Рыбный день необходим государствуС учетом сращивания криминальных структур с органами власти и управления в первую очередь в таких сферах, как рыбная отрасль и лесопереработка, вопрос декриминализации в регионе остается по-прежнему актуальным, считает полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Олег САФОНОВ. Однако позитивная динамика, по его мнению, все же наблюдается. |
- Олег Александрович, Владимир Владимирович Путин, назначая вас на должность полпреда в Дальневосточном федеральном округе, обозначил первостепенную задачу – декриминализацию самого большого округа России. Начиная работу в этом направлении, скажите, с чем вам пришлось столкнуться?
- Вопрос декриминализации на самом деле очень актуальный, я бы сказал, не только для Дальнего Востока, но и для России в целом. Уровень теневой экономики, к сожалению, в России достаточно высок, составляет практически две трети от легальной. Однако здесь, на Дальнем Востоке, преступность проникла во власть, в сферу управления. Конечно, это обусловлено общим состоянием экономики региона, его географическим положением. Дальневосточный федеральный округ – один из самых больших и в то же время самых удаленных регионов России. Слаборазвитая инфраструктура, сырьевая направленность экономики, отсутствие переработки, – все это не могло не отразиться на развитии основных сфер хозяйственной деятельности. Криминал проник в главные для региона отрасли – рыбодобычу и переработку, а также в лесопереработку.
Вместе с тем в последнее время наблюдается положительная динамика развития. Спецслужбам и правоохранительным органам удалось переломить ситуацию. В 2006 – 2007 годах было проведено несколько специальных операций, задержано три «вора в законе», 169 авторитетов организованного преступного сообщества. Возбуждены уголовные дела против бывшего губернатора Амурской области, бывших вице-губернаторов Приморского края. Безусловно, нам еще есть над чем работать. Сегодня количество регистрируемых в округе преступлений снизилось на 8%. В минувшем году Главным Управлением МВД по ДФО было возбуждено всего лишь 32 уголовных дела. В то же время уровень преступности в регионе выше, чем в целом по России. Таковы цифры статистики.
- Дальний Восток перестал быть на периферии государственных интересов. Последнее время выделяются колоссальные финансовые ассигнования на развитие. В частности, принята Федеральная целевая программа и ряд других программ. В то же время создается впечатление, что пока не найдены пути и механизмы решения такой острейшей проблемы для региона, как демографическая ситуация. Какие, на ваш взгляд, вызовы и угрозы существуют сегодня в этой сфере? И есть ли реальная возможность в ближайшее время коренным образом изменить эту ситуацию. Что для этого нужно сделать в первую очередь?
- Это одна из угроз национальной безопасности: если не будет населения, нас поглотят наши великие и могучие соседи. Сегодня на территории Дальнего Востока проживает порядка 6,5 миллионов человек, в то время как в Китае – в сотни раз больше. У нас, как и по всей России, смертность во много раз превышает рождаемость. И региональные, и федеральные органы власти стараются решить эту проблему. И определенные успехи есть. По сравнению с 2006 годом в 2007 году рождаемость увеличилась на 5%, а смертность снизилась на 5%, в том числе младенческая смертность – на 2%. Федеральная миграционная служба разработала программу переселения на Дальний Восток. Пока, к сожалению, она работает недостаточно эффективно. Мне кажется целесообразным разделить эту программу на две подпрограммы, одна из которых будет направлена на закрепление на Дальнем Востоке уже проживающего здесь населения, а другая – на привлечение нового. Я считаю, что в первую очередь мы должны позаботиться о людях, которые уже живут и работают здесь, растят своих детей. К сожалению, мы десятилетиями уделяли Дальнему Востоку очень мало внимания. И это отметил в своем выступлении на Госсовете президент РФ Владимир Путин. Возможно, необходимо присмотреться к нерыночным механизмам развития, возможно, предусмотреть дотации и субвенции регионам ДВ ФО. Это помогло бы поднять здесь уровень жизни.
