Началось освоение новых промысловых судов типа РС-300 и СРТ-300. Только в первой половине 50-х годов количество судов увеличилось на 55%, а по мощности главных судовых двигателей на 72%. В это время бассейн располагал 73 СРТ, 70 РС и 480 единицами СО и МРС.
В целях дальнейшего развития рыбного хозяйства страны, увеличения объемов и качества рыбной продукции, расширения ее ассортимента было признано целесообразным на определенном этапе развития применить метод территориально-отраслевого управления, используя бассейновый принцип.
Для лучшего использования рыбопромыслового и транспортного флота, освоения новых районов рыболовства, улучшения качества выпускаемой рыбной продукции и своевременного вывоза рыботоваров с Дальнего Востока Постановлением Совета Министров РСФСР от 19 октября 1959 года № 1700, во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 19 сентября 1959 года, было организовано Главное Управление рыбной промышленности Дальнего Востока при Совете Министров РСФСР (Главдальвостокрыбпром) с местонахождением в г. Владивостоке.
Главдальвостокрыбпрому были предоставлены права совнархоза, на него были возложены обязанности по руководству предприятиями и организациями рыбной промышленности Дальнего Востока, а также организация рационального ведения рыбного хозяйства, освоение новых районов морского рыболовства, руководство организационно-хозяйственной деятельностью рыболовецких колхозов Дальнего Востока.
В его состав вошли все предприятия рыбного хозяйства Дальнего Востока.
Первым начальником Главдальвостокрыбпрома был назначен Ваняев Николай Алексеевич (1959-1962 гг.)
Увеличение промыслового, приемо-перерабатывающего и транспортно-рефрижераторного флота, удаление от портов приписки судов, расширение видового состава уловов и увеличение ассортимента выпускаемой продукции подтвердили правильность объединения в рамках Главдальвостокрыбпрома всех предприятий и организаций рыбного хозяйства Дальнего Востока страны.
Высоких результатов по добыче и обработке промысловых объектов можно было добиться, лишь имея в наличии достаточно оснащенный современный флот, и Правительство СССР помогло осуществить такую задачу.
Начали поступать большие морозильные траулеры проекта 394. В 1961 году был получен первый плавзавод нового поколения «Андрей Захаров». Плавзаводы этого проекта выпускали 126 тыс. условных банок консервов в сутки. И уже в первую путину коллектив во главе с капитан-директором Героем Социалистического труда П. И. Житниковым в 1,5 раза перевыполнил план. А таких плавзаводов поступило на бассейн 14 единиц.
11 октября того же года вышла в свой первый антарктический рейс китобойная флотилия «Советская Россия». Вместе с ней следовало 20 китобойцев. Первым капитан-директором ее был Н. Ф. Буянов. Производительность технологического оборудования позволяла принимать ежесуточно до 3700 тонн сырья и полностью его перерабатывать.
В январе 1963 года во Владивосток прибыли 2 новых китобазы – «Владивосток» и «Дальний Восток», которые имели возможность перерабатывать и рыбу.
В 1966-1975 годах на вооружение промысловиков Дальнего Востока поступило более 100 больших рыболовных траулеров-морозильщиков, 195 средних рыболовных траулеров-морозильщиков и много добывающего малотоннажного флота. Рыбаки получили рыболовный траулер-морозильщик «Атлантик» и «Супер-Атлантик», построенные в ГДР, появились специализированные суда для лова тунца. Поступившие суда строились с учетом последних достижений науки и техники. К середине 60-х годов у рыбаков-дальневосточников было 24 базы типа В-69 «Томск», 8 плавбаз типа «Спасск».
Постановлением Совета Министров СССР от 15 мая 1964 года «Главдальвостокрыбпром» переименован в «Дальрыбу». На основании постановления Совета Министров СССР от 23 декабря 1975 года соответствующим приказом министра рыбного хозяйства СССР было создано Всесоюзное рыбопромышленное объединение Дальневосточного бассейна на базе «Дальрыбы». В непосредственное подчинение ВРПО «Дальрыба» включили производственные объединения Приморья, Сахалина, Камчатки, Магадана, Управление «Востокрыбхолодфлот», ТУРНИФ, Управление производственных флотилий «Дальморепродукт», Владивостокский, Находкинский рыбные порты, а также строительные, научные, сбытовые и прочие предприятия и организации.
Кроме того, «Дальрыба» руководила деятельностью Приморского, Хабаровского, Сахалинского край- и облрыбакколхозсоюзов и Камчатского МПО (межколхозного производственного объединения). На Дальнем Востоке появился мощный единый промышленный гигант со своими рыбацкими предприятиями, специализированными портами, судоремонтными заводами, научными организациями, системой снабжения флота и берега, сбытом рыбопродукции. С 1 ноября 1989 года, согласно приказу Минрыбхоза СССР № 429, его стали называть «Государственное производственное объединение «Дальрыба».
