Запад выбирает ответственность
Агитационная и просветительская деятельность разнообразных природоохранных движений со временем породила своеобразную моду на «экологически чистые» товары. Причем если первоначально под этим термином понималось их качество и безопасность, то затем понятие распространилось и на весь производственный цикл, т.е. на то, каким способом объект был добыт и переработан. Появились различные системы сертификации, в соответствии с которыми оцениваются те или иные виды товаров и услуг. Под давлением общественности одни страны принимают на себя обязательства приобретать только экологически сертифицированную продукцию. В других разрабатываются специальные механизмы поддержки наиболее «сознательных» предприятий.
В рыболовной отрасли одной из наиболее авторитетных является система сертификации Морского Попечительского Совета (Marine Stewardship Council – MSC). Он был создан в 1997 г. Всемирным Фондом дикой природы (WWF) и крупнейшим покупателем мороженой рыбопродукции – компанией Unilever, и в отличие от применявшейся ранее оценки качества и экологической чистоты продукции MSC делает акцент на управлении морскими биоресурсами. Чем же привлекает покупателя знаменитая голубая этикетка?
Этот ярлычок свидетельствует, что компания-производитель данной продукции ведет промысел в соответствии с принципами устойчивого рыболовства, декларируемыми MSC. Зарубежные продуктовые сети и рестораны в свою очередь с энтузиазмом ухватились за удачный маркетинговый ход – ассоциировать себя с борцами за экологию. Покупатели охотно поддержали игру, получив возможность путем покупок подтвердить свой статус и активную жизненную позицию.
А для поставщика успешное прохождение сертификации является веской причиной поднять цену на товар, как бы утверждая его качество и элитарность в глазах потребителя. В развитых же странах, обычно европейских, экологическая сертификация не только облегчает бренду проникновение на новые рынки сбыта, но и порой является непременным условием продаж.
Вот и становятся «в очередь за сертификатами» рыбопромышленники Великобритании и Германии, Новой Зеландии и США, Норвегии, Дании, Индии, Мексики, Канады… По условиям в оценке промысла по системе MSC могут участвовать любые рыболовецкие предприятия независимо от масштабов их деятельности, способа лова, их местонахождения и т.п. Но, как правило, для прохождения этой достаточно сложной и длительной процедуры предприятия объединяются, и таким образом сертифицируются как отдельные промысловые популяции, так и районы лова.
Пропагандируемые MSC принципы устойчивого рыболовства просты. Неистощительное использование промысловых популяций предполагает, что добыча ВБР должна вестись таким образом, чтобы не происходило перелова или падения численности эксплуатируемых популяций, а запасы объекта могли бы восстановиться. Промысловые операции не должны серьезно нарушать структуру и уменьшать продуктивность и разнообразие морских экосистем района, необходимо также принимать во внимание существующие связи между различными видами живых организмов. И, разумеется, промысел должен эффективно управляться, соответствовать международным, местным и государственным стандартам, рационально используя ресурсы.
Как видим, возможность долгой эксплуатации данного промыслового района, в первую очередь, выгодна самим рыбакам. Опираясь на эти принципы, предприятие может строить долгосрочную стратегию развития. Добровольное ограничение максимальных уловов стимулирует более эффективную переработку добываемого сырья и производство продукции с более высокой добавочной стоимостью. И опять-таки несомненный плюс к имиджу, который в материальном выражении оборачивается стабильным спросом и высокими ценами.
С оглядкой на конкурентов
Подобная экологическая ответственность для нашего общества пока в диковинку. Нет, к пикетам активистов, протестующих против загрязнения Байкала или нефтеразведки на морском шельфе, сборам подписей в защиту белых медведей или за сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу мы привыкли. В уютном кресле перед телевизором легко возмущаться халатностью нефтяной компании, танкер которой в очередной раз сел на мель, залив окрестности тоннами мазута, или алчностью охотников за шкурой/мясом/клыками последнего тигра/медведя/моржа на планете. Но готовы ли мы платить в магазине за сертифицированную, заведомо более дорогую рыбу, зато абсолютно легального происхождения, да еще и пойманную без ущерба для популяции. Ответ очевиден.
К сожалению, в наших пенатах подобное приживается с трудом. И не стоит кивать на российский менталитет. Чувство ответственности за свои действия – это вопрос общей культуры и воспитания и в меньшей степени уровня жизни. Грустно сознавать, но до старушки Европы России в этом плане еще расти и расти.
Тем не менее «позеленевший» потребитель Запада заставляет подтягиваться и отечественных производителей. Глобализации, победоносным маршем шагающей по планете, нет дела до уровня экологического сознания в одном отдельно взятом государстве. Она опережает и требования национального законодательства, и потребности населения. Эту тенденцию моментально почувствовали на себе российские экспортеры, и Ассоциация добытчиков минтая первой в нашей стране подала заявку на вожделенный сертификат.
Повернуться лицом к устойчивому промыслу российских рыбных олигархов побудила активность извечных конкурентов-американцев. Растущий в мире спрос на белую рыбу играет на руку ее крупнейшим поставщикам – России и США. Пока основные экспортные потоки минтая уходили в Южную Корею и Китай, наших рыбаков не слишком волновали причуды избалованных европейцев. Но оставаться сырьевым придатком Азии уже невыгодно, куда рентабельней переходить на выпуск продукции глубокой переработки, в частности филе минтая, востребованного как раз в странах ЕС.
Но многообещающий рынок Западной Европы отличается экологической чувствительностью. Предприимчивые американцы, просчитав этот фактор, вовремя подсуетились с сертификацией и по ее завершении получили доступ к кошелькам богатых потребителей Евросоюза. Тогда как перед российской рыбой те же европейцы, напуганные рассказами о процветающем в наших водах браконьерстве и варварских методах лова, распахнуть двери не спешат.
