Газета «Рыбак Приморья»

Михаил Фрадков: «Мы работаем на результат!»

1 марта, по завершению официального визита в Японию, премьер-министр России Михаил ФРАДКОВ посетил Владивосток, где в Доме переговоров провел совещание по вопросам экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья.

В совещании приняли участие полномочные представители президента в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах Камиль Исхаков и Анатолий Квашнин, глава Минтранса Игорь Левитин, глава МПР Юрий Трутнев, руководитель ФТС Андрей Бельянинов, представители Министерства сельского хозяйства, Мининформсвязи, Минпромэнерго, Минэкономразвития, а также руководители ОАО «Трнаснефть», ОАО «Промгаз», ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги».
Участники встречи обсудили дальнейшие шаги по реализации Федеральной целевой программы по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, рассчитанной до 2013 года. Напомним, ранее программа была рассчитана до 2010 года. Большое внимание было уделено плану подготовки Владивостока к саммиту АТЭС, который планируется провести в 2012 году. Также были затронуты вопросы развития ряда регионов Дальнего Востока и Забайкалья (Бурятии, Якутии, Приморского и Хабаровского краев, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областей, Корякского и Чукотского автономных округов и других регионов востока страны).
Открывая заседание, Михаил Фрадков отметил, что вся работа государственной комиссии, которую он возглавляет, будет строиться вокруг стратегии развития регионов. По его словам, сегодня необходимо обеспечить координацию действий федерального центра и губернаторов в этом вопросе, объединиться в коллектив, заинтересованный в конечном результате: «Мы должны организовать работу так, чтобы наиболее эффективно сочетать возможности субъектов с финансовой поддержкой федерального бюджета, – заявил Фрадков.
Развитие портового хозяйства, рыбных промыслов, судостроения энергетики, транспорта, строительство нефтеперерабатывающего завода, терминалов и т.д., – все эти темы находятся в поле зрения правительства, а значит, будут в поле зрения государственной комиссии по реализации Федеральной целевой программы по развитию Дальнего Востока и Восточной Сибири, – сказал Михаил Фрадков. – Мы хотим общими усилиями внести дополнительный импульс в социально-экономическое развитие региона, а это предполагает хорошо организованную совместную работу. Я персонально буду ее контролировать. И хочу заявить: мы работаем на результат! Поэтому хотелось бы, чтобы решения были осмысленными, своевременными и подготовленными».
Подробнее о целевой программе развития Дальнего Востока и Забайкалья, а также подпрограмме «Владивосток» рассказал заместитель министра экономики РФ Виталий САВЕЛЬЕВ. Он пояснил, что на данном этапе формирование бюджета вступает в завершающую стадию, а потому регионы должны в кратчайшие сроки согласовать свои предложения. По словам замминистра, сегодня программа формируется на основе базовых отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья – это добыча и частичная переработка природных ресурсов, а также обслуживание транспортных потоков.
- Мы видим, что развитие региона должно строиться на стимулировании развития глубокой переработки сырьевых ресурсов, а также на развитии транспортной системы. Механизмом для решения этой задачи является взаимодействие государства и бизнеса, и задача государства – вовлечь бизнес в развитие региона.
Мы уже наметили, какие отрасли будем развивать в каждом субъекте федерации. В частности, в республике Саха-Якутия приоритетным является развитие топливно-энергетического комплекса, а также транспортной инфраструктуры. В Приморском крае – транспорт, включая развитие портового хозяйства, строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, развитие нефтепереработки, строительство атомной электростанции и алюминиевого завода. В Хабаровском крае – транспорт, энергетика, лесопромышленный комплекс, развитие инженерной инфраструктуры. Амурская область – энергетика и транспорт. Камчатская область и Корякский автономный округ – рыбохозяйственный комплекс, транспорт, энергетика, нефтедобыча, развитие туризма. Магаданская область – энергетика, транспорт, рыбохозяйственный комплекс. Сахалинская область – энергетика, транспорт, добыча водных биологических ресурсов. Еврейский автономный округ – энергетика. Чукотский автономный округ – энергетика и транспорт. Республика Бурятия – транспорт, туризм. Читинская область – транспорт. Бурятский АО – транспорт, энергетика, – пояснил Савельев. При этом он отметил, что вопросы поддержки по развитию социальной инфрастуктуры, жилищно-коммунального хозяйства без внимания федерального центра не останутся. Однако они не будут являться приоритетными. «Потому как наша основная задача – выявить те основные направления развития, которые могли бы дать регионам рабочие места, увеличение валового регионального продукта», – сказал Виталий Савельев. Он также подчеркнул, что названные направления не являются окончательными. Последнее слово должны сказать регионы.
