О необходимости развития данного направления написаны сотни статей, докладов, научных работ. Нет смысла еще раз останавливаться на этом вопросе, поскольку развитие аквакультуры в силу своей значимости уже два года назад включено в Федеральную целевую программу. Еще в декабре 2006 года вышли два первых Постановления Правительства РФ о льготных кредитах для хозяйств, имеются соответствующие программы в субъектах Федерации, воспроизводству уделено внимание и в Концепции развития рыбного хозяйства РФ до 2020 года, но до сих пор условия для успешного функционирования хозяйств аквакультуры так и не созданы.
Первый и главный вопрос для любого предприятия – это вопрос рентабельности. За последние годы в Сахалинской области к 16 государственным лососевым рыборазводным заводам прибавилось 17 частных предприятий. Все вместе они обеспечивают свыше 85 процентов выпуска молоди лососевых в Российской Федерации. В среднем рыбоводный завод по воспроизводству лосося, способный за сезон выпускать от 20 до 30 миллионов мальков, требует 120 миллионов рублей инвестиций. Вкладывая эти средства, бизнес рассчитывает на окупаемость и прибыль за счет вылова выращенной им и вернувшейся в базовую реку рыбы. Но в действительности наделение рыборазводного предприятия квотами происходит на общих основаниях, то есть без учета мнения СахНИРО о промысловом возврате, хотя этот показатель давно просчитан и утвержден для каждого завода. В данном случае «на общих основаниях» означает еще и плату за ресурс, несмотря на то, что вернувшаяся в реку рыба по большому счету есть плод работы данного предприятия.
Нелишним будет напомнить, что лососи – не цыплята, хотя их тоже считают по осени, когда подводят итоги путины. Но лососи достигают половозрелого возраста и возвращаются в базовую реку только через 3-4 года, в зависимости от вида. Именно через 3-4 года с момента первого выпуска мальков и может идти речь о начале окупаемости инвестиций. Но и то не для всех, поскольку не все заводы имеют в своем распоряжении рыбопромысловые участки. А согласно законодательству, право на вылов имеют лишь те предприятия, за которыми в результате конкурса должны быть закреплены РПУ, только тогда им выделяются квоты на вылов.
Еще одна проблема связана с моментом регулирования хода лососевых. В соответствии с решением комиссии по анадромным видам рыб Сахалинской области, должны функционировать три механизма регулирования: концевые невода, рыбозаградительные устройства и забойные участки, где происходит изъятие. Однако выставляемые заводами в обе стороны от устья концевые невода вызывают негативную реакцию со стороны других традиционных пользователей. Эти конфликты не могут быть разрешены на местном уровне и требуют определения условий от законодателей.
Тем не менее непосвященному сумма инвестиций в 120 миллионов рублей может показаться чрезмерной. Однако стоит учитывать, что значительную часть этих средств приходится вкладывать в приобретение дорогостоящего уникального для нашей страны оборудования. Несмотря на то, что аквакультура – это составная часть национального проекта по развитию АПК, проектировать и производить необходимые для заводов агрегаты и емкости в России некому. А в те списки, утвержденные Постановлениями Правительства и предусматривающие пониженный или нулевой размер ввозной пошлины на импортное оборудование, не имеющее аналогов в России, они тоже не вошли. В этих перечнях можно найти массу наименований – от авиационных деталей до шерстепрядильных машин, – но для аквакультуры в них нет ничего. Сахалинским лососеводам приходится завозить необходимое, и кстати сказать, отнюдь не дешевое оборудование из Японии, и к его цене прибавляются отнюдь не стимулирующие к этому виду деятельности ввозные таможенные пошлины. Поэтому дальнейшее строительство и ввод новых заводов представляется проблематичным.
