Из рыбы отжали воду. Новая упаковка ответит на все вопросы покупателейСписок технических регламентов, прошедших первое чтение в Госдуме, пополнился сразу двумя документами – на пищевую продукцию из водных биоресурсов и о маркировке. Первый распространяет своё действие как на живую рыбу и водных беспозвоночных, так и на свежие и переработанные водные биоресурсы, а также регламентирует их производство, хранение, перевозку, реализацию и утилизацию. |
Скажем сразу: регламент о водных биоресурсах – настоящий подарок для потребителя. Он обязывает производителя и продавца оснастить свой товар маркировкой, которая даст ответы на все основные вопросы покупателя. Так, в обязательном порядке теперь необходимо указывать ингредиентный состав и массу нетто товара, причём для замороженных продуктов без учёта глазури или специального защитного покрытия. Таким образом, платить за лёд покупателю больше не придётся. Упаковки и банки будут оснащены подробным описанием товара, что позволит любому покупателю отличить ещё на прилавке икру более дорогой и вкусной кеты от демократичного кижуча. Все добавки и химикаты теперь также обязаны значиться на упаковке. Запрещено продавать под видом живой рыбы снулую и уж тем более украшать упаковку видом животных, которых в ней нет.
Добросовестным производителям законопроект также обещает немалое облегчение за счёт упорядочения требований к производственным процессам и формам оценки соответствия. Их предусмотрено три: обязательное подтверждение соответствия продукции (в форме принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации), государственный контроль (надзор) в отношении продукции и производственных процессов, а также государственная регистрация производственных объектов. Правда, не обошлось без накладок: из текста законопроекта неясно, на какую конкретно продукцию требуется получение сертификата, а для какой достаточно и декларации. Хорошо, если выбор относительно того, принимать ли декларацию о соответствии, пусть и с привлечением третьей стороны, либо получать сертификат останется за производителем. Но ведь может быть и по-другому. Куда чаще решающее слово принадлежит контрольному органу, а он может навязать предпринимателю свою волю – в виде обязательной сертификации.
Есть, отмечают эксперты, и другие вопросы к законопроекту – терминологические расхождения с Законом о рыболовстве и несогласованность отдельных норм с Законом о техническом регулировании. Кроме того, отдельные требования к маркировке необходимо синхронизировать с положениями ещё одного одобренного в первом чтении технического регламента – «О маркировке упакованных пищевых продуктов для потребителей».
Этот документ более компактный и практически не вызывающий разногласий, что неудивительно – текст разрабатывался и выверялся более трёх лет с широким привлечением представителей общественности, бизнес-ассоциаций и органов, осуществляющих надзор за обращением пищевой продукции на рынке. Он очертит круг требований, направленных на предупреждение действий, которые способны ввести потребителя в заблуждение, и исключает многократное дублирование в разных техрегламентах одних и тех же правил маркировки.
Регламент содержит закрытый (т.е. исчерпывающий) перечень необходимых сведений о маркировке, которые должны указываться при реализации любых упакованных пищевых продуктов. В частности, необходимость сообщать о наличии в продуктах питания ингредиентов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов. Столь же значимо требование указывать о наличии в составе пищевого продукта веществ, которые могут вызывать аллергические реакции или противопоказаны при отдельных видах заболеваний. Кроме того, устанавливаются требования к информированию потребителя о наименовании и месте нахождения изготовителя и структуры, уполномоченной на приём жалоб.
Представляя законопроект на заседании Госдумы, один из его авторов – председатель думского комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова – отметила:
– Законопроект в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании прошёл публичное обсуждение. Авторы получили 325 замечаний и предложений, из которых 203 были учтены. Экспертная комиссия минпромэнерго Российской Федерации 5 февраля 2008 года вынесла положительное решение по данному законопроекту.
Обращу ваше внимание, тем не менее, на те положения законопроекта, которые нуждаются в доработке ко второму чтению.
Первое. Необходимо синхронизировать терминологию, применяемую в проекте федерального закона и в федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» («рыба живая», «водные беспозвоночные животные» и др.).
Второе. Соотнести нормы законопроекта, в которых установлены требования к заявлениям о начале деятельности в сфере производства, хранения и реализации пищевых продуктов из рыбы и нерыбных объектов промысла (ст. 41), государственной регистрации производственных объектов и водных транспортных средств (ст. 42), введению государственного реестра объектов, осуществляющих производство, хранение, реализацию и перевозку пищевых продуктов из рыбы и нерыбных объектов промысла (ст. 43) с федеральным законом «О техническом регулировании» в редакции ФЗ № 65.
Третье. Учесть то, что в технических регламентах не могут устанавливаться полномочия государственных органов.
Четвёртое. Исключить из законопроекта положения, которые не относятся к вопросам, не относящимся к законодательству о техническом регулировании, (такие есть в статьях 6, 13, 26, 28, 30, 31 и т.д.), те, которые уже урегулированы федеральным законом «О техническом регулировании», а также те, которые предполагается урегулировать в проекте Технического регламента «О безопасности пищевых продуктов» (внесён в правительство Российской Федерации в декабре 2008 года) и в проекте федерального закона № 30217-5 «О маркировке упакованных пищевых продуктов для потребителей».
В законопроекте систематизированы требования к пищевым продуктам из водных биологических ресурсов, которые сейчас содержатся в разрозненных отраслевых стандартах. Он должен защитить здоровье людей, их права как потребителей, снять излишние административные барьеры для производителей, вывести производство по переработке водных биологических ресурсов из отстающей в наиболее развитую отрасль пищевой промышленности, подготовить отрасль к тому, что уже принятые правовые нормы обеспечат увеличение объёмов сырья, которые рыбаки поставят на российский берег для переработки российскими предприятиями.