По оптимистическому «инновационному сценарию» прогнозируется вылавливать к 2015 г. не 3,4 млн. т, а 5,2 млн. т, увеличив морской рыбный промысел почти в 1,5 раза.
Россия участвует в 13 международных Конвенциях и 23 межправительственных соглашениях по рыболовству, которые могут обеспечивать доступ к 5-6 млн. т биоресурсов Мирового океана.
Российский промысел ведется в основном в Северной и Центрально-Восточной Атлантике с выловом 0,6 млн. т. При этом добываются путассу, сельдь, скумбрия, морской окунь, треска, камбала, сардина, ставрида, скумбрия и др.
В целом возможный дополнительный вылов в Мировом океане можно увеличить на 1,5 млн. т. при наличии достаточного количества работоспособных рыболовных судов и транспортного флота. К сожалению, Россия уже не располагает судами, необходимыми для возможного освоения потенциальных ресурсов Мирового океана. Потребность в новых судах в перспективных районах Мирового океана составляет около 30 крупных судов с общей стоимостью около 1,5 млрд. долл. Срок окупаемости судов – 10-12 лет. Соответственно ежегодное прямое финансирование такого проекта оценивается в размере 300 млн. долл. США (или 7-8 млрд. руб.).
Есть страны, которые наращивают морской рыбный промысел. В их числе: Уганда – 189%, Йемен – 183,9%, Мьянма – 146,7% и др. В то же время ряд ведущих рыболовных стран мира значительно снизил свои рыболовные усилия: Дания – 60,3%, Эквадор – 69,4%, Ирландия – 74,3%. и др.
Основная причина снижения улова, например в Дании, – уменьшение запасов рыбы в течение этих лет и падение эффективности и привлекательности морского рыбного промысла, особенно среди стран ЕС. В этих условиях датское правительство уменьшало флот все последние годы. В 2007 вышло новое регулирование, согласно которому квоты могут быть куплены вместе с покупкой судна. Датский рыболовный флот уменьшился к 2007 г. с 1200 до 700 судов, а фактический улов был меньше, чем разрешено по квотам.
Ряд морских стран мира после 2000 г. начал полнее осваивать свои запасы водных биологических ресурсов в исключительных экономических зонах.
На таком мировом рыболовном фоне можно пессимистически оценить попытки России в ближайшие годы в полтора раза увеличить свои морской промысел. Важно отметить «проблемность» окупаемости возможных затрат на такое возможное наращивание морского промысла. После вылова в удаленных районах Мирового океана встает вопрос о сбыте выловленной рыбы в рыбных портах таких стран, как Перу, Чили, Австралия, и др. Еще больше вопросов вызывает возможность переработки иностранными береговыми предприятиями выловленной российскими рыбаками рыбы в пищевые продукты с высокой добавленной стоимостью. Однако часть такой рыбы можно переработать на рыбную муку.
Несмотря на это, можно положительно оценить проект Росрыболовства по организации государственной рыболовной компании для ведения удаленного морского рыбного промысла с целью продуктивного использования имеющихся производственных мощностей, включая расширение добычи антарктического криля, а также повышения роли России в ряде региональных рыболовных организаций. Создаваемая новая специализированная государственная рыболовная компания призвана решить ряд стратегических рыболовных и геополитических задач, потому в первые годы такая новая структура вправе получить целевую государственную поддержку. Новая рыбохозяйственная инициатива требует активизации международного сотрудничества России с рядом рыболовных стран мира и роста экспортного потенциала в условиях идущего увеличения дефицитности продовольствия в мире.
В ряде инвестиционных направлений в обеспечение успешной деятельности новой государственной рыболовной компании потребуется вложение финансовых средств в развитие инфраструктуры на территории иностранных государств и импортеров вылавливаемой рыбы. Иностранные инвесторы не пойдут на совместное сотрудничество без гарантий Правительства РФ. Именно такие особенности возможного расширения российского морского промысла в перспективных удаленных районах Мирового океана показывают традиционную ограниченность возможностей частного капитала по сравнению с государственным сектором экономики.
И все-таки для России стратегически важнее по примеру Уганды, Йемена и Мьянмы начать полнее использовать собственные ВБР, которые в большой мере недоосваиваются.
