количестве видов промысловой рыбы, несомненной популярностью пользуются лишь десятки. На популярность влияют гастрономические веяния эпохи, традиции национальной кухни и собственно характеристики самой рыбы (вкусовые, диетические и т.д.).
Признанным лидером среди рыбопродукции в этом отношении как на Западе, так и на Востоке является тунец. Среди 23 его подвидов 2 –обыкновенный тунец (blue fin tuna) и желтоперый тунец (thunnus albacares) – являются рыбой так называемого «высшего класса», стоимость килограмма которой в разы превосходит стоимость обыкновенной рыбы. Так, килограмм самой вкусной части тунца – брюшка – обойдется гурманам в 150-200 долларов. Соответственно и рентабельность лова тунца несколько выше, чем у промысла другой рыбы, что заставляет все страны, обладающие развитым рыболовным флотом, гоняться за ним по просторам Мирового океана.
Россия, растерявшая в «смутные» годы рыночных реформ свои рыбодобывающие мощности, чуть было не лишилась квот на вылов тунца. Единственная тунцеловная флотилия, состоящая из четырех шхун, осталась на самом западе России – в Калининградской области, у компании «Рустуна» – «дочки» рыболовецкой компании «Морская звезда». Да и эти суда были практически восстановлены из металлолома (что в свою очередь еще раз подтверждает факт чрезвычайной прибыльности этого вида рыбодобычи).
Наши дальневосточные соседи – корейцы – отмечают в этом году 50-летие выхода своего первого тунцелова в промысловый поход, что одновременно является и отправной точкой создания в Южной Корее новой отрасли народного хозяйства – океанического рыболовства. 29 июня 1957 года из Пусана после торжественной церемонии, проведенной тремя днями ранее, вышло корейское рыболовное судно «Чинам» водоизмещением 230 тонн и направилось в свой первый океанический поход в Индийский океан. Удивительно, но рыбаки, видевшие до этого тунца лишь на фотографиях, смогли успешно его гарпунировать и поднять на борт. В этом походе рыбаки добыли 10 тонн тунца.
Сегодня Республика Корея с помощью своего океанского флота добывает порядка 200 тысяч тонн тунца в год, что составляет около 5% общемировой добычи этого виды рыбы. Но ограничиваться они этим не собираются. Впереди новая эпоха – производства тунца на рыбных фермах.
Ученые все чаще и с все большей настойчивостью твердят о грядущем кризисе рыболовства. Например, совсем недавно группа ученых из университетов США, Канады и ЕС опубликовала исследование, которое предсказывает полный коллапс мирового рыболовства уже менее чем через 40 лет. Исследователи проанализировали скорость сокращения популяций основных видов океанических рыб, которых ловят в промышленном масштабе. По мнению авторов исследования, анализ тенденций в рыболовстве показывает, что после 2038 года ловить в океанах будет просто нечего.
Совершенно очевидно, что после возможного исчезновения рыбы из Мирового океана спрос на нее, несомненно, только возрастет и колоссальные прибыли получат те игроки, которые смогут ее предоставить.
Японские ученые, занимавшиеся вопросом разведения в неволе обыкновенного тунца (blue fin tuna), самого крупного подвида этой рыбы, достигающего 3 м в длину и до 500 кг в весе, после 34 лет подробного изучения проблемы смогли достичь значительного прогресса в данной области. В 2002 году была построена первая опытная станция, производящая ежегодно около 3 тысяч тонн тунца.
В настоящий момент страны, занимающиеся искусственным выращиванием тунца, можно пересчитать по пальцам. Это Япония, Австралия, Мексика, Турция, США и ряд западноевропейских стран. Всего в мире таким образом производится порядка 37-40 тысяч тонн тунца в год, что составляет 1% от общего количества потребляемого тунца. Вылов тунца в Мировом океане составляет, по последним данным, около четырех миллионов тонн, и добыча его год от года постепенна сокращается.
Корея стремится стать одной из ведущих стран-производителей этого ценного сырья, тем более что по потреблению тунца (15-20 тысяч тонн в год) страна стоит на третьем месте после США и Японии.
С целью создания первой в Корее фермы, производящей тунец, в прошлом году совместно с иностранными учеными была разработана и принята программа, рассчитанная на 5 лет с заложенным бюджетным финансированием в 2-3 млрд. вон. Для работы над проектом были приглашены эксперты из японского университета Кинки и специалист по разведению тунца Кумаи Хидэми.
Экспериментальную рыбную ферму по разведению тунца планируется открыть на базе уже существующих ферм по разведению макрели (японской скумбрии) на островах Комун или Чхучжа в заливе Намхэ. Для этого планируется самостоятельно изловить мальков «дикого» тунца либо приобрести маточное стадо на ферме в Японии. Как считают корейские ученые, в случае, если взрослые особи, приобретенные для дальнейшего разведения, будут весить около 200 кг и природные условия позволят обеспечить температуру воды в зимний период не ниже 10 градусов, то через 5 лет на юге Кореи будет действовать полноценная рыбная ферма по разведению тунца.
В рамках данного проекта в Университете изучения моря города Тхонъен провинции Южная Кенсан в августе 2007 года прошел семинар, посвященный искусственному выращиванию тунца. В мероприятии приняли участие специалисты из Японии и других стран. Доктор Чи Сын Чхоль, глава морского исследовательского отдела японского университета Кинки, заявил, что для успешного развития высоких технологий в области разведения рыбы и выращивания других марикультур, корейские рыбаки должны обратить свое внимание именно на выращивание тунца. Доктор подчеркнул, что огромный опыт, накопленный в Республике Корея по разведению других видов рыб, а также развитость сети рыбных ферм и огромное число специалистов как по разведению, так и по лечению рыб – все это должно помочь Корее в кратчайшие сроки занять лидирующее положение среди стран-производителей тунца.
Российскому правительству, активно поддерживающему инновационные технологии для развития несырьевой экономики, пример соседней страны мог бы оказаться весьма полезен. Конечно, внутренних запасов рыбы хватит еще надолго, но пора задуматься и о будущем. Возможно, на западе страны рентабельно ремонтировать старые тунцеловы и отправлять их в длительные и дорогостоящие экспедиции (ремонт и отправка только одного такого судна обошелся «Рустуне» в 2,25 млн. долларов). Но на востоке страны, учитывая прекрасные природные условия, возможно, стоит задуматься о комбинированном использовании тунцеловов и рыбных ферм. Тем более что, по прогнозам ученых, к середине XXI века, возможно, от активного лова многих объектов придется вообще отказаться, и в этом случае наработанные за полвека технологии смогут пригодиться для успешной конкуренции на мировых рынках.