Уничтожать или продавать?Межведомственная комиссия по организации охраны ВБР выработала предложения по унификации механизма уничтожения конфиската. Для этих целей подразумевается привлечение предприятий и организаций, определяемых Росимуществом на конкурсной основе. |
Представители ФСБ России предложили участникам рабочей группы правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса «Совершенствование государственного контроля, надзора, охраны, воспроизводства биоресурсов и регулирования рыболовства» свои соображения по вопросу изъятия, конфискации и уничтожения незаконно добытых ВБР и орудий их добычи.
Напомним, что актуальность данного вопроса обусловлена существующими проблемами с организацией выполнения требований постановления, а точнее – с методом уничтожения конфиската. В соответствии с правительственным постановлением (от 31 мая 2007 г. № 367) «уничтожение водных биоресурсов и продуктов их переработки может быть осуществлено любым доступным способом с соблюдением обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды». В свою очередь действующие ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов обязывают сжигать их в специальных печах и ямах или, в исключительных случаях, производить захоронения в скотомогильниках.
Внимание участников заседания было акцентировано на проблеме отсутствия в непосредственной близости от мест изъятия ВБР специализированных объектов, предназначенных для их уничтожения. В связи с этим в регионах вынуждены прибегать к любым доступным методам. В Южном и Северо-Западном федеральных округах основными способами являются сжигание и захоронение конфиската, в Дальневосточном регионе – измельчение и сброс с борта судна за пределами территориального моря. Однако, как отметил в своём докладе на заседании рабочей группы сотрудник Госморинспекции департамента береговой охраны Дмитрий Гинзбург, всё это сопровождается определёнными издержками, покрываемыми, за счёт средств федеральных органов исполнительной власти.
Межведомственная комиссия по организации охраны ВБР выработала предложения по унификации механизма уничтожения конфиската, которое подразумевает привлечение для этих целей предприятий и организаций, определяемых Федеральным агентством по управлению государственным имуществом на конкурсной основе. Это должно повысить эффективность расходования средств федерального бюджета, а также упростить контроль за их использованием, считают разработчики предложений.
Вместе с тем, эффективность уничтожения незаконно добытых ВБР (за исключением осетровых) как меры предотвращения браконьерства вызвало сомнение у представителей ВАРПЭ. Как пояснили во Всероссийской Ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров, изначально поправки в законодательство, предусматривающие утилизацию конфиската, предполагалось распространять исключительно на осетровых рыб ввиду чрезвычайно сильного браконьерского пресса, который испытывает сегодня этот вид. «Несмотря на ужесточение методов борьбы с браконьерством осетровых, объёмы их продаж, по экспертным оценкам, в несколько раз превышают официальный вылов», – сообщили в ВАРПЭ.
Таким образом, можно констатировать, что торговля легализованным конфискатом является ключевым элементом в нелегальном обороте и браконьерстве осетровых, а объёмы возможной торговли конфискатом таковы, что они представляют угрозу существованию вида. Поэтому положительный эффект запрета на торговлю конфискованной осетровой продукцией значительно превышает экономические потери от её уничтожения.
Что же касается прочих видов ВБР, учитывая показатели конфискации и реализации рыбопродукции с 2006 г., можно сделать вывод о том, что «запрет на реализацию конфиската никак не повлияет на браконьерский лов этих видов и не оправдает экономических потерь от уничтожения изъятой продукции. Так что включение лососей, крабов, минтая и других объектов промысла в перечень видов, подлежащих уничтожению, экономически неоправданно и неэффективно в качестве меры предотвращения и борьбы с браконьерством», – уверены в Ассоциации.