Реализуя подобные «нововведения», затрагивающие основы российского рыбного бизнеса, следует двигаться поэтапно и с учетом особенностей деятельности рыбохозяйственных регионов.
Как показывает практика, в процессе развития компаний неизбежно возникают такие проблемы:
а) укрепление того или иного направления бизнеса за счет приобретения дополнительных юридических лиц, способных обеспечить корпоративный синергизм;
б) выведение из состава компании отдельных бизнес-единиц, не пригодных для ведения дальнейшей совместной эффективной деятельности;
в) проведение организационных мероприятий, связанных с изменением сложившихся внутрикорпоративных связей, роли и статуса, отдельных бизнес-единиц в группе, их профиля и др.
По нашему мнению, как вновь созданное Госкомрыболовство России, так и его территориальные Управления, а также рыбохозяйственные подразделения (департаменты) региональных администраций (Мурманск, Калининград, Владивосток, Южно-Сахалинск, П.-Камчатский и др.) должно начать проведение работы по совершенствованию организационной структуры морского рыболовства, рыбообработки и торговле добываемой рыбы и других водных биоресурсов, имея в виду повышение уровня концентрации и многопрофильности производства, а также повышение конкурентной способности предприятий и товарной рыбопродукции, обеспечение жизнедеятельности населения регионов России в области питания.
1. Рыбная отрасль нуждается в новой организационной структуре
Многие российские ученые и рыбопромышленники и даже Президент России В.В. Путин последовательно критикуют чрезмерную раздробленность рыбного хозяйства, в которой в среднем на рыболовную компанию приходится лишь 1-2 судна.
Как отмечалось в печати, стоит даже проблема консолидировать рыболовецкую отрасль, оставив 10-12 крупных объединений. Именно так заявил глава ведомства Андрей Крайний 19 сентября 2007 г. на пресс-конференции в Москве. По его словам, в России в результате бесконечных реформ в рыболовецкой области из 10-12 крупных игроков («Севрыба», «Дальрыба» и др.) образовалось около 5 тысяч мелких компаний с небольшими активами. «Процессы консолидации у нас только начинаются, и мы будем этому способствовать», – сказал Крайний.
Постановка этой цели представляется своевременной, но ее достижение потребует ряда лет.
Более реалистична стратегия укрупнения рыбохозяйственных предприятий и объединений в рамках целенаправленной корпоративной региональной политики, особенно в масштабах крупных городов и областей.
Крупные интегрированные компании рыночного типа должны начать играть большую роль в рыбопромышленном комплексе России. Однако их становление и развитие не станет простым процессом. Даже в отраслях с «нормальной» финансово-экономической политикой (строительство, нефтедо-быча, энергетическое машиностроение и др.) укрупнение объединений с интеграцией промышленных, финансовых и торговых участников довольно часто не дает ожидаемого эффекта. Как следствие, созданные ранее отдельные корпорации по истечении нескольких лет работы уходят с рынка, реорганизуются или ликвидируются. Многое зависит от управленческого и экономического таланта руководителей, их квалификации, умения наращивать капитал и осуществлять необходимые нововведения и инвестиции.
По существу перед рыбной отраслью поставлена задача активного, экономически обоснованного создания различных «интегрированных корпоративных структур» (ИКС).
В создании новых крупных структур имеет значение не только федеральное, но и региональное законодательство, ориентированное на приоритетность развития стратегически важных отраслей экономики и отдельных производств.
В документах ФАО ООН (г. Рим) постоянно подчеркивается характерные особенности мирового рыболовства и торговли рыбными товарами.
Так, специфической особенностью рыболовства и торговли рыбой является широкий диапазон в типах продуктов и рынков, и ограниченная концентрация промышленности. Малые и средние предприятия – это норма в торговле рыбой. Торговля рыбой и рыбной продукцией динамична. Масштабы добывающего рыболовства являются лимитированными, в то время как аквакультура постоянно растет, влияя, таким образом, на состояние сферы поставки. Цепь распределения, включая местоположение и деятельности по естественной обработке, постоянно приспосабливается к изменениям в технологии, коммуникациях и транспортировке. Свободная торговля и либерализация рынка также усиливают глобальный характер сектора. Торговля восприимчива к особенностям изменений спроса и предложений на глобальном, региональном и национальном уровнях. Требования на рыбу и рыбные продукты отражают изменяющиеся вкусы потребителя и его покупательной способности, так же как и демографические изменения. Торговля связывает производство с потреблением.
Вместе с тем, российская практика и законодательство выделяют «прибрежное рыболовство» (12 миль) и «промышленное рыболовство» (исключительная экономическая зона и районы в зонах иностранных государства и в Мировом океане), что по-своему характеризует особенности организации морского рыболовства. Несмотря на известную условность этого разделения, именно промышленное рыболовство может осуществляться более организовано и эффективно в ходе создания крупных ИКС.
Структура рыбной отрасли России специфична, имея по периодам своего развития отличительные особенности. В настоящее время имеется излишняя раздробленность рыбопромышленного комплекса и избыток рыбодобывающих мощностей, затрудняющая его промышленное развитие (необходимы более производительные суда, орудия лова, мощности по переработке рыбы на береговых предприятиях и в районах потребления продукции, базы данных, логистика и др.).
При общей численности работающих в рыбном хозяйстве России около 330 тыс. чел., а непосредственно рыбаков 50 тыс. чел., можно ставить задачу «корпоризации» до 200 тыс. чел. В этом случае речь идет о создании в ближайшие годы 10-12 корпораций со средней численностью 18-20 тыс. чел.
Но как реализовать такие рекомендации нового руководства рыбной отрасли?
Полный текст статьи читайте во вложенном файле