Газета «Рыбак Камчатки»

«… И о погоде на завтра…»

Люди, которые знают про неё всё (или почти всё), работают в гидрометеоцентре. Он в свою очередь является структурным подразделением государственного учреждения – управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в состав которого входят еще несколько центров: противолавинный, цунами, мониторинга загрязнения окружающей среды, а также службы: автоматизированной передачи данных, по ремонту средств измерений и ряд других вспомогательных подразделений. Численность сотрудников – около 800 человек. 23 марта они отметили целых два праздника: Всемирный метеорологический день и впервые свой профессиональный – День работников гидрометеорологической службы, который был утверждён в мае прошлого года указом президента РФ.

Как составляют прогнозы?

Сначала на 34 камчатских станциях наблюдений собирают информацию. Причём каждая функционирует круглосуточно и наблюдения на ней ведутся постоянно. А кроме них есть ещё гидрометеорологические посты – на Камчатке более 80, где наблюдения проводятся по сокращённой программе: периодически и меньшим составом сотрудников.

Такое количество постов и станций, по мнению главного синоптика камчатского гидрометеоцентра Нины Павловны Артюх, оптимально и вполне достаточно для нашего полуострова. Но всё же раньше – до начала перестройки – их было значительно больше, около 50-ти.

Здесь, кстати, действует принцип «чем больше, тем лучше». В смысле, чем больше станций, тем достоверней прогнозы. Для сравнения: в Петропавловске – 2 станции наблюдения, что для города протяжённостью свыше 20 километров маловато. А даже не в очень большом населённом пункте западной Европы станций несколько десятков.

Впрочем, простейший прогноз составить может любой из нас на основе старинных погодных примет. Если мошки или птицы летают низко, значит быть дождю. Тут всё понятно, давление перед ненастьем понижается – птички и насекомые, которые очень чувствительны к его перепадам, стремясь остаться на уровне неизменного давления, вслед за его падением «прижимаются» к земле.

Есть даже «поэтические» приметы. Вот к примеру:

– Красно солнце по утру – моряку не по нутру.

– Красно солнце к вечеру – моряку бояться нечего.

Красный цвет вечерней зари свидетельствует об увеличении влажности в атмосфере, что обычно предшествует подходу циклона, который, в свою очередь, вызывает усиление скорости ветра. Во времена парусного флота без ветра было не обойтись. Вот и существовало поверье о красном солнце к вечеру…

Кто составляет?

Прежде всего – метеорологи. Они обрабатывают данные, полученные на станциях и пунктах наблюдения. Другая часть сотрудников занимается уже непосредственно составлением.

Синоптики изучают широкомасштабные атмосферные процессы и составляют специальные синоптические прогнозы. Гидрологи прогнозируют половодье и паводки, океанологи – шторм и волнение моря, агрометеорологи – урожайность сельскохозяйственных культур, лавинники – сход снежных лавин.

До развала Советского Союза в нашей стране было два гидрометеорологических института: в Одессе и в Ленинграде. Также в большинстве университетов на геофизических факультетах готовили специалистов этого профиля.

Сейчас их подготовка, по-прежнему, осуществляется на факультетах университетов, а специализированный вуз остался только в Санкт-Петербурге.

С помощью чего?

Вы сильно удивитесь, но одним из основных метеорологических приборов является обычный термометр, только с очень высокой точностью показаний. С виду он весьма похож на тот, которым мы пользуемся в быту для измерения температуры тела. Стеклянный, с ртутным кончиком и простой шкалой, только размер у него чуть больше бытового. А вот цена такого термометра доходит до 2100 рублей. Производят «профессиональные» термометры на единственном в России Клинском заводе.

Кроме термометров, в гидрометслужбе используются барометры, датчики ветра, психрометры, гидрологические вертушки и множество других приборов.

Сейчас российская гидрометеорологическая служба взяла курс на увеличение количества автоматических станций. Предполагается, что они будут оснащены более совершенными в техническом отношении приборами, показания которых будет снимать компьютеризированная программа. Затем все данные будут передаваться по линиям связи в центр и обобщаться.

Пока на Камчатке таких станций нет.

И для кого?

Разумеется, для нас с вами в первую очередь. Но кроме обычных граждан, прогнозы составляют и для целых отраслей промышленности, которые являются «погодозависимыми»: авиация, рыбодобывающий флот, морские перевозки, энергетика, строительство.

Раньше на каждой плавбазе была целая группа синоптиков. Ну а нынче морские прогнозы наиболее востребованы предприятиями, имеющими малый, наиболее зависимый от неблагоприятной погоды, флот. Крупные суда достаточно автономны и могут находиться в открытом море в условиях плохой погоды, а вот маленьким судёнышкам надо заблаговременно укрыться от надвигающегося шторма в безопасном месте или просто воздержаться от выхода в море. Посему организации, имеющие «москитный» флот, заключают с гидрометеоцентром договоры на получение регулярных прогнозов для своих нужд.

Очень тесно контактируют с центром и энергетики: от температуры за окном любой квартиры напрямую зависит температура в батареях, а значит, расход топлива на котельных и ТЭЦ.

Интересуются прогнозами и дорожники. В дождь асфальт не положишь и ремонтом дороги не займёшься. Кроме этого, перед надвигающейся пургой важно знать, надо ли готовить технику для уборки снега.

Важность таких «местных» прогнозов велика. Правда, часть граждан к ним относится скептически, предпочитая знакомиться с погодой на завтра через интернет. А зря – местный прогноз, составленный с помощью обычных приборов, но с учётом специфики данного региона, значительно точнее созданного путём обработки на компьютере огромного количества данных.

Вопрос, который интересует всех камчатцев

Каким будет нынешнее лето?

Конечно, всем хотелось бы пребывать в твёрдой уверенности, что 90 календарных летних дней будут солнечными и тёплыми. Но чем долгосрочней прогноз, тем скромнее его точность. Поэтому никто из сотрудников гидрометеоцентра сейчас, когда до лета осталось ещё 2 с лишним месяца, не даст вам 100-процентной вероятности того, что лето будет именно таким. Распространённое же мнение, что если зима была холодной, то лето будет жарким – увы! – тоже не соответствует действительности.

Пока вероятность того, каким именно будет «камчатское лето-2009», составляет процентов 50. Это значит, что оно может быть как плохим, так и хорошим, что называется 50:50. Более достоверный прогноз мы узнаем в мае, когда его точность может возрасти до 75 %.

Людмила Плетнева.