В последние годы общие допустимые уловы (ОДУ) исключительной экономической зоны России составляют около 3,5 млн. т., а ежегодный вылов основных видов ВБР – около 2 млн. т., в том числе: минтай – 1 млн. т, треска и пикша – 300 тыс. т., лососевые – 250, сельди – 250, камбала – 70, морской окунь – 50, скумбрия – 50, крабы – 50, креветки – 20 тыс. т. Всего промысел перечисленных видов – 2,04 млн. т. стоимостью около 5 млрд. долл.
Неиспользуемые объекты морского рыболовства России включают такие основные виды, как кальмары – 500 тыс. т, сайра – 150, осенняя сельдь – 150, сайка – 50, прилов – 40, а также млекопитающие – 60 тыс. т и морские водоросли – 250. Всего по приведенным видам рыбы и морского зверя не вылавливается – 950 тыс. т стоимостью до 2 млрд. долл.
В числе главных причин такого недоосвоения ОДУ – высокая изношенность флота, несоответствие структуры флота имеющимся ресурсам морского рыбного промысла, недостаточная рентабельность морского промысла многих видов ВБР из-за сильно завышенных финансовых платежей и налоговых сборов, неточная информация о состоянии имеющихся ВБР.
В 2007 г. из всего российского экспорта пищевых рыбных товаров в натуральном выражении 1,147 млн. т, 89,3% составляла мороженая рыба. При этом из такой мороженой рыбы таможенному оформлению подверглось лишь 26,2%. Добывающий и обрабатывающий флот рыбной отрасли позволяет осуществлять значительные внешнеторговые поставки мороженой рыбы (в частности минтая, трески и др.) и при низкой температуре транспортировать продукцию на большие расстояния в страны Европы, Азии, Америки и др.
В 2007 г. импорт пищевых рыбных товаров в натуральном выражении составил 0,715 млн. т и почти все поставки в Россию проходили таможенное оформление, что показывает важную роль установленных ставок ввозных пошлин (в основном от 5 до 10%).
Импорт рыбных товаров с 2000 по 2005 гг. в натуральном выражении вырос в 4 раза, составив около 1 млн. т, начав далее снижаться на 10-15% ежегодно (2007 г. – около 0,7 млн. т) под действием факторов мировой конъюнктуры, а также усиления контроля Россельхознадзора за качеством ввозимой в Россию рыбной продукции (таблица 1).
С 2000 г. по 2007 г. экспортные цены на пищевые рыбные товары выросли в 1,3 раза, а импортные – в 3,8 раза. В итоге средние экспортные и импортные цены на мороженую рыбу значительно сблизились (2007 г. – 1,36 и 1,30 тыс. долл./т), что по некоторым видам рыбной продукции (минтай, треска и др.) привело к росту поставок на внутренний рынок (таблица 2).
В итоге таких внешнеторговых тенденций после 2005 г. произошло снижение доли пищевых импортных рыбных товаров на внутреннем рынке (2005 г. – 39%, но в 2007 г. – уже 27%).
Особым фактором конкурентоспособности производимых и экспортируемых пищевых рыбных товаров на перспективу является повышение качества и выпуск новой продукции (филе, сурими, консервы из ракообразных и моллюсков и др.). Важное значение имеет пищевая ценность рыбы и морепродуктов, качество рыбных товаров, упаковка и реклама, национальные традиции питания и др. В рыбопромышленном комплексе России необходимо увеличить масштабы финансирования НИОКР технологической направленности, в том числе новых товаров экспортного назначения.
В перспективе в силу значительного неудовлетворенного внутреннего спроса со стороны населения России следует предпринять меры по снижению экспорта морской рыбы по отношению к общему объему вылова рыбы в натуральном выражении (%): 2010 г. – 30%; 2015 г. – 25%; 2020 г. – 15%. Объем импорта пищевых рыбных товаров до 2020 г. имеет тенденцию к сокращению на 10-15% в силу сложившегося разделения труда между рыболовными странами, особенно Норвегией и Россией. Выловленная в Баренцевом море и Северо-Западной Атлантике морская рыба будет в значительной мере выгружаться в технически оснащенных и удобных в географическом отношении рыбных портах Норвегии для последующего реэкспорта с транспортировкой рыбных товаров на внутренний рынок Европейской части России.