Собственно оценка промысла на соответствие критериям устойчивого рыболовства MSC была заявлена среди основных целей при создании Ассоциации добытчиков минтая в 2006 г. как раз с подачи западных партнеров, которые с трибун рыбацких конгрессов и в приватной обстановке кабинетов не уставали повторять: да, продукция у вас отличная, но теперь этого мало. Хотите сотрудничать? Значит, ваш бизнес должен стать прозрачным и сертифицированным, вызывать доверие у покупателя.
Шанс российского минтая
Сложилась во многом парадоксальная ситуация: на путь экологической ответственности и устойчивого рыболовства наших рыбаков толкают американцы. Причем последним через пару лет такая «инициатива» рискует выйти боком. На Аляске уже бьют тревогу по поводу растущей миграции главного промыслового объекта из-за глобального потепления в российскую часть Берингова моря. По прогнозам, добыча минтая в Штатах в ближайшие годы будет неуклонно падать, тогда как Россия только в текущем году увеличила ОДУ на 30%. Эту долю рынка, если постараться, имеют все шансы перехватить именно россияне.
«Цель прохождения сертификации для нас заключается в расширении и развитии продаж продукции российского минтая на мировых рынках, прежде всего в Европе, – не скрывает намерений президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. – Во всем мире покупатели отдают предпочтение продукции, которая имеет маркировку, экологический сертификат. Именно сертификация является инструментом нетарифных ограничений для поставок рыбы на внутренние рынки Европы, а многие торговые сети не принимают продукцию к реализации, если на ней нет соответствующих ярлыков».
В 2007 г. дальневосточная Ассоциация добытчиков минтая подала заявление на прохождение сертификации по системе MSC. Первая стадия предварительной оценки промысла заняла чуть больше года. На этом этапе сертифицирующее агентство обычно собирает все необходимые сведения о предприятиях и системе их управления, в случае необходимости составляя список «слабых мест», подлежащих улучшению до начала сертификации, устанавливает стоимость полного аудита. По итогам готовится доклад, на основании которого заказчик решает, проводить ли ему полную оценку.
В начале сентября 2008 г. Морской Попечительский Совет официально объявил об открытии процедуры полной оценки промысла минтая по двум зонам – Охотского и Берингова морей. Для этого Ассоциация заключила контракт с независимой компанией-оценщиком TAVEL Sertification, которая в настоящее время формирует экспертную группу из специалистов, обладающих знаниями в сфере оценки популяций морских особей, воздействия на экосистему, управления рыболовецким предприятием, использования местного рыбацкого опыта. Предварительный срок прохождения основного этапа – 24 месяца.
В этот период экспертная группа посещает предприятия и проводит консультации с заинтересованными лицами. Собранная информация анализируется и оценивается на соответствие принципам и критериям экологически ответственного рыболовства MSC для создания предварительного аудиторского отчета, который пересматривается заказчиком и независимыми экспертами соответствующей специализации. Окончательное решение о сертификации принимает компания-оценщик.
При условии благополучного завершения процедуры на рыболовном предприятии ведется постоянный мониторинг соблюдения сертификационных требований. По истечению 5-летнего срока аудит повторяется. Успешно прошедшая сертификацию компания получает право приводить на упаковке своей продукции заявление: «Данный продукт поставлен рыболовецким предприятием, соответствует установленным Морским попечительским советом Стандартам по воспроизводству рыбных запасов и использованию надлежащих методов ведения хозяйства».
В целом требования MSC достаточно жесткие, и, возможно, для того, чтобы вписаться в них, предприятиям, членам Ассоциации, придется серьезно изменить систему менеджмента. «Это не значит, что нынешнее управление плохое. Просто существуют разные стандарты, а принятые у нас отличаются от мировых – в том числе и принципами управления. Скорее всего, это проблема восприятия, и мы готовы к переменам, – отмечают в АДМ. – Отрасль, которая прошла сертификацию, совершенно по-иному воспринимается в мире. Наша продукция и компании смогут занять более прочную позицию на рынке. Это большой плюс для маркетинговой политики: ведь если продукт относится к классу «премиум», то и стоить он будет гораздо дороже».
Страны Азии, такие, как Республика Корея, неразделанный мороженый минтай – сырье – в основном закупают в России и сертификации не требуют, поскольку ведут переработку сами. Сертификация MSC важна для полуфабрикатов – филе минтая и продуктов на основе сурими. И планы Ассоциации во многом связаны именно с наращиванием глубокой переработки рыбы. «На долю наших предприятий приходится 58% производства филе минтая по Дальневосточному бассейну. Сегодня наши предприятия активно модернизируют производственные мощности, чтобы развивать судовое, морское производство филе для экспорта на мировые рынки, в Европу», – комментирует перспективы Герман Зверев.
В одном из изданий, выпущенных в 2007 г., WWF назвал перспективными для сертификации в России сайровый промысел, ярусный лов трески и палтуса, ловушечный промысел крабов, креветок и трубача, а также лососевый промысел ставными неводами. Минтай упомянут не был. Что ж, это лишний раз показывает, что российская рыбная отрасль учится быстро реагировать на ситуацию на мировом рынке, не стесняясь перенимать зарубежный опыт и гибко подстраиваться под нужды заказчиков.
Основные надежды в преодолении дефицита рыбного белка Всемирная продовольственная организация ООН связывает с аквакультурой. Но чем не альтернатива ей устойчивое рыболовство? Зачем разводить, искусственно выращивать рыбу, затрачивая массу сил и средств и негативно влияя на окружающую среду, когда можно использовать то, что уже есть, рационально управляя природными запасами. XX век показал, что человек – далеко не царь природы, но быть рачительным хозяином ему вполне под силу.