Газета «Рыбак Приморья»

Налог на жилье: разорение для бедных или «оброк» на богатых?

Тему введения в России налога на жилье общественность обсуждает с немалым интересом.

Еще бы, ведь это касается каждого: и собственника скромной «однушки», и владельца нескольких элитных особняков. Причем первого вопрос волнует едва ли не больше, чем второго: ведь богатый человек так или иначе не разорится, выплатив даже немалую сумму в качестве налога, а у бедного даже 500 рублей могут быть последними. Между тем, власти уже давно «положили глаз» на главную собственность, которой обладают большинство наших сограждан: недвижимость. Рыночные цены на наши, даже самые маленькие квартиры, сегодня «зашкаливают» – чем не повод пополнить налоговую составляющую поступлений в бюджет?
Напомним, что в послании Федеральному собранию РФ о бюджетной политике до 2010 года Владимир Путин заявил о необходимости «принять главу Налогового кодекса, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости». В перспективе этот налог должен заменить два существующих – на имущество и на землю. Такая замена значительно усилит налоговое бремя, так как льгот не будет, уже заявили в этой связи многие эксперты. Окончательное решение по поводу налога на недвижимость еще не принято, а споры вокруг него сейчас в самом разгаре.

Судьба законопроекта «О местном налоге на недвижимость» складывается непросто. В 2004 году он прошел в Госдуме первое чтение, и на данный момент «завис» в этой стадии. В четырех регионах России отрабатывается «методика оценки рыночной стоимости квартир». Минфин, которому изначально принадлежит авторство идеи, предлагает ввести универсальные ставки по налогу на недвижимость, который местная власть будет устанавливать в интервале 0,01–0,5% от кадастровой стоимости единого имущественного комплекса, состоящего из земли, зданий и сооружений. По мнению Минфина, кадастровая оценка, в отличие от ныне применяемых расценок БТИ, должна быть максимально приближена к рыночной.

Именно в методику оценки, которой сейчас на деле попросту нет, все и упирается, заявила на пресс-конференции председатель налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина. Во-первых, оценивать пока нечего, поскольку отсутствует единый учет строения и участка, на котором оно находится. Сначала необходимо создать единый кадастр объектов недвижимости. Вот тут-то и наступает «во-вторых»: создавать его дорого и некому. Обязанность по оценке недвижимости и формированию налогооблагаемой базы планируется возложить на муниципалитеты, однако у тех нет средств и возможностей для того, чтобы проделать эту работу. Они могут лишь установить конкретные размеры ставок на местах и налогонеоблагаемый минимум. А вот провести оценку должно стать прерогативой федеральных властей. Или специально созданных коммерческих агентств, которые будут делать эту работу за определенное вознаграждение. Таким бизнесом, кстати, могут в перспективе заняться и агентства недвижимости, и девелоперские организации.

Ведь что такое рыночная цена? Это цена сделки, а она может зависеть от многих факторов. В Москве цена сделки высока, поскольку здесь спрос намного превышает предложение. Поэтому «та же хрущевка, которой цена ноль, продается за 200 тысяч долларов», – говорит Н. Бурыкина. С другой стороны, в маленьком городке жилье никто особо не покупает и не продает, и как установить рыночную цену здесь? Местным властям остается лишь проводить искусственные сделки купли-продажи, и от этих цен ориентироваться в оценке схожих квартир. К тому же, индивидуальная оценка каждого конкретного жилья может обойтись в такую сумму, которая «съест» все возможные выгоды от поступления налогов. Мало того, регулярно придется проводить переоценку, ведь рынок есть рынок, и цены на недвижимость на месте не стоят.

Напомним, сейчас налог на недвижимое имущество выплачивается от стоимости БТИ и практически неощутим даже для кошельков самых малообеспеченных. По закону об имуществе физлиц налог на жилье с инвентаризационной стоимостью до 300 тыс. руб. не может превышать 0,1% в год, от 300 до 500 тыс. руб. — 0,3%, свыше 500 тыс. руб. — 2%. Максимум это несколько сотен рублей, и то за огромную квартиру в престижном районе Москвы. Сейчас граждане платят за землю и за жилье отдельно. Так и будет до введения универсального налога. Налог на землю сейчас рассчитывается от ее кадастровой стоимости, оценка которой проводится специальным ведомством на федеральном уровне. На эту работу ушло несколько лет и немало денег. Сейчас предельная ставка налога на сельскохозяйственные земли с жилыми и дачными постройками равна 0,3% от кадастровой стоимости земли, а на прочие угодья – 1,5%. Однако многие граждане недовольны результатами этой реформы. Особенно в регионах, где кадастровая стоимость земли в одном поселке почему-то оказалась выше, чем в соседнем.