Уже в этом году на реализацию ФЦП из федерального бюджета планируется выделить 4,5 млрд. рублей, а в 2008 году – порядка 35 млрд. рублей, из которых 15 млрд. рублей – это деньги на реализацию подпрограммы «Владивосток» с учетом проведения здесь саммита АТЭС. В то же время замминистра экономики отметил, что это первый шаг в сторону развития Дальнего Востока и Забайкалья. «В ближайшее время мы предполагаем сконцентрироваться на развитии инфрастуктуры регионов. При этом отмечу, что данная программа – не единственная. В целом около 16 федеральных программ так или иначе затрагивают развитие дальневосточных регионов. Часть из них уже реализуется как из бюджетных средств, так и за счет внебюджетных источников. Например, реализация комплекса мероприятий по развитию мощностей в портах Восточный, Ванино, Находка, Холмск, Корсаков и др. осуществляется за счет внебюджетных источников. А за счет федерального бюджета в рамках подпрограммы «морской транспорт» реализуются мероприятия по строительству и реконструкции причальных стенок, обеспечению безопасности мореплавания и т.д.».
На совещании было отмечено, что до 10 марта каждый субъект должен подать свои предложения и данные с тем, чтобы в Министерстве экономразвития четко могли сформулировать постановочные задачи федеральной программы.
Губернатор Камчатской области критично отнесся к просьбе, озвученной Савельевым. По словам Михаила Машковцева, область неоднократно представляла свои предложения с полным обоснованием. «У меня создается впечатление, что никто эти предложения в глаза не видел!», – заявил Машковцев.
Виталий Савельев заверил губернатора Камчатки в том, что лично читал все материалы, представленные регионами, однако средств на реализацию всех предложений нет. «Чтобы удовлетворить все пожелания и предложения регионов, необходимо более триллиона рублей! Сегодня наша основная задача – подготовить инфраструктуру для последующей работы бизнеса», – сказал замминистра.
«Не надо ставить друг другу палки в колеса! Всегда можно пообещать, но мы исходим из того, что не сделать мы не можем. Все это долгосрочные проекты целевой программы. Ее сверхзадачей на ближайшее время станет подготовка и проведение форума стран АТЭС во Владивостоке в 2012 году», – резюмировал Михаил Фрадков.
В целом на организацию и проведение саммита будет выделено 100 миллиардов рублей. Как пояснил Савельев, основными направлениями развития города Владивостока в долгосрочной перспективе, по предварительной оценке экспертов, являются: выполнение различных контрактных функций связи России со странами АТР; производство продукции на основе наукоемких технологий, в том числе биотехнологий; производство приборов и некоторых видов оборудования для изучения и освоения ресурсов океана, развитие научных исследований, в том числе для целей освоения и рационального использования ресурсов Тихого океана; развитие различных видов туризма, соответствующей инфраструктуры и объектов, в том числе специфических, связанных с океаном; развитие образования и культуры; выполнение оборонных военно-морских функций; развитие других наиболее рентабельных в рыночных условиях видов хозяйственной деятельности – это рыбная, пищевая промышленность, производство ряда потребительских товаров. При этом Савельев подчеркнул, что реализацию данных направлений развития города предполагается осуществлять с учетом возможности проведения во Владивостоке в 2012 году Саммита в рамках форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество».
В планах – реконструкция аэропорта, модернизация и строительство дорог, возведение мостов через бухту Золотой Рог и на остров Русский, создание морского фасада, открытие во Владивостоке делового и медицинского центров, гостиниц международного уровня, театра оперы и балета, федерального университета, приведение в порядок объектов ЖКХ и очистных сооружений. По словам Савельева, анализ организационно-структурного потенциала Владивостока показал, что город пока не соответствует международным требованиям к проведению саммита глав АТЭС ни по одному параметру.
В частности, как пояснил Виталий Савельев, аэропорт Кневичи не соответствует международным стандартам. «Для проведения саммита необходимо наличие современного аэропорта с увеличенной пропускной способностью и оперативной переработкой грузов делегаций, включая терминал с упрощенным погранично-таможенным пропуском. Дорожная сеть города перегружена, качество дорожного покрытия находится в неудовлетворительном состоянии. Потребуются дополнительные инвестиции в объекты социальной и коммунальной инфраструктуры, включая реконструкцию и строительство очистных сооружений, канализации, отопления, водоснабжения и объектов энергоснабжения, а также строительство медицинского центра.
Кроме того, на территории Владивостока и в его окрестностях отсутствуют конференц-центры и конгресс-холлы, которые можно было бы рассматривать как места для проведения мероприятий в рамках форума». При этом до подготовки проведения форума в течение года во Владивостоке необходимо будет провести порядка ста мероприятий. «Это предоснова. Готовность объектов должна быть 100%, и они должны соответствовать самым высоким международным требованиям, – пояснил Виталий Савельев.
- В связи с этим к 2012 году надо построить конгресс-холл на 6-7 тысяч человек для делегаций форума АТЭС и представителей прессы. Также необходимо построить пресс-центр вместимостью до 3,5 тысяч человек с подведенными коммуникациями и всеми видами современной связи».
