Дальрыбвтуз возрождает престиж рыбацкой профессииКадровый вопрос - один из самых острых для рыбной отрасли. Сегодня, когда наращиваются объемы производства, внедряются новые технологии, запускаются современные производственные линии, кадровый дефицит грозит стать тормозом на пути развития рыбной индустрии. |
К подготовке кадров готов!
Предприятия решают кадровый вопрос разными способами. Один из самых распространенных – изо всех сил беречь “советских” работников, один из самых дешевых – приглашать рабочую силу из стран ближнего зарубежья. Но сейчас рынок диктует такие требования к рабочим и специалистам, как знание новых материалов, технологий, методов обработки информации и т.д. Поэтому крупные и серьезные рыбные компании заблаговременно растят кадры, большое внимание уделяют обучению персонала и повышению его квалификации.
В Приморье миссию подготовки кадров для отрасли выполняет Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет. Дальрыбвтуз уникален. Это единственный отраслевой вуз на Дальнем Востоке. Сегодня университет включает в себя 10 институтов, в которых обучается порядка 8000 студентов. Ежегодно полторы тысячи из них получают дипломы о высшем и среднем профессиональном образовании.
- Недавно в Дальрыбвтузе закончились вступительные испытания на места, финансируемые за счет федерального бюджета, – рассказывает ответственный секретарь Приемной комиссии Дальрыбвтуза Вера СПЕВАК, – они проходили в три потока. Первый поток с 25 июня – это набор в лицей и лицейские классы. Второй поток – зачисление на дневное отделение, который стартовал 15 июля. И третий поток – это набор на заочное отделение, который начался в августе. Ежегодно наш вуз выполняет план набора. Поэтому дополнительного набора, который сейчас объявляют многие вузы, нам не требуется. Сегодня у нас полностью “укомплектованы” бюджетные очное и заочное отделения. Сейчас идет прием заявок от поступающих на коммерческую основу. Конкурс – три человека на место. Учитывая демографическую ситуацию в стране, думаю, это неплохо. Но, к сожалению, желающих учиться на специальностях рыбной отрасли стало меньше. Впрочем, даже экономистов мы готовим для рыбной отрасли.
В этом году мы набрали 806 человек на госбюджетные места, в то время как на коммерческой основе будет учиться более 1000. В принципе, по набору мы сохранили уровень прошлого года. 80% из этих ребят поступило на специальности рыбной отрасли. Наиболее востребованные отраслевые специальности – “Судовождение”, “Судомеханика”, “Промышленное рыболовство”, “Водные биоресурсы и аквакультура”.
Дальрыбвтуз идет в ногу со временем. Недавно появилась новая специальность – “Техническая физика”. Также были открыты новые специализации: “Декоративное рыбоводство”, “Менеджмент в рыболовстве”, “Экологический менеджмент и аудит”. Думаю, они будут пользоваться большим спросом у будущих студентов. В этом году у нас был набор и на бакалавриат по специальностям “Технология продуктов питания” и “Техническая физика”. Причем, если раньше ребята учились за счет госбюджета всего четыре года, остальные два года нужно было оплачивать, то в этом году полный курс обучения будет финансироваться из средств федерального бюджета.
В то же время увеличилось количество бюджетных мест по среднеспециальным образовательным программам. Примечательно, что сегодня у нас план набора на базе девяти классов в Морской колледж составляет 110 мест, в то время как раньше был всего 100. Получается, что спрос на мореходов растет", – отмечает Вера Ивановна.
Однако, по ее словам, в советское время план набора был гораздо больше. “Наш университет всегда считался лучшим вузом рыбной отрасли. А быть судоводителем, судомехаником было не просто престижно, но и денежно. Молодежь стремилась попасть на эти факультеты. К тому же у вуза очень хорошая репутация, сильный профессорско-преподавательский состав. В Дальрыбвтузе созданы целые научные школы в области промышленного рыболовства, технологии продуктов питания, пищевой инженерии и экономики рыбной промышленности. Ученые степени и звания имеют более 60% преподавателей, в том числе 14% из них – доктора и профессора”.
- К сожалению, сегодня Россия утратила место лидера по добыче и переработке. Однако и Правительство Российской Федерации, и администрация Приморского края активно разрабатывают комплекс мероприятий по развитию рыбного хозяйства, – рассказывает Иван КАРПУШИН, первый проректор Дальрыбвтуза. – Важное место в развитии рыбной и пищевой промышленности будет занимать отраслевая система подготовки кадров. Сегодня только квалифицированные дипломированные специалисты способны решить проблемы рыбохозяйственного комплекса. И тенденция сокращения бюджетных мест в вузах в корне неверна. Нужно дать возможность учиться молодежи бесплатно. Кроме того, излишни разговоры о падении престижа рыбацкой профессии. Все равно школьники хотят быть моряками, рыбаками, капитанами. Хотят на себе прочувствовать романтику моря. А то, что набор у нас сделан в полном объеме, и то, что конкурс при приеме на рыбные специальности все же есть, говорит о том, что интерес у людей к рыбной отрасли существует. Все-таки есть надежды, что рыбная отрасль выйдет из своего депрессивного состояния и займет свои законные лидирующие позиции.
