«Пусть всегда будет рыба, пусть всегда буду я!»Это – один из лозунгов, с которыми 15 мая представители коренных народов Камчатки вышли на митинг. Плакаты они развернули у здания ФГУ «Севвострыбвод». |
Несмотря на холодную и дождливую погоду, на пятачке возле въезда на прилегающую к зданию территорию собрались представители практически всех регионов Камчатки. Цель митинга – обратить внимание власти и общества на проблемы коренных малочисленных народов Севера. Самая острая из них связана с конкурсом на рыбопромысловые участки для ведения традиционного образа жизни КМНС в крае.
Их представители были решительно настроены против проведения конкурса по закреплению рыбопромысловых участков среди общин КМНС. Они считают себя обделёнными при дележе «рыбного пирога» и возмущены, что лучшие участки достаются тем, кто занимается промышленным рыболовством и не имеет никакого отношения к коренным народам, а общинам достаются зачастую непродуктивные и неудобные для промысла лосося рыбопромысловые участки.
Их можно понять: коренные народы Камчатки издревле ловили рыбу в реках полуострова и охотились в здешних лесах. Почему сегодня они должны получать доступ к ресурсам по принципу «на тебе, Боже, что мне негоже», почему им достаются участки, с помощью которых не то что развивать традиционную культуру, но и просто выжить очень сложно? Почему правительство края, считают представители коренных народов, утверждая реестр рыбопромысловых участков без учёта специфики местности и научных обоснований, нарушает федеральные законы и международные принципы и нормы в части обеспечения приоритетного права доступа их к биоресурсам, первоочередного выбора рыбопромысловых участков и, в конечном счёте, доступа к традиционному питанию?
Но ожидать, что участки упадут сами в руки коренным народам, наверное, тоже было бы неправильно. В своё время слишком много дано было льгот и привилегий КМНС. Это, видимо, привело их к мысли, что для них всё должно быть предоставляемо по первому требованию только потому, что они принадлежат к коренным народам. Может быть, поэтому они и оказались не готовыми к предыдущему конкурсу на закрепление участков – абсолютное большинство заявочных документов были забракованы комиссией сразу после вскрытия конвертов (из более чем трёхсот общин получили право на рыбопромысловые участки только девятнадцать).
Проблема ещё и в другом. Согласно Конституции все граждане России имеют равные права. Но получается, что о правах потомков тех, кто давно приехал на полуостров, тех, кто сейчас живёт в посёлках бок о бок с представителями коренных народов в одинаковых условиях и наверняка не меньше любит Камчатку и уважает традиции её жителей, не говорится ни слова. Как быть им? Превращаться в браконьеров, ведь к реке они не смогут подойти на законных основаниях?
С другой стороны, эти участки предназначены «для ведения традиционного образа жизни», что подразумевает и жизнь в тундре, и продолжение местных традиций. Многие ли из представителей коренных народов, вкусивших все прелести городской жизни, готовы к этому?
К тому же, рыбные ресурсы – большие деньги, которые для многих людей способны заслонить и культуру, и традиции, и проблемы земляков. Главное, чтобы это не стало препятствием для объединения коренных народов в борьбе за свои права, чтобы люди, забывшие свой язык и свою культуру, но вспомнившие о своей принадлежности к КМНС при запахе «рыбных» денег, не стали тем клином, который разобщит организации коренных народов именно тогда, когда нужно находить между собой общий язык и объединяться, чтобы не остаться ни с чем – ведь число рыболовных участков ограничено, в то время как национальные общины растут как грибы, и у каждой – свои требования, не всегда совпадающие с чаяниями соседей.
В конце митинга под обращением к президенту России Д.А. Медведеву появилось 86 подписей родовых общин и общественных организаций коренных народов. В нём аборигены просят главу государства отменить проведение конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, а также обязать правительство края пересмотреть реестр рыбопромысловых участков, в соответствии с которым этот конкурс проводится.