С другой стороны, разве можно говорить о полноценном развитии региона, когда у нас до сих пор нет автомобильной дороги от Москвы до Владивостока. Хотя мы знаем, что еще Витте на заре становления государства Российского говорил: «Постройте дорогу от Москвы до Владивостока, и Россия поднимется с колен». На данный момент на завершающем этапе находится строительство автомобильной дороги «Амур» протяженностью 1800 км. Уже построено 1500 тысячи км дороги с щебеночным покрытием, 500 км в асфальте. Ожидается, что уже в 2009 году строительство будет закончено. В этом году на строительство этого объекта выделено 13 млрд. рублей. Это один из инфраструктурных проектов, который позволит улучшить ситуацию.
В то же время с целью улучшения демографической ситуации в регионе необходимо предусмотреть дотации из федерального центра в такие сферы, как медицина, здравоохранение. Возможно, ввести какие-то дополнительные льготы. Люди должны почувствовать заботу со стороны властей!
Реализация комплекса мер, в том числе инфраструктурных проектов, среди которых строительство нефтяной и газовой трубы, строительство космодрома в Амурской области, проведение саммита АТЭС в 2012 году, – позволят нам создать дополнительные рабочие места и закрепить людей, привлечь новых. Инвестиционный портфель, по нашим оценкам, составляет порядка 8 трлн. долларов. Сегодня в работе с главами администраций субъектов мы обращаем внимание на то, чтобы они искали точки роста, которые бы позволили «закрепить» людей, живущих на Дальнем Востоке.
- Олег Александрович, насколько глубоко удалось за это время вникнуть в тему охраны морских биоресурсов, какие болевые точки в этом деле вас беспокоят, и как вы видите пути решения этой проблемы?
- Вылов морских биоресурсов, добыча которых составляет 60% общероссийской, остается одним из приоритетов для Дальнего Востока, и государство уделяет в последнее время этому серьезное внимание. Вы знаете, что разработана концепция в 2003 г. по охране водных биоресурсов, принят закон в 2004 г. Можно говорить о его совершенстве или несовершенстве, но для Дальнего Востока это, конечно, одна из ключевых отраслей.
Конечно, в отрасли есть очевидные проблемы. К сожалению, у нас не осталось флота, корабли не строятся. Нашим рыбакам было выгодно, и они кредитовались иностранными банками, южнокорейскими, японскими, китайскими, в тех портах и обслуживались. Конечно, когда наше судно 3 дня стоит у берега и разгружает рыбу, а там затрачивается всего лишь 3 часа, им выгоднее везти рыбу туда.
Тем не менее ситуация в законодательстве позволяет смотреть в будущее с осторожным оптимизмом. Буквально недавно распоряжением правительства РФ утверждены новые правила рыболовства, вступил в действие закон, который заставляет российских рыбаков сдавать рыбу на наш берег. С этого года заработают рыбные биржи, и я думаю, что государство все будет делать для того, чтобы у нас в стране по четвергам или по средам был рыбный день. «Болевой точкой» продолжает оставаться ситуация с браконьерством. Ежедневно в морях Дальнего Востока находится 800 судов, каждое пятое судно – браконьерское. А это стопроцентная прибыль, не облагаемая налогом, поэтому происходит сращивание криминальных структур с теми, кто, может быть, даже охраняет и ловит. Проблемы есть, мы их видим, их видит и федеральный центр, видят и руководители субъектов. И все же общими усилиями ситуацию уже удалось переломить в лучшую сторону. Позитивная динамика есть.
- Учитывая, что установление и развитие дружественных отношений с соседними странами является одним из приоритетов работы полпредства, как вы оцениваете ваш первый визит в Японию, там была очень интересная программа. Интересует и ваше личное восприятие Японии.
- Отчасти мне было обидно, что дальневосточники живут очень некомфортно по сравнению с японцами, хотя географические условия, в принципе, одинаковые. На наших островах нет никакой инфраструктуры, шаткие дома готовы развалиться от первого удара цунами, а про дороги и вспоминать не хочется… Но я понимаю, что отчасти мы сами в этом виноваты. Ведь прибрежная Япония держится исключительно на российском браконьерском сырье. Когда мы задали прямой вопрос – на какой рыбе работают пять заводов на Хоккайдо? Японская сторона попросту промолчала. Это было красноречивее любых слов.
