Однако всем нам прекрасно известно и пресловутое «но», перекраивающее на русский лад любые подобные шаги. Одно из составляющих этого обобщающего понятия – отношение к своему будущему большинства игроков самого рынка. Часто уже потом, после просмотра разыгранного перед нашими глазами действа, мы начинаем кричать о своем несогласии с результатом игры и усиленно стараемся преодолеть последствия. Возможно, для кого-то это и интереснее личного участия – сложно объяснить природу такого отношения. Но факт остается фактом.
Качество на века
Сегодня рыбакам предоставляется достаточно возможностей заложить основу своей работы не на одно десятилетие вперед: проводятся конкурсы на закрепление рыбопромысловых участков на 20 лет, определяются доли в 10-летних квотах, принимаются программы развития отрасли на период до 2020 года… На стадии подготовки проекта находится и технический регламент, который, однако, не будет иметь срока, определяющего временные границы его применения.
Но, как всегда при совершении каждого нового шага, существует опасность допустить массу ошибок. Примеров того, как у нас работает закон, более чем достаточно: двоякое толкование, максимальное количество всевозможных подпунктов, актов, дополнений, которые, делая неповоротливым вновь принятый документ, размывают общее понимание его важности.
Технический регламент вряд ли станет исключением. И важность того, что сегодня еще есть реальная возможность минимизировать число таких упущений в будущем, неоднократно была подчеркнута всеми участниками «круглого стола», организованного Ассоциацией добытчиков минтая совместно с Тихоокеанским научно-исследовательским рыбохозяйственным центром и посвященного обсуждению проекта Федерального закона о техническом регламенте для пищевых продуктов из водных биоресурсов.
Процедура разработки данного документа проходила с 2000 года в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании». Сам техрегламент на рыбную продукцию разрабатывался на основе имеющегося опыта применения гигиенических требований по безопасности в нашей стране и в международной практике.
Вместе с тем докладчики, в числе которых были и представители ФГУП «ТИНРО-Центр», Дальрыбвтуза и Управления Россельхознадзора, Приморского центра сертификации, а также представители администраций субъектов ДФО и ряда рыбодобывающих предприятий, постарались предложить самые подробные дополнения и изменения по проекту. Ведь, в отличие от действующих сегодня технических условий (ТУ) и многочисленных стандартов организаций, данный закон уже на федеральном уровне закрепит единые требования ко всей выпускаемой предприятиями отрасли продукции и самому производству, которые для всех без исключения станут обязательными к исполнению.
Основные же замечания представителей Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна к проекту Федерального закона были сведены к следующему: прежде всего, по мнению специалистов, обсуждаемый документ не включает многие существующие в настоящее время виды водных биоресурсов, продукты их переработки и технологические процессы. В то же время он излишне детализирует некоторые технические процессы, что в дальнейшем приведет к возникновению административных барьеров для развития рыбной отрасли. Кроме того, ряд статей обсуждаемого документа попросту противоречит действующим нормативно-правовым актам.
Итогом обсуждения стало 15 поправок концептуального характера и 92, относящиеся к конкретным статьям законопроекта. Все предложения были обработаны и в виде обращений направлены Ассоциацией добытчиков минтая в Совет Федерации, Государственную думу, Федеральное агентство по рыболовству, а также всем субъектам Федерации.
По мнению участников обсуждения, для подготовки проекта ФЗ «Технический регламент» к принятию в первом чтении целесообразно было бы также организовать проведение до конца текущего года соответствующих парламентских слушаний с участием всех ответственных ведомств, заинтересованных организаций и объединений.
Кому это надо?
Вместе с тем на сегодняшний день открытым остается, наверное, самый важный вопрос, который, к сожалению, нельзя внести в список предложений или отразить в проекте будущего закона. Все потому, что суть его закладывается не на бумаге, а в сознании каждого из нас – «Зачем и кому все это нужно?»
Действительно, зачем лично моему предприятию усложнять процесс работы новыми непонятными законами? Если и сегодня вполне хватает существующих «формальностей» для того, чтобы готовая продукция, снабженная соответствующими аббревиатурами на этикетках, принималась на реализацию и не вызывала нареканий со стороны властей. И пусть законотворчеством занимается тот, кто получает за это зарплату. А нам – нужен ли вообще этот закон?
К сожалению или к счастью, но принятие технического регламента – вопрос решенный. Так что времени остается лишь на минимизацию возможного негативного действия документа для самих производителей. И это необходимо понять сегодня каждому непосредственному участнику рынка.
Вместе с тем, на прошедшем «круглом столе» было отдельно высказано беспокойство пассивностью со стороны рыбаков и отмечена необходимость их активизации в работе над регламентом. Тем более что проблема эта не нова и с ее последствиями уже успели столкнуться в других отраслях российского хозяйства.