Подготовка рабочих кадров – это особое направление. Ведь человеку нужно не только дать какие-то теоретические знания, главное – передать умения и навыки, для этого нужно иметь прекрасную материально-техническую базу, отличный профессорско-преподавательский состав. Наш университет отраслевой, мы готовим специалистов узкого профиля для таких видов деятельности, как добыча, переработка, охлаждение, сохранение водных биоресурсов, а также ведем подготовку специалистов для всей пищевой промышленности Дальнего Востока. И отрасль диктует нам необходимость постоянного совершенствования научной, лабораторно-практической базы. Появляется необходимость перепрофилирования некоторых специальностей, а также введения новых специализаций. Например, мы готовим специалистов в области водных биоресурсов, ихтиологии, рыбоводства. А кто будет конструировать водные сооружения по воспроизводству гидробионтов? – Сегодня этим заниматься некому. То есть необходимо срочно перепрофилировать и готовить новых специалистов в области всевозможных подводных фронтсооружений, на которых можно будет выращивать и моллюсков, а также заниматься производством рыб и морских животных. Где взять наплава, садки и другое оборудование? Кто их должен производить? – Нужно воспитывать специалистов в области химии, инженерии, строительства и т.д., которые будут разрабатывать необходимые сооружения или орудия воспроизводства, строить новые заводы.
Мы стараемся идти в ногу со временем. Мы выпускаем специалистов, которые обладают необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками. А потому каждый из них точно знает, где он сможет применить эту базу, где он будет работать. Мы готовим не просто ученика, но настоящего производственника. Наш девиз – интеграция науки, образования и производства.
Кадры “на вырост”
Однако в подготовке кадров есть свои сложности. Одна из основных – недостаток финансирования. Именно нехватка денег, по словам Ивана Сергеевича, не позволяет полностью обновить материально-техническую базу университета – закупить новые компьютеры, тренажеры, модернизировать уже существующие комплексы, сделать ремонт в аудиториях и лабораториях, закупить необходимый материал и инвентарь. Вот и вынужден вуз зарабатывать самостоятельно, чтобы “подлатать дыры”. "А ведь мы могли бы наши внебюджетные средства тратить на развитие вуза, а не на его поддержку!- говорит Иван Карпушин. – В связи с этим важной задачей современного образования, формируемой национальным проектом “Образование”, является развитие инновационных методов и технологий в образовательном процессе. Участие и победа в конкурсах инновационных программ дает реальный шанс получения немалых средств на улучшение материально-технической и учебно-лабораторной базы вуза. Однако как отраслевой региональный вуз мы едва ли можем составить конкуренцию общеобразовательным университетам. Поэтому мы считаем, что имеет смысл совместного участия в конкурсах инновационных образовательных программ. Мы в целом ведем схожую работу в этом направлении, и выступая с единым проектом, у нас есть шанс победы в конкурсе, что даст нам возможность улучшения нашей базы, а, следовательно, повышения уровня и качества подготовки кадров".
Другой актуальный вопрос, который волнует руководство отраслевых университетов – это реформа образования, согласно которой Россия должна перейти на двухуровневую систему высшего образования. В согласии с Болонской конвенцией вузы будут обязаны вести обучение по программам бакалавра и магистра.
Справка “РП”.
Болонская конвенция была подписана в 1999 году 29 министрами европейских стран в Болонье для сближения существующих в Европе систем образования. С 2003 года основные принципы принятой конвенции начали вводиться в России, а к 2010 году все соответствующие мероприятия должны быть завершены.
Научные круги оценивают двухуровневую систему как таковую положительно, однако, учитывая российскую реальность, реформа породит множество негативных последствий, в частности падение качества образования и малодоступность магистерских программ для необеспеченных студентов. “Считается, что повышение качества образования требует введения новшеств в самой системе. Безусловно, данная реформа будет способствовать упорядочению содержания образовательных программ, однако введение данной системы возможно далеко не для всех специальностей. Этот вопрос обсуждался и на последнем Совете Российского Союза ректоров, который постановил обсудить предложения по структуре и содержанию проекта перечня направлений подготовки бакалавров, специалистов и магистров и представить свои рекомендации в структуры, ответственные за приятие соответствующих решений, а также в Российский Союз ректоров. Я считаю, что ряд специальностей, которым мы обучаем в Дальрыбвтузе, а именно морские специальности – судоводитель, судомеханик, электромеханик – стоит исключить из перечня направления подготовки бакалавров. Специфика морских профессий состоит в том, что специалисты должны работать в экстремальных условиях, когда от их знаний и умений зависят жизни других людей, защита окружающей среды, сохранность поручаемых им грузов. Система подготовки должна создавать не отдельных, пусть даже гениальных специалистов, а высоких профессионалов, надежно подготовленных к работе в потенциально опасном транспортном процессе. Ответственность данной профессии требует от всех выпускников надежного уровня образования, опыта и знаний, подготовленности к работе на принципах унификации технологических приемов и методов работы. Именно поэтому морские кадры необходимо готовить по существующей 5-летней системе. Соответствующие рекомендации мы направили в адрес Российского союза ректоров”.
Решить большинство проблем с подготовкой кадров можно путем тесного сотрудничества с предприятиями рыбной промышленности, – считают в вузе. Сегодня некоторые предприятия обращаются к уже сложившейся доперестроечной практике. Тогда заводы брали шефство над вузами и обеспечивали их студентам хорошую стажировку. Актуален этот опыт и поныне. Это залог того, что вуз будет выпускать только высококвалифицированных и действительно востребованных специалистов.