Однако сахалинские рыбоводы рассматривают деятельность своих коллективов не только как производство товарной рыбы, но и как помощь государству в сохранении численности популяций ценных видов ВБР. В связи с этим они вправе рассчитывать на всемерную поддержку и возмещение части затрат. В этом вопросе интересы власти и бизнеса совпадают и находят отражение в форме государственных контрактов на воспроизводство лососевых. По этой схеме заводы продолжат работать и в этом году в соответствии с Приказом Росрыболовства № 81 «О размещении заказа на выполнение работ по воспроизводству водных биологических ресурсов в 2008 году для государственных нужд». Выигравшие конкурс на госзаказ действительно имеют возможность возместить часть затрат. Федеральное агентство по рыболовству ранее оплачивало услугу, исходя из себестоимости 1 выпущенного малька примерно в 12 копеек. В этом году эта сумма возросла в среднем до 50-70 копеек. На деле 1 экземпляр молоди лососевых обходится заводу в несколько раз дороже, поскольку только на охрану реки за сезон необходимо затратить полтора миллиона рублей. Браконьерство – это еще одна огромная проблема для рыборазводных заводов. В результате постоянных реформ в отрасли рыбоохрана понесла потери – выиграли от всей этой неразберихи и переподчинения только браконьеры. На десяток нерестовых рек Сахалина в период хода лососевых сейчас приходится только 3-4 государственных инспектора, а надо бы 10-15 человек на каждый водоем. Поэтому некоторые реки «вырезают» почти полностью. Чтобы не допустить истребления рыбы, руководство заводов заключает договоры с частными охранными предприятиями. Естественно, охрана должна вестись круглосуточно весь период нереста – с конца мая по сентябрь. Сотрудники ЧОПов дежурят сменяя друг друга, действуя нередко на свой страх и риск в пределах полномочий, которых у них не так-то много. Получается, что рыборазводные заводы выполняют еще одну государственную функцию – рыбоохраны. К сожалению, эти затраты целиком и полностью ложатся на предприятия, к оплате по госконтракту можно предъявить только прямые расходы на воспроизводство.
А помимо охраны водоемов рыборазводные заводы способствуют созданию других оптимальных условий для естественного и искусственного воспроизводства. Например, они проводят дорогостоящие рыбоводно-мелиоративные работы на базовых реках.
Результаты продуктивной работы сахалинских рыборазводных заводов ощутимы. Подходы лосося стали стабильней, объемы добычи на Сахалине и Курилах растут, тем самым создаются предпосылки для расширения рыбоперерабатывающих предприятий, для развития территорий, занятости населения, увеличения налоговых поступлений.
Успехи в воспроизводстве лососевых могли бы быть и более весомыми, если бы не правовая неурегулированность этого рода деятельности. Ни ФЗ № 166 «О рыболовстве и сохранении биоресурсов», ни принятые накануне этого года поправки к нему, ни отдельные постановления и приказы не закрывают правового пробела в отношении аквакультуры. Необходим специальный закон, учитывающий специфику отрасли, находящейся на стыке рыболовства и сельского хозяйства. О срочной необходимости Федерального закона «Об аквакультуре» бизнес заявляет уже давно, правительство и власти на местах также заинтересованы в скорейшем его принятии. Но, наверное, наивно предполагать, что в рыбном хозяйстве, которое подверглось за последние годы многократным реформированиям, могла вестись планомерная законотворческая работа. Сколько ждали закона «О рыболовстве»? А потом почти четыре года ждали ФЗ № 333. Наконец теперь, когда ведомство получило необходимый статус, появилась и надежда на обеспечение полноценной правовой базой деятельности предприятий аквакультуры.
Рыбоводы Сахалина кровно заинтересованы в качестве будущего закона, поэтому решили объединить усилия для совместной работы с Федеральным агентством по рыболовству, которое готовит проект документа. По словам Анатолия МУРГИНА, председателя Ассоциации лососевых рыбоводных заводов Сахалинской области, в которую вошли полтора десятка частных предприятий региона, с Росрыболовством налажен конструктивный диалог, достигнуто взаимопонимание по ключевым вопросам. Участники Ассоциации готовы активно участвовать в разработке предложений по усовершенствованию нормативно-правовой базы, основываясь на своем практическом опыте, и надеются, что этот опыт будет востребован в полной мере. По мнению Ассоциации, основной идеей закона «Об аквакультуре» должно стать усиление мер государственной поддержки развития воспроизводства и культивирования ресурсов, а также регулирование этой деятельности на основе стимулирования частной инициативы при обоснованном разделении полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Однако деятельность Ассоциации не ограничивается только законотворческой работой. Ее участники отмечают социальную направленностью своего бизнеса. Еще 7 лет назад по инициативе Анатолия Мургина начал действовать «Голубой патруль», который объединил «трудных» подростков из числа недавних нарушителей природоохранного законодательства. Сотрудничество с инспекцией по делам несовершеннолетних рыбоводы продолжают поддерживать, твердо веря, что профилактика браконьерства не менее важна, чем карательные меры со стороны правоохранительных органов. Добиваются рыбоводы и возрождения института общественных инспекторов, чтобы оградить от разграбления естественные нерестилища Сахалина. По словам председателя Ассоциации, в области немало людей с активной жизненной позицией, готовых внести вклад в дело сохранения лосося для будущих поколений.
Ассоциация лососевых рыбоводных заводов Сахалинской области
693000, г. Южно-Сахалинск, ул. К. Маркса, 51, оф. 310.
Тел./факс (4242) 74-26-55
E-mail: ALRZ@sakhalin.ru