Сейчас Камчатку по праву считают одним из самых заповедных уголков нашей страны. Это одно из немногих на земле мест, где еще сохранились в первозданном виде природные нерестилища лосося. В страну рек и озер, известных своей кристальной чистотой, страну, богатую хрустальными ключами и прозрачными водами, ежегодно заходят тысячи тонн ценнейшей рыбы. Поистине это рай для профессионалов и рыбаков-любителей. Лососевая путина на Камчатке – явление почти легендарное. На снимках никогда не передать той мощи и красоты природы, силы и воли человеческого духа, минутного всплеска и вечности стихии. И чем больше рассказываешь о том, какая она – камчатская рыбалка, тем труднее подобрать слова.
Река Большая – это самая крупная река на западном побережье и вторая по протяженности на Камчатке. Сюда на нерест заходят около 40 тыс. особей чавычи, свыше 300 тыс. особей нерки. В отдельные годы более 20 млн. особей горбуши, свыше 100 тыс. особей кеты и более 200 тыс. особей кижуча. Довольно многочисленны в реке проходной голец, хариус, жилая микижа и кунджа. Ширина реки составляет от 40 до 60 м, местами от 50 до 100 м. Скорость течения – 1,5-1,9 м/сек, глубина – 1,5-8 м. Температура воды – 5-8 градусов. Река течет по долине между Срединным и Ганальским хребтами, затем рассекает Срединный хребет и выходит на Западную Камчатскую низменность, где разбивается на протоки, образующие многочисленные острова. Именно сюда мы отправились, чтобы посмотреть на то, как ловят лососей. Участок на реке Большая по конкурсу получило ООО «Рыболовецкая артель «Народы Севера». Начав свою историю в 1947 году, на сегодняшний день эта артель является одним из крупнейших рыбодобывающих предприятий Камчатки, специализирующихся на вылове морских биоресурсов, выпуске мороженой продукции, икры зернистой соленой и рыбной муки из разных пород рыб и отходов производства.
Для того чтобы попасть на реку (участок) из города Петропавловска-Камчатского – административного центра, нужно пересечь полуостров поперек и с Восточного побережья, омываемого Тихим океаном, переехать на западное, граничащее с Охотским морем, это около 210 км. Рыбалка проходит среди дикой природы, где лесистые горные пейзажи сменяются равнинными.
Как правило, ход лососей в реки Камчатского полуострова начинается с конца мая и продолжается до осени. Однако подготовка к рыбалке начинается задолго «до». Ремонт и подготовка флота, закупка необходимых снастей и тароматериалов – все для того, чтобы путина началась вовремя и прошла без срывов.
- Первая рыба пошла в 20 числах июля, – рассказывает генеральный директор ООО «Рыболовецкая артель «Народы Севера» Григорий ПОЛУКАРОВ. – К тому моменту мы были полностью готовы и, своевременно получив билет, спокойно приступили к промыслу. Ловим горбушу, кету, нерку, чавычу, гольца – весь ассортимент лососевых. А также работаем на донно-пищевых породах – минтае, камбале, наваге, треске, палтусе (в прилове).
Ранее утро…
Невод за неводом. Останавливаются только тогда, когда прилив пересилит отлив. Перед тем как начать, каждая бригада тщательно готовит невод – осматривает и очищает дель, чтобы не было зацепов, порывов или задиров, и только затем набирает в лодку для сброса. Заводят, забрасывают, спускают по реке, притоняют (подбирают к берегу), выбирают… И так по кругу. Внимательно следя за рекой, контролируя приливы и отливы, рыбаки закидывают сети и дружно, одной командой, переливают в садок или тянут улов к прорезям.
- Раз, два, взяли! Раз, два… Рыба кипит, сопротивляется, отчаянно бьет хвостом, пытается уйти. Вся мощь и сила природы сосредоточена в этом мгновении. Самым интересным среди бывалых камчатских рыбаков считается лов королевского лосося – чавычи. На Камчатке еще лет 15 назад часто попадались немыслимые экземпляры, достигавшие 40 кг и больше. Сегодня эта планка опустилась гораздо ниже, сказывается влияние человеческого фактора, но трофей в 15-20 кг – не редкость, и порой за один день рыбалки удается выудить несколько солидных рыбин и получить фантастическое наслаждение от борьбы с самым крупным камчатским лососем.
- Работа нелегкая, – сетуют рыбаки, но зато родная.
Перекур. Закоптившийся чайник пыхтит на костре, взмокшие от очередной выборки рыбаки вдумчиво глядят на речную гладь. Кто-то здесь первый раз, а кто-то – полжизни отдал. Все трудятся на равных. Старшие передают опыт новому поколению рыбаков. Все камчатские. Кто из поселка Октябрьский (где и расположена артель), большинство же – из Петропавловска – приехали на заработки. У большинства – профильное образование, у многих – даже высшее. Кто-то приехал для того, чтобы уже на следующий год устроиться не на невода, а, например, на рефустановки – по специальности – или механиками на суда, штурманами. Они хоть и шутят, что в отпуск, на каникулы приехали, на самом деле каждый хочет закрепиться.
- А ну-ка, фу! – тишину разрывает возглас бригадира Юрия Ивановича. – Серега, ко мне! (Серега – это местный пес, который любит полакомиться свежей рыбой.) Тот еще рыбак-любитель, – смеется бригадир и добавляет, – а на той неделе за рыбой медведь к сетям приходил. Здесь это обычное явление.