Мы предложили нашим японским коллегам активнее работать с честными, легальными российскими бизнесменами. Тем более что есть хороший проект – строительство объектов под проведение саммита АТЭС. С другой стороны, мы готовы работать с Японией в сфере высоких технологий, автомобилестроения, сейсмостроительства. Однако, замечу, нас интересует сотрудничество только на взаимовыгодных условиях.
Японская сторона внимательно выслушала наши полжелания. Думаю, наше сотрудничество будет развиваться.
- Олег Александрович, на своей последней пресс-конференции в должности главы государства Владимир Путин заявил о том, что власть, в том числе и федеральная, намерена для улучшения жизни на Дальнем Востоке использовать нерыночные механизмы. Вы уже об этом говорили, хотелось бы услышать об этом более подробно.
- Президент подчеркнул, что государство должно и обязано взять на себя субсидирование Дальнего Востока. В первую очередь, направлять средства в социальную сферу, в медицину, в образование, в науку. Чтобы люди, которые здесь живут, не чувствовали себя некомфортно.
Уже сегодня на развитие наших территорий по программе «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья» выделено порядка 600 млрд. рублей. За счет этих средств будут реализованы, в первую очередь, инфраструктурные проекты. Полная же реализация программы в каждом субъекте в отдельности позволит поднять и развить весь Дальний Восток. Я думаю, что избранный Президент Дмитрий Анатольевич Медведев продолжит этот курс, и Дальнему Востоку будут выделены значительные преференции.
- Олег Александрович, пока мы очень далеко не ушли от вашего конька, от декриминализации. Есть ли у Вас полномочия по ротации руководителей правоохранительных структур? Ведь не секрет, что у нас в регионах есть люди, которые очень долго находятся на этих постах. А, как известно, эта работа очень жесткая, она все-таки не способствует позитиву, скорее всего человек обрастает каким-то связями, как правило, негативными.
Помимо этого, есть статистика, что жалобы на работу судов и прокуратуры – одни из самых многочисленных в регионе. Складывается впечатление, что у нас самые непогрешимые временные судьи и прокуроры. Хотя это далеко не так. Что вы можете на эту тему сказать?
- Вопрос серьезный, актуальный. Безусловно, глаз у многих чиновников в сфере правоохраны и безопасности уже «замыливается». Мы это видим и работаем с каждым министерством в отдельности, обсуждаем на рабочих группах. Это же касается Генеральной прокуратуры и специальных служб. Не хотел бы сейчас детально погружаться в характеристику каждого, допустим УВД, ГУВД, Управления федеральной службы безопасности, хочу сказать, что эта работа находится в нашем поле зрения, и мы будем проводить ее в дальнейшем.
Самая страшная коррупция, на мой взгляд, – вы совершенно справедливы – находится в судах, куда человек приходит со своими горестями, болями и бедами. И если выносится решение на 180 градусов противоположное, когда на белое говориться черное, и есть все основания полагать, что судья не чист на руку и взял взятку за вынесение неподсудного решения, то это самое страшное, что может быть вообще. Я хочу напомнить о том, что в прошлом году Россия подписала две конвенции. Конвенцию ООН о противодействии коррупции и Конвенцию Совета Европы. Я был членом межведомственной группы по борьбе с коррупцией. Нам удалось разработать комплекс мер, в том числе законодательного характера, подготовлен проект закона «О противодействии коррупции», в котором будет дано понятие: что такое коррупция. Реализация этого закона, который, я надеюсь, в 2008 году будет внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ, позволит нам бороться с этим злом, в том числе в судах, в прокуратуре, в правоохранительных структурах.
