Моряк без загранпаспорта – не моряк?Небольшой коридор административного здания администрации морского порта Петропавловска, забитый моряками… Невозможность вовремя прописаться на уходящее в рейс промысловое судно или получить паспорт моряка… |
Вот такие воспоминания остались у рыбаков полуострова в начале этого года после того, как стало ясно: объединение рыбного и торгового портов неизбежно.
Причиной этого, по мнению заместителя капитана объединённого морского порта по безопасности мореплавания В.В. Берданосова, стали обыкновенные несогласованные действия двух ведомств. По распоряжению Федерального агентства по рыболовству рыбный порт прекратил выдавать паспорта моряка. Но соответствующего распоряжения Федерального агентства морского и речного транспорта, к которому теперь относится государственная администрация морского порта, в администрации морского порта вовремя не получили. В начале зимней минтаевой путины, когда траулеры стали массово покидать порт, у окна, где выдавали паспорта моряка, образовалась большая очередь.
Так продолжалось почти месяц. Но как только АМП получила право выдачи этого документа, очередь стала уменьшаться. И теперь, в преддверии выхода рыбацкого флота на лососёвую путину, очередь исчезла, коридор опустел. «По-срочному» паспорт моряка выдаётся день в день – в 10 часов сдал бумаги, в 15 часов можно получить готовый документ. Если срочности нет, то паспорт моряк будет держать в руках на следующий день.
Как говорит В.В. Берданосов, неправильно кадровые службы рыбацких предприятий истолковывали и график рабочего дня подразделения АМП, занимающегося этим делом. Если в нём написано, что окно работает с 10 до 12 и с 15 до 16 часов, это не означает, что оно закроется перед носом моряка, как только стрелка достигнет заветной цифры – если в коридоре есть люди, приём документов будет продолжаться до последнего человека. Но и «перерыв» в работе окна не значит, что люди бездельничают – идёт оформление принятых документов.
Едва удалось решить проблему с выдачей паспорта моряка (начало массового выхода рыбопромыслового флота на лососёвую путину покажет, насколько удачно), как возникла новая задачка, связанная с ним. Дело в том, что к 2014 году паспорта моряка должны быть заменены удостоверением личности моряка (УЛМ). Практически все администрации портов России (в том числе и администрация Петропавловского морского порта) готовы уже сейчас начать выдачу этого документа, если «сверху» будет дана такая команда. При этом, говорит В.В. Берданосов, никакого ажиотажа не предвидится. Если у человека есть паспорт моряка (который выдаётся на 5 лет с возможностью продления ещё на такой же срок), то он сможет им пользоваться до 31 декабря 2013 года. Но не исключено, что моряки из его экипажа (если срок действия их паспорта закончился или они впервые пришли работать на флот) будут иметь уже УЛМ. Оформление его происходит автоматизированно, а при выдаче автоматика обязательно запросит номер ещё одного документа – общегражданского загранпаспорта. И если его не будет, говорилось на недавнем совещании специалистов АМП с кадровиками морских предприятий, человек останется без удостоверения личности моряка, которое позволяет ему работать на флоте.
Надо сказать, что большинство моряков такой загранпаспорт имеют: не все страны признают паспорт моряка документом «на все случаи жизни», требуя для схода на берег или даже для пересечения границы загранпаспорт. К тому же, большинство рыбацких судов (кроме разве что небольших траулеров, работающих в прибрежке) выходят в экономзону, закрывая границу. Но в связи с переходом на УЛМ кадровики просто перестанут брать на работу моряков, не имеющих загранпаспорта. Получить же его – целая морока из-за того, что в Петропавловске есть всего лишь одно учреждение, которое выдаёт этот документ. И подав все бумаги, обладателем загранпаспорта можно стать месяца через четыре. Поэтому позаботиться о том, чтобы эта книжечка с гербом на обложке к моменту перехода на УЛМ оказалась в кармане, надо уже сейчас, особенно тем, кто решил посвятить себя морской профессии.
Даже если не будет «отмашки» начать выдачу удостоверения личности моряка уже в 2009 году, усилия по получению загранпаспорта окажутся не напрасными, поскольку он выдаётся (как и паспорт моряка) на 10 лет, а в последнее время в правительстве идут разговоры о возможности увеличения этого срока вдвое.
УЛМ – это небольшая заламинированная карточка, где будут стоять ФИО моряка, а также его отпечатки пальцев и фотография. Но это слишком скудные данные. Сюда не впишешь ни названия судна, на котором человек работает, ни штампа не поставишь. Поэтому помимо УЛМ и загранпаспорта моряк должен иметь ещё и третий документ – мореходную книжку. О её наличии должны позаботиться уже отделы кадров. Бланки этого документа печатаются, но кадровикам необходимо определиться, сколько их нужно для предприятия. Ведь в книжке всего 30 листов, на каждом капитан и отдел кадров оставляют записи о прибытии на судно и списании с него. И если моряку-транспортнику её хватит на долгие годы (ведь он может устроиться на судно и работать до очередного отпуска год-полтора), то у рыбака мореходная книжка кончится быстрее. Путины длятся 2-4 месяца, и если специалист не остаётся на судне, ставшем в ремонт или на перестой, то идёт на другой траулер, выходящий в это же время в другой рейс. А поскольку сейчас людей не хватает, за год он может сменить 3-4 судна.
Есть ещё одна проблема, связанная с объединением портов – это вопросы по дипломам штурманов, механиков и других рыбацких специалистов. Порт хоть и один, но требования к морякам торгового и рыбацкого флотов разные. Механик – он везде механик. Но если судоводитель-транспортник должен всего лишь доставить груз из точки А в точку Б, то рыбаку нужно знать, где и как ловить рыбу, как организовать выпуск продукции из неё.
Поэтому в связи с нехваткой специалистов, дипломированных по правилам минтранса, всем, кто получил диплом у капитана морского рыбного порта, разрешено до 31 декабря 2009 года работать по нему.
Чтобы получить дипломы минтранса, специалистам рыбацкого флота необходимо, говорит В.В. Берданосов, пройти специальные курсы по перевозке грузов, организованные при КГТУ. В единый диплом минтранса им будет выдаваться специальный вкладыш.
Несмотря на определённые неувязки, связанные с «притиркой» рыбаков и транспортников, работа АМП с предприятиями рыбной отрасли постепенно налаживается, считает В.В. Берданосов. Её сотрудники постоянно встречаются с рыбопромышленниками, обсуждают спорные моменты, находят общий язык. И так, уверен он, будет всегда.