Сложившаяся практика значительных внешнеторговых поставок рыболовными компаниями морской рыбы непосредственно из районов промысла также снижает прибыльность хозяйственной деятельности в силу имеющейся несогласованности в уровнях экспортных цен на реализуемую продукцию и неритмичности товарных поставок, что выражается в демпинговом характере экспортных цен на рыбу и морепродукты. Причина этого также отсутствие экономической целесообразности и заинтересованности в поставке выловленной рыбы и морепродуктов в российские порты, особенно в дальневосточном регионе.
Для устранения таких недостатков требуется создание в отрасли специализированного Агентства по закупке рыбы с целью эффективного решения транспортных, логистических и иных проблем (включая рост вывоза рыбы с Дальнего Востока). Организация системы государственных закупок рыбных товаров – условие эффективного вхождения России и его рыбопромышленного комплекса в ВТО.
На конкурентоспособности рыбной отрасли негативно сказывается недостаточное развитие отраслевой инфраструктуры (транспортного флота, морских рыбных портов, береговых рыбообрабатывающих предприятий, оптовой торговли и др.), важной для формирования рынка рыбохозяйственных услуг. Так, российские добывающие суда в основном разгружаются и обслуживаются в зарубежных рыбных портах Норвегии, Республики Корея, Японии и др., где проводилась более протекционистская промышленная и экономическая политика в части развития инфраструктуры.
Велика потребность в создании ряда «институтов развития» рыбохозяйственного комплекса, ныне уже функционирующих в сельском хозяйстве России. К ним относятся: коммерческие и кредитные организации, финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные и лизинговые компании, товарные рыбные биржи и другие хозяйственные структуры.
Создание в рыбной отрасли новых «институтов развития», особенно крупного национального (коммерческого) рыбохозяйственного банка, можно рассматривать как особую приоритетную цель диверсификации экономики и активизации предпринимательства и одновременно дополнительную управленческую функцию Росрыболовства.
Проводимая государством налоговая, кредитная, тарифная политика в отношении рыбохозяйственного комплекса должна быть в большей мере направлена на улучшение финансового положения и самофинансирование рыболовных компаний и предприятий береговой рыбообработки. Это – условие предстоящего наращивания инвестиционного потенциала и усиления конкурентоспособности отрасли. Недостаток собственных средств и доступных кредитных ресурсов не позволяет большинству предприятий осуществлять масштабную модернизацию добывающей и перерабатывающей инфраструктуры и переходить на новые конкурентные технологии.
К 2010-2012 гг. в России следует ввести государственную монополию на ряд особо валютоемких рыбных товаров (осетровые, черная и красная икра, крабы ценных видов и др.).
Таможенные пошлины должны в большей мере, чем в настоящее время, ограничивать вывоз необработанной рыбной продукции (сырья) и снимать излишне высокие пошлины для роста производства и экспорта рыбных товаров с высокой добавленной стоимостью (филе, рыбный фарш, рыбные консервы из ракообразных и моллюсков и др.). В первом случае устанавливается пошлина в размере 10-15% от стоимости вывозимого из России рыбного сырья, включая неразделанную мороженую рыбу. Во втором случае для отдельных рыбных товаров таможенные пошлины могут вообще не применяться.
Очевидно, что Россия должна сокращать чрезмерный экспорт своей морской рыбы (например, к 2015 г. – до 0,5 млн. т), поскольку общая продовольственная ситуация в мире ухудшается, а импорт становится затруднительным даже для стран Евросоюза с высокими рыночными ценами.
Представляется полезным создание в рыбной отрасли системы оперативного (ежеквартального) мониторинга товарной конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках, включая контроль за уровнем экспортных цен на рыбу и морепродукты.
В 2009-2012 годах необходимо создание более системного рыбохозяйственного законодательства вне собственно организации морской рыболовной деятельности. В частности, необходимы нормативные акты: «О рыбном хозяйстве», «О модернизации рыбопромыслового флота и кредитовании строительства судов», «О промысле морского зверя», «О морской аквакультуре», «О прибрежном рыболовстве», «О рыбной торговле», «О береговых квотах для рыбообрабатывающих предприятий», «О государственной поддержке развития рыбного хозяйства России», «О придании Охотскому морю статуса внутреннего моря России» и другие законы.
Значимость рыбного хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности страны и предстоящее вступление России в ВТО обуславливают повышение внимания к вопросам развития отечественного рыбохозяйственного комплекса со стороны Президента и Правительства Российской Федерации.