Перевод экономики России на рыночные отношения в условиях открытой системы вскрывает дополнительные предпосылки и факторы, обуславливающие их воздействие на ход социально-экономических событий. Без их учета невозможно разработать стратегию развития на общегосударственном и региональном уровнях. Определение национальных целей, учёт и трансформация воздействия этих обстоятельств по вектору реализации сформулированных целей является неотъемлемым условием государственного строительства. Работа в этом направлении определяет стратегию развития.
В государственном устройстве России А.Г. Гранбергом выдвинута концепция регионализма – «Экономика России – не монообъект, а многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр-регион) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий и входящих в систему мирохозяйственных связей.. путь России – неизбежный и непрерывный поиск единства в региональном многообразии при усиливающемся воздействии процессов глобализации». Такая логическая база принимается в формировании методологической основы решения задач на региональном уровне, и по нашему мнению, представляется таковой и на отраслевом уровне.
Рыбная отрасль на Дальнем Востоке России (ДВР) является отраслью специализации и в социально-экономических процессах дальневосточной окраины играет ведущую роль. Отсюда значение развития рыбной отрасли в формировании развития дальневосточного региона в современных условиях приобретает одно из центральных мест.
Проводимые рыночные реформы в стране имеют многие позитивные результаты. Однако в формировании механизмов регионального развития новые экономические отношения обусловили и многие негативные тенденции. В регулировании стратегически важных для регионов отраслей, развитии социально-экономической жизни не достигнуты цели повышения эффективности материального производства и роста качества жизни.
Напротив, на экономическом пространстве страны сложились дезинтеграционные процессы. Ослабились межрегиональные связи. Дальний Восток был поставлен в условия замкнутого хозяйствования. Инвестиционная активность в регионе, прежде основанная на государственной поддержке, резко снизилась. Создался системный кризис в этом российском окраинном регионе. Сократились объёмы промышленного производства. Инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов региона за счёт собственных средств не получила формирования. Последствия общероссийского кризиса не устранены и по настоящее время. В регионе за пост реформенный период сложились отрицательные миграционные процессы. Отток населения составил 1.1 млн. чел, или 14 %. Регион утерял параметры устойчивого развития.
Рыбная промышленность, в особенности её добывающая отрасль, стала работать не эффективно. Сократились физические и экономические рабочие места. Объём промышленного производства рыбной отрасли сократился на 60 % (с 4.8 млн. т. уловов в 1990 г до 2.0 млн. т. в 2007 г.). Материально-техническая база рыбной промышленности, начиная с первой половины 90-х годов, не обеспечивается простым воспроизводством. Из числа средних и крупных предприятий, составляющих основу рыбной промышленности, более половины работают хронически нерентабельно.
По совокупности последствия сложившихся негативных тенденций носят системный характер. Формирование развития исходно основывается на их преодолении. Требуется обоснование и формирование такой стратегии развития, которая по содержанию обеспечила бы системную адаптационную трансформацию рыбохозяйственной деятельности современным обстоятельствам и требованиям развития экономических объектов, региона, страны.
Произошли системные сдвиги негативного свойства и в социально-экономической жизни приморских территорий региона. Это обусловило контраст социально-политической жизни на границах с развитыми сопредельными государствами. Преодоление негативных тенденций является основным условием формирования развития.
В период до 1990 г. поступательное развитие рыбной промышленности Дальнего Востока обеспечивалось инвестиционной и ценовой политикой государства. Единство экономического пространства, продовольственная безопасность страны, экономическое развитие региона обеспечивалось хозяйственной политикой государства.
В последующие годы переход к интенсивным формам экономического роста не был сопровождён широкими экономическими исследованиями из-за утери действенной системы управления рыбной отраслью.
Формирование и реализация стратегических планов развития рыбо-хозяйственной деятельности, отвечающих современным условиям и требованиям развития страны, региона и отдельных экономических объектов, требует разработки новой методологической базы. Острая необходимость в новых методологических подходах по разработке эффективных форм рыбохозяйственной деятельности на Дальневосточном бассейне обусловливает актуальность работы.
Полный текст статьи читайте во вложенном файле