Помимо этого, с сожалением констатировал Савельев, во Владивостоке нет гостиниц соответствующего уровня. По его словам, городу нужны 4-5 звездные отели. Единственной гостиницей, которая потенциально может рассматриваться таковой после ремонта, является четырехзвездный отель «Хендэ» из расчета 125 номеров. «А ведь только делегация США прибывает в составе порядка тысячи человек. А если учесть, что будет около 20 делегаций из различных стран, то можно представить, какой объем делегатов и сопутствующего персонала будет вовлечен в организацию и проведение форума, – привел пример докладчик. – На взгляд экспертов, необходимо строительство 5-7 гостиниц 4-5 звездного класса на 500-1000 номеров каждая с подъемными стоянками и наземными стоянками для парковки машин, а также 4-3 гостиницы 4-х звездной категории, либо привлечение круизных судов, на которых можно было бы размещать членов делегаций и обслуживающий персонал.
При этом город должен иметь развитую систему связи телекоммуникаций. Обычной практикой в организации саммитов глав стран АТЭС является концентрация всех этих объектов в одной точке для того, чтобы участники саммита могли посещать все мероприятия, контактировать друг с другом и не тратить время на перемещения».
На совещании был представлен возможный вариант размещения объектов саммита АТЭС на острове Русский и в бухте Патрокл. «Этот вариант имеет как свои преимущества, так и недостатки, – пояснил докладчик и перешел к подробному его описанию. – Территория острова Русский не освоена, его площадь составляет чуть более 10 тысяч га. Сегодня проведены переговоры с Минобороны, и оно готово передать для проведения саммита и строительства соответствующих инфраструктурных объектов порядка 8 тыс. га. Сейчас ведутся работы с Минобороны по подсчетам затрат на передислокацию расположенных на территории острова военных объектов. Это порядка 4 миллиардов рублей». Этот вариант рассматривается как основной. Еще два варианта размещения объектов рассматриваются на материковой части и в сторону Артема.
Примерно 100 миллиардов рублей будет выделено из федерального бюджета для подготовки инфраструктуры под саммит АТЭС во Владивостоке в 2012 году. Так, 9,5 млрд. рублей уйдет на реконструкцию аэропорта, из которых 4 млрд. рублей – на строительство аэровокзального комплекса. При этом в правительстве рассчитывают, что он будет построен из внебюджетных средств, то есть с привлечением инвестиций бизнеса. Остальные деньги пойдут на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, что является ответственностью властей Российской Федерации.
Заместитель министра пояснил, что для проведения саммита АТЭС по международным номам необходимо две дороги от аэропорта до объектов саммита (гостиниц, конгресс-хола и пресс-центра). «На строительство новой объездной магистрали международного уровня потребуется 15 млрд. рублей, еще 5 млрд. рублей уйдет на реконструкцию уже существующей дороги от аэропорта до Владивостока».
Также к саммиту планируется построить два моста. По предварительному варианту, озвученному на совещании, один перекинут через пролив Босфор Восточный, что обойдется в 20 млрд. рублей, и второй – за 10 млрд. рублей через бухту Золотой Рог. Также за счет федеральных средств планируется построить конгресс-холл и медицинский центр.
А строительство 5-7 гостиниц, субъект федерации, т.е. Приморский край, должен взять на себя. Как заметил Виталий Савельев, для этого необходимо найти и привлечь инвесторов, возможно, иностранных.
При этом он отметил, что в Правительстве РФ есть понимание того, с какими сложностями сталкивается губернатор Приморского края Сергей Дарькин в части привлечения инвесторов. «Вам совместно с правительством надо подумать, как создать условия для бизнеса. Бизнес должен сюда зайти с осознанием того, что ему это выгодно. Иначе он не будет строить эти гостиницы».
Савельев напомнил, что подход к развитию Владивостока должен быть комплексный. «Все объекты должны строиться не в разовом порядке, а с пониманием того, какова будет их дальнейшая судьба, и каким образом город и его инфраструктура смогут использовать данные объекты с целью его дальнейшего развития».
В свою очередь, Михаил Фрадков подчеркнул: «Правительство будет жестко контролировать целевое расходование средств, выделенных на подготовку к форуму АТЭС. Для организации финансирования и контроля будет создана объединенная дирекция, в которую войдут специалисты Росстроя и Минтранса России. В этих вопросах она будет тесно взаимодействовать с руководством администрации Приморского края».
Председатель Правительства рекомендовал главам регионов развивать партнерские отношения с бизнесом, заинтересовывать инвесторов перспективных для регионов проектов.
В завершение встречи Михаил Фрадков обратился к участникам совещания: «Нам предстоит работать в необычном, ускоренном режиме. Только так можно придать дополнительный импульс развитию российского Дальнего Востока. Такую задачу поставил Президент Владимир Владимирович Путин на декабрьском Совете Безопасности». По его словам, первое заседание государственной комиссии по развитию Дальнего Востока и Забайкалья пройдет уже в марте.
«Наша задача – так начать работу, чтобы бизнес, в том числе западные партнеры, увидели здесь свой интерес на годы вперед», – подчеркнул премьер.

Ксения ПИСАРЕВА