Однако поступающие на стол россиян деликатесы в основной своей массе не несут пользы здоровью. О том, чем опасны выращенные за рубежом рыба и морепродукты и возможно ли найти им альтернативу, мы беседовали с ведущими дальневосточными промысловыми компаниями – ОАО «Находкинская база активного морского рыболовства» (Приморье) и ООО «Витязь-Авто» (Камчатка).
Искусственная или естественная
Современный человек употребляет в пищу более 3000 разновидностей морских видов и, для сравнения, только 200 сухопутных. Темпы роста сектора аквакультуры в мире составляют порядка 7-8% в год, компенсируя определенный застой в области промышленного рыболовства. Ученые подсчитали, что 97% всех водных биоресурсов, культивируемых человеком (около 430 видов), были «одомашнены» в XX-XXI вв., а четверть из них – за последнее десятилетие.
Однако такое бурное развитие аквакультуры имеет и негативные эффекты. Помимо того, что столь высокие темпы развития этого сектора оказывают разрушительное действие на экосистемы Мирового океана, сами «конечные продукты» зачастую вредны и опасны для здоровья человека.
Россельхознадзор неоднократно вводил запрет на поставки норвежского лосося по причине высокого содержания в рыбе тяжелых металлов (кадмия и свинца). Та же ситуация складывается и с его чилийским собратом. Неоднократные проверки ферм показывают, что далеко не вся рыба соответствуют нормам, а некоторые партии просто опасны для здоровья.
- На долю норвежской рыбы приходится существенная часть российского рынка. К сожалению, нашему непритязательному потребителю важно, чтобы продукт имел товарный вид, и мало кто задумывается, каким способом это достигается, – говорит генеральный директор ООО «Витязь-Авто» Игорь РЕДЬКИН. – При промышленном разведении лососей фермеры зачастую используют запрещенные вещества – канцерогены – для того, чтобы бороться с паразитами, которые поражают стада рыб. Чтобы избавить рыбу от болезней, лосось в буквальном смысле «накачивают» антибиотиками. Употребление в пищу такой рыбы может грозить серьезным отравлением.
Результаты исследований, опубликованных в американском научном журнале «Science», буквально потрясают: специалисты сделали контрольную закупку семисот филе лосося в Европе и Америке общим весом в 2 тонны и провели их сравнительный анализ. Выяснилось, что по сравнению с рыбой, обитающей в естественных условиях, выращенный на фермах, в садках лосось на порядок более загрязнен. Некоторые химические вещества, содержащиеся в рыбе, в том числе диоксин, могут привести к пищевым отравлениям, расстройствам нервной системы и даже онкологическим заболеваниям. По данным исследователей, в результате регулярного потребления рыбы, выведенной на фермах, примерно шесть тысяч жителей Америки могут подвергнуться раковым заболеваниям.
- Вместе с тем у россиян есть альтернатива, – считает Игорь РЕДЬКИН. – В России лосось встречается в реках бассейнов Балтийского, Баренцева и Белого морей. Лидером же по добыче этой рыбы является Дальний Восток. Ежегодно на нерест в дальневосточные реки заходят тысячи тонн ценнейшей, экологически чистой, а главное, безопасной для здоровья рыбы – тихоокеанских лососей. Одним из ресурсных клондайков по праву считается Камчатский край. Только за нынешнюю путину на Камчатке было добыто свыше 106 тыс. тонн лосося. Это самый высокий уровень освоения за последние годы. Наше предприятие находится в «столице» камчатской лососевой путины – в Озерновском районе. Промысел осуществляется также в Усть-Большерецком и Соболевском районах.
Кета, горбуша, нерка, кижуч, сима, чавыча – вот наши сокровища. На собственных перерабатывающих мощностях мы производим мороженый лосось всех видов разделки, зернистую соленую икру из дальневосточных лососевых. Мы пристально следим за всеми этапами производства и контролируем их. Наша продукция не раз становилась лауреатом международных выставок (в том числе крупнейшей рыбопромышленной выставки «Рыбпромэкспо») в номинации «Лучшие образцы рыбной продукции», была награждена золотыми знаками «Всероссийская марка» и «Знак качества».
Такой лосось, безусловно, полезен нашему организму. Одного только железа в нем содержится почти 2 мг/кг, а еще он – отличный источник витамина В12 и, что, пожалуй, самое главное, – полиненасыщенных жирных кислот омега-3. Омега-3 помогает предотвратить некоторые сердечные заболевания (инфаркт, инсульт, атеросклероз), поскольку способствует разжижению крови, позволяет избежать тромбозов (кровяных сгустков), а также очищает стенки кровеносных сосудов. Понижает депрессивное состояние и способствует похудению. Достаточно еженедельно употреблять 200-300 гр. рыбы, т. е. две или три порции, чтобы обеспечить организм необходимым элементом.
«Вывод один: не хочешь навредить здоровью – покупай только «дикого» лосося», – заключает Игорь Владимирович. И с ним сложно не согласиться.