В числе руководителей ВРПО «Дальрыба» были такие известные люди, как Шалва Георгиевич Надибаидзе, Владимир Флорианович Старжинский, Михаил Иванович Дроздов, Николай Исаакович Котляр и автор этих строк. Именами трех руководителей были названы плавбаза «Шалва Надибаидзе», траулеры «Михаил Дроздов» и «Владимир Старжинский».
Все начальники Дальрыбы были высокими профессионалами с государственным мышлением и поднимали отрасль до уровня мировых достижений.
А Н. И. Котляр в 1987 году был назначен Министром рыбного хозяйства СССР и возглавлял почти 5 лет самое мощное, технически совершенное, базирующееся на современной науке рыбное хозяйство за все время его существования.
Коренное изменение обстановки в мировом рыболовстве произошло в 1977 году после введения прибрежными государствами 200-мильных экономических зон, в которые вошло 25% акватории Мирового океана, притом что на прибрежный шельф приходилось свыше 90% всего мирового вылова рыбы. Промысловый флот нашей страны был вынужден прекратить работу в целом ряде основных традиционных районов Мирового океана, вести промысел в условиях квот и ограничений. Это привело к сокращению вылова рыбы и морепродуктов на 2,11 млн. тонн или на 18,9%.
В изменившихся условиях международного рыболовства была произведена перестройка работы отрасли в сторону увеличения добычи рыбы в открытой части Мирового океана, освоения новых объектов промысла и более полного использования сырьевых ресурсов районов, прилегающих к побережью СССР, что позволило к началу 80-х годов преодолеть возникшие трудности и в 1985 году даже превысить прежний объем добычи. Выполнению этой задачи способствовало внедрение новой высокопроизводительной промысловой техники, повышение технического уровня производства. От зоны прибрежного лова промысел перебазировался в Мировой океан.
В повышении эффективности работы отрасли большую роль сыграли также организация экспедиционного лова рыбы. Во всех основных районах промысла создавались объединенные экспедиции. Возглавляли их представители «Дальрыбы» – опытные профессионалы, которые на местах решали все возникающие вопросы. Большой вклад в общее дело внесли руководители объединенных экспедиций: А. М. Перельман, Э. И. Андрющенко, Г. С. Бессараб, Н. В. Анкудимов и другие.
В 1950 году отдаленность районов промысла от порта составляла в среднем около 200 миль, в 1965-1976 годах она достигла 2700, а в последние годы превысила 5000 миль. Это увеличивало время перехода судов в районы промысла и, соответственно, расход топлива. В результате снижалась эффективность работы флота, ухудшались экономические показатели.
Естественно, в такой ситуации напряженно работали и экипажи транспортных рефрижераторов, и работники рыбных портов. В середине 70-х годов, работая на расстоянии в 2800 миль, они переработали 2210 тыс. тонн готовой продукции, 1793 тыс. тонн топлива, 850 тыс. тонн воды, 609 тыс. тонн снабженческих грузов. К 90-м годам объем грузоперевозок увеличился в 1,5 раза, но танкеров не хватало, так как у дальневосточников самое длинное транспортное плечо: флот бассейна работал по всей акватории Тихого океана.
Уже к началу 1982 года флот рыбаков-дальневосточников насчитывал 261 единицу крупнотоннажного (БМРТ, РТМ, ППР), 400 единиц среднетоннажного (СРТМ, СТ, СТР, СРТ-300-400, тунцеловные суда, зверобойные шхуны) и более 500 единиц малотоннажного промыслового флота (РС, СО, МРС), был представлен 23 крабоконсервными плавучими заводами, 47 рыбообрабатывающими плавбазами, 29 производственными судами. Помимо этого, на бассейне работало 74 транспортных рефрижератора, 25 танкеров и 14 спасательных судов. Общая численность судов превышала 2,6 тыс. единиц, из них более половины имели двигатель мощностью более 300 л.с. Это позволило уже к 1985 году добыть более 4,0 млн. тонн рыбы и морепродуктов.
Труд рыбаков всегда был направлен на обеспечение населения продовольствием – рыбой и рыбной продукцией. Интенсивное планомерное пополнение флота, рациональная его эксплуатация позволили добиться значительного увеличения объемов производства рыбопродукции.
Если на момент организации «Дальрыбы» добыча рыбы и морепродуктов составляла немногим более 800 тыс. тонн (24,5% от общей добычи по стране) и выпуск продукции составлял около 300 тыс. тонн, то в 1988 году было добыто 4 938,6 тыс. тонн (44,5% общей добычи по стране), а выпуск пищевой продукции исчислялся в 1 836 тыс. тонн, консервов 1 251 619 туб, кормовой муки – 368 тыс. тонн и жира – 65 тыс. тонн.