Ловко подцепив прорезь, МРС тащит улов на завод, который не простаивает ни минуты. Всего в активе рыболовецкой артели пять малых сейнеров плюс обслуживающие плашкоуты, лодки, катера. Суда напоминают муравьев, которые, не останавливаясь ни на миг, стройной цепочкой тянут улов по реке к перерабатывающему комплексу.
Через рыбнасос рыбу подают в приемные емкости, откуда она по транспортеру попадает в перерабатывающий цех. Здесь работа всегда кипит. А ловкие и отточенные движения переработчиков поймать просто невозможно. Сначала рыбу шкерят – вспарывают ей «пузо», отделяют внутренности, икру, затем ее промывают и зачищают. После она попадает на укладочный стол, где ее сортируют и укладывают, в зависимости от веса, градации и вида. После – заморозка, глазировка и упаковка в специальные мешки (по два брикета по 11 кг). Затем она отгружается на холодильник, а потом – либо на плашкоуты в море, либо на фуры.
Икру обрабатывают в отдельном цехе. Промывают (закрепляют) соленой водой, затем раскладывают по сортам (рыбы). Посреди цеха стоит, пожалуй, главный икряной механизм – бутара, через три грохотки которой пробивают икру.
- В будущем году мы планируем купить специальную грохотальную машину, куда просто закладываются ястыки, а на выходе получается икра, труд человека не нужен, – делится планами Григорий Васильевич.
Сегодня же у грохотки стоит специалист, задача которого пробить максимальное количество икры. По марле красное золото стекает в носилки, откуда попадает в чан с тузлуком. Рецепт тузлука – секрет, на каждом предприятии он свой, состав и количество ингредиентов зависят, в том числе, и от породы икры. Затем икру помещают в центрифугу, потом – «на телевизор», как говорят рыбаки, где просматривают ее еще раз. На последнем этапе в икру добавляются антисептики, после чего она пакуется и маркируется.
На данный момент завод морозит до 150 тонн рыбы в сутки, производит 7 тонн рыбной муки и 8 тонн лососевой икры (соленой). Всю продукцию направляют на внутренний рынок.
- Мы хотим уже в следующем году увеличить заморозку, а через пару лет – поставить консервные линии. В этом году мы планируем взять кредит – около 2,5 млн. долларов на оборудование для завода. Хотим запустить новый цех, увеличить холодильные мощности (еще на 100 тонн), закупить новые машины в уже действующие цеха. Сегодня, после закрепления участков на 20-летний срок, у нас появился горизонт и возможности для планирования, – говорит Григорий Полукаров. – Хотим наладить глубокую переработку.
Пять ставных неводов в Камчато-Курильской подзоне (западное побережье Камчатки), одна речная тонь (на р. Большая) и озеро Толмачева – таков актив ООО «Рыболовецкая артель «Народы Севера».
Сегодня на предприятии работает порядка 350 человек. Работа сезонная, в основном с мая по октябрь. Когда сезон заканчивается, на предприятии работает 100 человек.
В путину же завод, как и промысел, не останавливается ни на минуту. В каждой бригаде порядка 100 человек. Работают 8 через 8, шестиразовое питание, которое специально завозят из города.
«К сожалению, в поселке нет столько рабочей силы. Сегодня в нем реально живет 800 человек, из которых большинство – пенсионеры. Мы рады брать на работу местных жителей. И мы делаем это. Беда одна – у них «кровь отравлена». Браконьерством. Им по-прежнему проще выловить два хвоста, вспороть и продать за бутылку. Но мы стараемся бороться с этим. В конце концов, сейчас появилась определенность и они могут спокойно работать. С каждым годом «аборигенов» становится все больше и больше. Я как директор предприятия сегодня, после закрепления участков, кровно заинтересован в том, чтобы на участке не было браконьеров. Мы самостоятельно выходим в рейды, работаем в тесном контакте с правоохранительными органами – сообщаем, где браконьерские станы. Мы делаем все, чтобы рыба прошла на нерестилища и могла спокойно отнереститься и затем возвратиться вновь, – ведь это наше «завтра».
В прошлом году мы заплатили налогов порядка 30 миллионов, в том числе плату за ВБР – был нелососевый год. В этом году мы планируем выйти на цифру в 70-80 млн. Мы постоянно оказываем социальную помощь. Раздаем рыбу пенсионерам, ветеранам. Поставили детскую южнокорейскую площадку в поселке – единственную в районе. Выделяем деньги на грейдеровку дорог, вывоз мусора, помогаем школе – выплачиваем разовые стипендии выпускникам (от 3 до 25 тыс. рублей), помогаем церкви. Мы, таким образом, стараемся «подтянуть» выпускников к нам. Мы оплачиваем учебу в университете, курсы повышения квалификации. Будем думать и о жилье для наших работников.
А в будущем хотели бы заняться аквакультурой – поставить на полученном озере завод по воспроизводству. Там водится пресноводная нерка коконь.
Это уже наше. Я, конечно, могу «шашкой махнуть» и вспороть всю речку. Но завод на следующий год просто встанет. Поэтому мы заботимся о ресурсе, на котором работаем. Делаем проходные дни, стараемся провести рыбу до нерестилищ, чтобы ее по пути не вырезали, хотим заняться воспроизводством.
Хотелось бы плотнее работать с учеными, заниматься прогнозированием. Ведь это, в том числе, и экономическая прибыль.
Сегодня для нас главное получить квоты в необходимом объеме, чтобы был загружен флот и работали люди. А чтобы не возникало лишних проблем, надо все делать законно и вовремя».