Первая или вторая свежесть
В свою очередь, минтай является настоящим кладезем белка и йода, которые очень легко усваиваются нашим организмам. Минтай полезен для детей – для растущего организма малышей это поистине незаменимый продукт. Эта рыба вкусна в любом виде. Как и все тресковые, минтай относятся к диетическим продуктам, его полезно есть всем людям, как молодым, так и пожилым, особенно живущих в регионах, где в воде и продуктах питания ощущается нехватка йода. Если бы население употребляло в день по 100 граммов минтая, оно было бы защищено от йододефицитных состояний, которые влекут за собой заболевания щитовидной железы, считают ученые.
Основной объем минтая добывается на Дальнем Востоке – в Охотском и Баренцевом морях. Только за нынешнюю Охотоморскую путину было освоено 548 тыс. тонн минтая. Ежегодно одна из крупнейших компаний – Находкинская БАМР – посылает свой флот на промысел этого ценного объекта. Основной продукт Базы активного морского рыболовства – минтай первичной заморозки. Экологически чистый, полезный продукт. Добытый сырец разделывается прямо на судне и моментально замораживается, что позволяет сохранить все самые ценные свойства рыбы. При этом на судах существует система собственного контроля. Ответственность за конечный продукт несут все – от штурмана до переработчика. Ведь качество зависит не только от техники, но и от человека.
Штурманский состав следит за количеством уловов и временем траления. А как только рыба попадает на фабрику, ответственность ложится на помощника капитана по производству. Все начинается с проверки на паразитологию. Сначала рыба отбрасывается вручную, затем она переходит на механическую сортировку. Самая мелкая рыбешка идет на муку, остальная сортируется по градациям на трех перерабатывающих комплексах: 30-35 см, 35-40 см, свыше 40 см. Далее рыба проходит через шкуросъемную машину и поступает на стол для инспекции. Команда профессионалов из 6-7 человек визуально проверяет филе на наличие костей, кровоподтеков, остатков кожи. После инспекционного контроля филе проходит обдув (таким способом удаляется лишняя влага), а затем филе поступает на взвешивание. Рыбу порционно укладывают в парафинированные коробки. Затем из коробки удаляются излишки воздуха, филе прессуется и направляется в плиточную морозилку. Так получается филе минтая первичной заморозки.
Каждый час мастера обработки проверяют нарезку филе на качество – контролируются как внешние (кости и проч.), так и внутренние (гельминты) параметры. За последние четыре года самой лучшей продукцией в Европе считается та, что произведена Находкинской базой активного морского рыболовства.
На данный момент ОАО «Находкинская база активного морского рыболовства» обеспечивает порядка 10% потребностей рынка филе минтая первичной заморозки в Европе.
Не достойным, но все же конкурентом, филе ОАО НБАМ является филе вторичной заморозки. Разница между этими продуктами профессионалам очевидна, а вот потребители о ней зачастую и не догадываются.
- Минтай вторичной заморозки используют и производят сейчас в основном в Китае, – рассказывает генеральный директор ОАО «НБАМР» Сергей КОНОНЮК. – Покупают филе блоками в США, размораживают, делают IQF (Individual quick frozen) – индивидуальная заморозка каждой порции филе, – упаковывают в пленку и перепродают. Либо покупают сырье – мороженый неразделанный минтай или безголовый, также размораживают и производят филе. Получается, что такой продукт тоже замораживали дважды. Кардинальное отличие филе первичной заморозки, которое производит наша База, в том, что мы не дефростируем сырье дважды. Из свежей, только что пойманной рыбы мы производим филе и только затем его замораживаем. «Филейные» блоки в последующем не размораживаются, а сразу идут на продажу.
При вторичной заморозке происходит денатурация белка. А при дефростации – вытекание межклеточного сока. Филе становится жестче, теряет все витамины и аминокислоты. У нас нет сведений о том, как быстро повторно замораживается филе, например, в Китае – от этого тоже зависит его качество. Однако мы точно можем сказать, что на судах БАМР этот процесс отлажен как часовой механизм и сбоев в нем не бывает».
Вместе с тем минтай вторичной заморозки более дешевый, чем и привлекает потребителя. Однако надо понимать, что, когда мы говорим о действительно полезной для здоровья, безопасной и экологически чистой рыбе, мы должны учитывать, в первую очередь, технологию ее переработки. Только филе первичной заморозки может по праву считаться полезным и действительно высококачественным продуктом.
Выбор
Около 30 лет назад в мире перестало хватать ресурсов Мирового океана и ресурсов пресных вод. Особенно в тяжелом положении оказались развивающиеся страны – Китай, Индия и страны Африки. У них просто катастрофически не стало хватать животного белка. Это послужило импульсом к поиску дешевого аналога.
Выращивание рыбы в садках или вторичная заморозка – это известный и эффективный способ поставить на стол народный дешевую белковую продукцию. Но порою в погоне за дешевизной и объемами производители забывают о качестве и пользе производимых ими продуктов.
Выбор, безусловно, предстоит делать потребителю. Но прежде чем покупать тот или иной продукт, необходимо учитывать не только ценовые критерии. Ведь здоровье – его, как говорится, ни за какие деньги не купишь.