Газета «Рыбак Камчатки»

Дело о минтае, или Почем нынче «купить» колхоз?

В ходе однодневного визита руководителя Федерального агентства по рыболовству (ФАР) Андрея Крайнего состоялось и заседание штаба лососёвой путины-2009. Из-за отвратительной междугородней телефонной связи полноценного селекторного совещания, как было запланировано, не получилось. Впрочем, и особых откровений на нём не прозвучало. В принципе, о прогнозах науки известно достаточно давно, а текущую ситуацию отслеживают все – в том числе и СМИ.

Ничего неожиданного или неординарного на заседании не прозвучало. За исключением, пожалуй, одного. Руководитель Северо-Восточного территориального управления ФАР Евгений Широков сообщил вышестоящему начальству, что рыболовецкая артель «Колхоз «Красный труженик» пыталась в апреле вывезти 132 тонны незаконно добытого минтая.

Какое, вообще-то говоря, минтай имеет отношение к лососёвой путине? Ну, а если уж каким-то невероятным образом имеет, то неужто только «Красный труженик» оказался в нарушителях, а все остальные компании и предприятия – белые и пушистые? В это, думаю, никто не поверит. Потому что такого просто не бывает. Правда, господина Крайнего сообщение господина Широкова не смутило и не озаботило. Напротив, он очень уверенно и категорично заявил, что поскольку такое нарушение Правил рыболовства считается крупным, то оно может рассматриваться как «жёлтая карточка», говоря «футбольным» языком. Второе нарушение будет «красной карточкой», то есть, если перейти всё-таки на «рыбный» язык, то, в соответствии с Законом о рыболовстве, два крупных нарушения в течение одного года лишают судовладельца долей на квоты на ближайшие 10 лет (по сути получается – навсегда).

Ситуация неординарная. «РК» решил разобраться: в чём, собственно, дело.

Уже первые результаты оказались на редкость интересными. «Рыболовецкая артель «Колхоз «Красный труженик» имеет свой собственный флот. В соответствии со ст.ст. 19, 20 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166-ФЗ от 20 декабря 2004 г. с изменениями от 3 декабря 2008 г., «Колхоз «Красный труженик» осуществляет два вида рыболовства – промышленное и прибрежное», – пишет в постановлении о прекращении дела об административном нарушении и передаче материалов в органы прокуратуры старший государственный инспектор отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Усть-Болышерецкому району Руслан Сергеевич Силко.

Странно, что инспектор не выяснил (а может, сознательно не захотел) одну простую вещь: «Красный труженик» не занимается промышленным рыболовством.

Конечно, даже маломерный флот, а только такой и имеется у колхоза, может работать за пределами 12-мильной зоны. Да «Красный труженик» многие годы и работал, а также планировал это делать в дальнейшем. Однако печально известный бывший вице-губернатор Александр Чистяков «позаботился» о будущем и «Красного труженика», и ещё нескольких предприятий. Многие ещё помнят ту странную историю, когда рыбный «вице» поехал в Москву с документами заявителей, но исчез на несколько дней. А когда объявился, было уже поздно. Так «Красный труженик» остался без квот в экономзоне.

Почему же инспектор говорит о промышленных квотах?

Это неизвестно. Зато точно известно, что 30 марта 2009 года РА «Колхоз «Красный труженик» получил разрешение на прибрежный промысел до 31 декабря.В соответствии с данным разрешением и полученными лимитами флот колхоза добывал донно-пищевые виды рыб.

Действительно, с 1 апреля Охотоморская минтаевая экспедиция закрывается, хотя в этом году руководитель ФАР продлил её до 10 апреля. Однако для колхоза это не имело, в сущности, значения. Работая в «прибрежке», даже в запретные для определённых подзон сроки, суда предприятия могли на законных основаниях иметь в уловах до 49 % минтая в качестве прилова. А разрешение было.

Совсем непонятно, почему наличие на перерабатывающей фабрике наряду с камбалой и треской минтай вызывает столь бурную реакцию контролирующих органов.

Более того, этот якобы незаконный минтай был госинспектором Р.С. Силко обнаружен не где-нибудь, а на береговой фабрике колхоза. Давайте предположим, что заслуженное и прославленное предприятие, история которого насчитывает более 80 лет, решило побраконьерничать. Допустим! Но неужели бы тогда в документах проставлялись реальные даты – 3, 5, 7 апреля? Уж на собственной фабрике можно было бы сдать нелегальный улов или другим числом или вообще без документов… Как, вообще-то, многие махинаторы сейчас и делают.

РА «Колхоз «Красный труженик» ничего не нарушала. Работала в соответствии с разрешительными документами, сдавала – по факту и в указанные дни! – уловы на колхозную фабрику. Документы не подделывались, должностные лица подлогами не занимались.

А вот руководитель Северо-Восточного управления ФАР на всю страну ославил предприятие, истории которого могли бы позавидовать многие дальневосточные компании.

Возникает закономерный вопрос: зачем?

Наверное, можно много рассуждать на эту тему, но есть одна вполне очевидная вещь. Сначала кому-то (не будем показывать пальцем) приглянулись речные участки колхоза, потом морские. Это при том, что колхоз с начала прошлого века был единственным пользователем на р. Озерная! Сегодня некто – опять же, не будем показывать пальцем – с вожделением смотрит на колхозную фабрику. И можно понять, почему. На ней есть оборудование и используются технологии, которых ни на Камчатке, ни на всём Дальнем Востоке нигде больше нет.

То, что «Красного труженика» хотят «скушать», стало известно уже давно, как и имя обладателя неумеренного аппетита.

Станет ли Камчатка счастливее, благополучнее и богаче, если уничтожат одно из старейших сёл края – Запорожье?

Сегодня у РА «Колхоз «Красный труженик» остался один речной рыбопромысловый участок – тонь № 3. Морских теперь и вовсе нет.

Говорят, что председателю колхоза предлагали в качестве «отступных» 5 миллионов долларов. Он отказался.

Теперь вопрос читателям: как вы думаете, кто в этой борьбе станет победителем? Коллектив, который десятки лет строил и развивал предприятие и село, или те «акулы бизнеса», которые без бейсбольных бит, автоматов, в цивильных костюмах и с манерами аристократов умеют изящно нас обокрасть?

Елена ФЕДОРЧЕНКО.