Принимались руководством «Дальрыбы» и меры по расширению судоремонтных мощностей. Так, были сданы в эксплуатацию Приморский судоремонтный и Петропавловский судомеханический заводы. На многих предприятиях были созданы базы технического обслуживания судов.
Значительно были расширены мощности заводов в бухте Гайдамак и судоремонтного завода в г. Советская Гавань.
Уделялось значительное внимание реконструкции имевшихся рыбных портов – это строительство современных холодильников, специализированных глубоководных причалов, складских помещений, а также рыбного порта в бухте Троицы Приморского края и в г. Холмске на Сахалине.
Большой вклад в развитие рыбной отрасли Дальнего Востока внесли ТИНРО и ТУРНИФ, где сконцентрировались материальные, финансовые и трудовые ресурсы отраслевой науки.
Для рыбаков бассейна строилось жилье, вводились межрейсовые дома отдыха, был внедрен рейсовый режим работы экипажей, что снизило время пребывания людей в море до 6 месяцев.
Повышение эффективности работы отрасли способствовала слаженная и ответственная работа аппарата «Дальрыбы», где трудились специалисты высокой квалификации. Руководящий состав «Дальрыбы» постоянно бывал на предприятиях и на судах в море.
Успешная работа рыбаков-дальневосточников стала возможной благодаря высококвалифицированным кадрам.
В конце 70-х годов специалистов готовили Дальрыбвтуз, 4 средних мореходных училища, рыбопромышленный техникум и 5 производственно-технических училищ, эффективно действовала система учебно-курсовых комбинатов.
Основное, что отличало работу рыбаков-дальневосточников, – это самоотверженный труд в тяжелейших условиях постоянной работы в море и на берегу.
Труд рыбаков по достоинству был отмечен государством. К концу 90-х годов среди отраслей народного хозяйства Дальневосточного региона в рыбной промышленности было самое большое количество Героев социалистического труда – 55 человек.
Среди награжденных медалью «Золотая Звезда» были П. С. Богатырев, Г. В. Мещеряков, В. И. Бармута, А. С. Богметенко, М. И. Лисаков, О. М. Ломаев, Ю. П. Волков, Ю. Г. Сергеев, В. Д. Коновалов, А. В. Антошкин, А. И. Хан и многие другие.
К сожалению, начиная с 1991 года вся отлаженная система организации рыбного хозяйства страны в целом и ДВ бассейна в частности была разрушена. Мгновенно разрушился бассейновый принцип управления, в регионах развалились производственные объединения и большинство баз флотов. Вместо одной «Дальрыбы» и 5 производственных объединений на ДВ возникло свыше 1000 предприятий, которые на свой страх и риск занимались рыболовством. ВРПО «Дальрыба» в декабре 1992 года было реорганизовано в небольшое предприятие – ОАО «Дальрыба». Был прекращен промысел в открытых водах Мирового океана, весь промысловый флот перебазировался в экономическую зону РФ, что привело к резкому сокращению сырьевых ресурсов в ИЭЗ РФ. Потребовалось решение правительства по ужесточению правил рыболовства, введению квот на вылов рыбы. Обострились проблемы обновления флота, жизни рыбаков, бурно расцвело браконьерство, банкротство предприятий.
С целью стабилизировать работу рыбной отрасли ДВ по инициативе ОАО «Дальрыба» в 1993 году 18 крупнейших рыбохозяйственных предприятий объединились в Союз рыбопромышленников ДВ «Дальрыба».
Следует отметить, что предприятия, входящие в союз, стабильно осваивают выделяемые им квоты, выполняют свои обязательства перед государством в части уплаты налогов, стремятся наращивать объемы производства и создавать дополнительные рабочие места.
В своей деятельности Союз активно сотрудничает с региональными объединениями рыбопромышленников – Всероссийской ассоциацией рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), Ассоциацией рыбохозяйственных предприятий Приморья, Ассоциацией рыбопромышленников Сахалина, Союзом рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки и другими.
Совместные действия рыбацких объединений с российскими законодателями способствовали принятию Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», которым закреплено право рыбаков на доли вылова рыбных ресурсов на десятилетний срок, что дало им возможность планировать деятельность и успешно развивать социальную инфраструктуру трудовых коллективов.
Ряд постановлений Правительства России, инициированных нашими совместными усилиями, в значительной степени улучшили условия экономической деятельности за счет внесения изменений в Налоговый и Таможенный Кодексы РФ.
Разумеется, без государственной поддержки решить проблемы пополнения промыслового флота, развития береговой инфраструктуры, выхода в Мировой океан и другие рыбацкие проблемы невозможно.
Если такая помощь государства будет обеспечена, отрасль получит стимул к развитию, что с учетом накопленного многолетнего опыта управленческой деятельности, позволит нашей стране вновь занять ведущее место в мировом рыболовстве.