По словам Н. Бурыкиной, в Госдуму приходит вал возмущенных писем граждан, вынужденных платить за землю не несколько десятков, а несколько сотен рублей, что для их небогатого бюджета обременительно. Да и более обеспеченные московские семьи иногда оказываются поставлены в неприятную ситуацию. Так, Н. Бурыкина рассказала, что семья ее знакомых, по стечению обстоятельств имеющая землю в пресловутой подмосковной Жуковке, получила квитанцию об уплате налога в размере 180 тыс. рублей. Возможно, для местного олигарха это копейки, но для семьи среднего достатка – сумма существенная.
Как минимум в 10 раз вырастет налог на жилую недвижимость, уверена независимый депутат Галина Хованская. По ее подсчетам, минимальный налог будет сравним с двумя пенсиями, а налоговых льгот не будет. А по подсчетам Н. Бурыкиной, налог на среднюю «двушку» в хрущевке площадью 30-40 кв. м составит порядка 600 рублей. Для кого-то не деньги, а для кого-то – четверть месячного дохода… Напомним, В. Путин говорил о том, что необходимо предусмотреть систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на нынешнем уровне. Н. Бурыкина в этой связи предлагает установить для бедных семей пониженную ставку – начиная с минимума, 0,01%. Богатые же, а так же те, кто обладает площадью свыше установленной нормы, должны платить больше – от 0,2 до 0,5 проц. В зависимости от дохода и регистрации в данной квартире, ведь не секрет, что владелец второй или третьей квартиры не может зарегистрироваться в ней по второму или третьему разу. В таких квартирах обычно вовсе нет официально проживающих лиц, зато она сдается и приносит хозяину неплохой доход. Нынешнюю же систему льгот по налогу на жилье необходимо сохранить: сейчас от этого налога освобождаются инвалиды, пенсионеры, участники войны и другие категории населения.

В свою очередь, руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович уверяет, что налоговая нагрузка для 90% граждан не изменится. Платить больше будут лишь те, у кого в собственности находится действительно дорогая недвижимость, а таковых среди россиян не более 10 процентов. Он заверил, что целью властей является упорядочение информации о собственности, находящейся в распоряжении граждан, а вовсе не увеличение налоговых поступлений по сравнению с нынешним уровнем. А замминистра финансов Сергей Шаталов и вовсе предположил, что ставки налогов для самого дешевого жилья эконом-класса будут столь низкими, что его обладатели заплатят даже меньше, чем платят сейчас. Кое-кто из них и вовсе будет освобожден от налога, как неимущий. Между тем, в нынешнем проекте поправок в законодательство о массовой оценке никаких критериев «малоимущести» вовсе нет. Они и не нужны, считает Н. Бурыкина. Основания для причисления к малоимущим уже разработаны, в частности, в Москве, для реализации положений нового Жилищного кодекса. И их вполне можно использовать для работы над новым законодательством о налогах.

В правительстве нет окончательного решения о ставке прогрессивного налога на имущество и о сроках его введения, заявил первый вице-премьер Дмитрий Медведев. По его словам, при налогообложении жилья будет учитываться «место, где находится эта недвижимость, ее история и численный состав семьи». По мнению экспертов рынка, о создании единого кадастра объектов недвижимости, без которого немыслим переход на новый метод расчета налога, можно будет говорить не раньше 2010 г. В Минфине же считают минимальным сроком 2009 г. Но тогда, как мы понимаем, уже будет другой президент, и, скорее всего, другое правительство. Им-то в итоге и придется все решать. И, похоже, платить больше все же придется бедным. Правда, это «больше» будет лишь относительно доходов. Кому и 500 рублей деньги, а кому и 5 тысяч долларов копейки.

ПРАЙМ-ТАСС

Fishnews.ru