- В последнее время стали уделять больше внимания развитию средств массовой информации, например, Дмитрий Медведев распорядился запустить аграрный телеканал, и сейчас запускается российско-китайский телеканал. Что в этом плане ждет Дальний Восток не только в СМИ, но и в сфере развития Интернета, тем более что у нас в отличие от центра России явной конкуренции в сфере Интернета не просматривается?
- Географическая оторванность Дальнего Востока накладывает негативный отпечаток на развитие телекоммуникаций и средств массовой информации. Порою люди в Якутии не знают, например, что творится в Благовещенске или в Биробиджане, а люди, живущие на Камчатке, мало информированы о том, что происходит в Хабаровском крае. Я считаю, что такая ситуация недопустима. Буквально месяц назад мы разговаривали с директором ВГТРК Олегом Добродеевым о том, что необходимо развивать информационные сети, оптимизировать работу СМИ в регионе. Конечно же, у нас недостаточно печатных изданий. Я думаю, что этому вопросу мы будем уделять особое внимание. Дмитрий Анатольевич Медведев говорил, что у нас порядка 40 миллионов населения Российской Федерации пользуется Интернетом и совершенно не справедливо, когда, например, в Корякии Интернет недостаточно развит. Этот же вопрос мы обсуждали с министром образования Андреем Фурсенко. В 2008 году будут изысканны дополнительные средства для того, чтобы поправить эту ситуацию.
- Такое ощущение складывается, что верхи шумят, а внизу тишина. Два года назад прошел Совет безопасности, посвященный Дальнему Востоку, но очень медленно все решается на уровне чиновничьих кабинетов. Дорога «Чита-Хабаровск», открытая президентом, не построена. По АТЭС мы тоже не видим конкретных шагов. Как вы оцениваете, насколько эффективно работают правительственные структуры, отвечающие за реализацию поставленных президентом задач?
- Очень непростой вопрос. Я бы не хотел давать оценку Правительству, тем более, что это не входит в сферу моей компетенции. Скажу только одно. На Совете Безопасности, который прошел в 2006 году, было принято решение о том, что должна быть разработана стратегия, концепция развития Дальнего Востока.
К 1 июля Министерство экономического развития должно представить стратегию развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2020 года. Я очень рассчитываю, что эта концепция будет принята. Что касается нерасторопности некоторых чиновников в правительстве, к сожалению, ежегодно затягивается финансирование по тем или иным проектам. У нас, например, Бюджетный кодекс сделан таким образом, что финансирование начинает действовать только к лету, а не в начале года. Правительство об этом знает, мы свои предложения тоже вносили. Думаю, что наши предложения будут услышаны. Надеемся, что порядок и правила будут изменены.
- А по саммиту АТЭС мы что-то успеем сделать?
- Мы 19 марта рассматривали этот вопрос на заседании Президиума государственной комиссии. Я предложил не стучаться в открытую дверь и не изобретать велосипед, а пойти по опыту олимпиады в Сочи, где принят закон, создана госкорпорация. Все должно быть прозрачнее. В первую очередь, финансовый механизм должен быть прозрачен. У нас сейчас по АТЭС 12 госзаказчиков. Зачем это надо?! Создайте одну корпорацию, примите закон. Что дает принятие закона? Мы на полтора – два года уходим от сроков перевода и резервирования государственных земель. У нас не надо будет проводить публичных, парламентских слушаний, это позволит минимизировать коррупционные издержки. Можно сразу приступить к делу. Такая инициатива была услышана в Правительстве. Я знаю, что есть поручения внести эти предложения в протокольную часть.
- Мы много говорим о программе развития Дальнего Востока и Забайкалья, и в том числе подпрограмме развития Владивостока. И уже звучит, что денег на подготовку к саммиту АТЭС не хватает в рамках этой программы, рассматривается возможность очередной корректировки программы, которая должна пройти в этом году. Как вы считаете, допустимо ли положение, если вдруг в рамках этой целевой программы увеличение финансирования подпрограммы развития Владивостока произойдет за счет уменьшения финансирования других территорий?