Как отметил заместитель руководителя «Приморского центра сертификации» Александр ФЕЙГИН, каждый раз с введением нового документа предприятия оказываются неготовыми к его появлению. Это подтвердили предыдущие техрегламенты по вредным выбросам, по молочной, масложировой продукции и ряд других. И все потому, что промышленность слабо принимает участие в обсуждении готовящихся законов, пропуская в готовый документ массу недочетов, отмечает он.
В большинстве случаев несколько смягчить вхождение нового документа в отрасль удается установлением «переходного периода»: в течение определенного времени предприятиям дается возможность переоформить всю необходимую документацию, подготовить свои производства к требованиям закона и т.д. Но даже это, казалось бы, простое условие необходимо оговорить сегодня, проявить инициативу, ведь только сам производитель знает, как и что будет правильнее сделать для оптимизации своей работы.
Вместе с тем, как отметила в ходе обсуждения заведующая лабораторией нормирования, стандартизации и технического регулирования ФГУП «ТИНРО-Центр», к.т.н. Елена ЧУПИКОВА, среди поступивших на рассмотрение в отраслевые научные учреждения дополнений еще к первой редакции техрегламента не было ни одного предложения от Дальнего Востока – основного ресурсного региона рыбохозяйственного комплекса страны. Ни одного. Тогда для кого разрабатывается этот документ?..
Подобная «близорукая пассивность» всей рыбацкой общественности осложняет и работу законодателей. «Ведь, – как отметил член Совета Федерации Федерального Собрания от Камчатского края Борис СОРОКИН, – на государственном уровне этими вопросами занимаются, в большинстве своем, люди не совсем близкие к таким специфическим вопросам. И нам очень сложно объяснять важность вносимых дополнений: каждое слово, каждую запятую необходимо аргументировать, утверждать, доказывать то, насколько существенно все это будет для рыбаков.
Поэтому крайне важно для выработки единых аргументов консолидировать свои усилия. Это должно исходить от самих рыбаков!»
Учиться никогда не поздно
И одна из проблем подобного отношения ко всем происходящим сегодня в отрасли переменам заключается, по мнению сенатора, как раз в неготовности к этому большинства предприятий. Несомненно, сегодня на рынке существуют и крупные игроки, которые давно живут с опережением в развитии. Потому что в нашем случае эти крупные рыбные предприятия взаимодействуют с рынком другим, иностранным, где все эти требования – уже давно закон, норма современной жизни.
Однако порой даже такие опытные производственники не всегда способны охватить весь объем информации, необходимой для построения их рабочего процесса. И в первую очередь, речь идет о сфере технического регулирования отраслевой деятельности.
Ситуацию усугубляет и отсутствие на предприятиях соответствующих специалистов: сегодня на подавляющем большинстве из них попросту не предусмотрена должность стандартизатора. Его функции, несмотря на непрофильность, как правило, берут на себя технологи в дополнение к своим и без того многочисленным основным обязанностям. В результате львиная доля нормативно-правовой документации, база которой постоянно пополняется, остается неохваченной рыбопромышленниками. «Сегодня мало кто из рыбаков знает даже название готовящегося регламента, не говоря уже об отличиях этого документа от многочисленных стандартов и технических условий», – сетует Ольга ХОЛОША, д.т.н., заведующая кафедрой стандартизации и сертификации ФГОУ ВПО «Дальневосточный рыбохозяйственный университет».
О каких конструктивных предложениях тогда можно говорить, если сами же рыбаки попросту не знают предмета обсуждения?
Выход – начинать с азов, и делать это необходимо как можно скорее: «Значит, нужно учиться. Технический регламент – это сложный документ, который надо уметь применять. И когда его и без того непростая структура будет дополнена готовящимися поправками, на практике этим правовым актом будет очень сложно пользоваться. Поэтому, прежде чем его примут, с ним необходимо ознакомить производителя, научить его тому, как с существующим объемом стандартов можно работать и для чего», – поясняет представитель отраслевого образовательного учреждения.
С целью восполнения этого пробела Ассоциация добытчиков минтая на базе Дальрыбвтуза уже в конце ноября организует проведение семинара для руководителей высшего звена, а затем и технологов предприятий по практике и опыту технического регулирования в рыбной отрасли. Подготовленная программа ознакомит рыбохозяйственников с современными методологическими подходами в области технического регулирования, практическая реализация которых позволит максимально ускорить рост конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.
Поможет ли это рыбакам самим принимать участие в подготовке своего будущего – покажет время. Тем более что его до конца года, а значит, и до первого (в большинстве случаев определяющего) чтения проекта в Госдуме осталось совсем немного.