- Я не считаю, что это произойдет в ущерб другим территориям. Если, допустим, говорим о строительстве моста через бухту Золотой Рог, то он стоил по первоначальной заявке и проектно-сметной документации 13 миллиардов рублей, а сейчас уже называют цифры в два раза больше – порядка 30 миллиардов. К сожалению, экспертиза, которая должна дать анализ, целый год не может этого сделать. У нас в стране просто нет экспертов. А проекты такого рода в России еще не строились. Я говорю о той коррупционной опасности, когда люди уже распилили, извините за непарламентскую лексику, те деньги, которые предназначены на строительство тех или иных инфраструктурных объектов. Много скуплено земель частными лицами именно под саммит АТЭС. Поэтому, на мой взгляд, принятие закона по аналогии с Сочи позволило бы минимизировать риск коррупционный и инвестиционный и позволило потратить деньги эффективно на те программы, которые заложены. Более того, надо сразу думать о том, чтобы деньги, направленные на строительство объектов саммита АТЭС, не ушли под строительство казино на границе с Китаем.
- На заседании правительства поднимался вопрос о компенсации проезда жителей Дальнего Востока в западные регионы страны. Что вы скажете по этому вопросу?
- Было поручение председателя правительства губернаторам Дальнего Востока и Сибири изучить этот вопрос, представить предложения в минимально короткие сроки в правительство. Необходимо предусмотреть возможность дотирования проезда один раз в год в среднюю часть России некоторым категориям граждан в каждом субъекте. Вопрос очень деликатный. Тут может быть создан прецедент, когда одна категория льготников или граждан будут летать, а другие категории людей могут быть ущемлены. Поэтому этот вопрос сейчас изучается, он находится в поле зрения правительства. Я думаю, что будет найдено оптимальное решение.
- Как, на ваш взгляд, будут развиваться отношения Дальнего Востока со странами АТР, если не брать во внимание саммит АТЭС, на который нацелены все перспективы?
- Мы заинтересованы в сотрудничестве со всеми странами АТР. Однако настораживает тот факт, что сопредельные страны (Китай, Япония, Южная Корея) заинтересованы, в первую очередь, в нашей минерально-сырьевой базе. Нас же, подчеркну, интересуют только взаимовыгодные варианты. Мы отдаем предпочтение торговле, но не сырьем, а готовой продукцией, не просто нефтью и газом, а продуктами газо- и нефтехимпромышленности. Уверен, перспективы в этом направлении есть.
- Вы не раз говорили, что Дальневосточный федеральный округ большой, у нас много очень разных условий. В чем вы видите роль полпредства в единении округа как единого целого, потому что пока единое целое у нас на Дальнем Востоке не получается?
- Я бы не стал выделять роль полпредства в единении. По словам президента РФ Владимира Путина, и с ними нельзя не согласиться, полпредства созданы для того, чтобы укрепить стержень исполнительной, президентской власти, привести в соответствие региональное законодательство с федеральным.
Сегодня у Дальнего Востока есть все основания быть одним из лидирующих округов в Российской Федерации. К сожалению, пока это не так. Уровень внутреннего регионального продукта округа в экономике России составляет всего лишь 5%. Конечно, это обусловлено географическими и историческими причинами. У нас здесь огромные пространства, очень мало населения, но федеральный центр эту проблему видит и все делает для того, чтобы связать экономически ряд субъектов Дальнего Востока в единый экономический хаб.
Нам нужна реализация таких серьезных экономических проектов, чтобы минерально-сырьевые ресурсы одного субъекта и другого субъекта были взаимосвязаны. Обидно, когда приезжаешь в Комсомольск-на-Амуре, заходишь на судостроительный завод и спрашиваешь: из какой стали делают корабли, а тебе говорят, что это китайская сталь. Но ведь у нас большие железорудные запасы! Надо просто построить большой металлургический комбинат – связать несколько субъектов. Например, электроэнергетику Якутии не гнать в Китай, а оставить на нашей территории. Над этим надо думать, этим надо заниматься, и те предприятия, которые ориентированы на внутренний рынок, они выживут.