Журнал «Fishnews»
Андрей РУХЛЯДА

Люди и дела

По решению Советского правительства в 50-х гг. прошлого столетия для руководства экономикой страны был образован Высший совет народного хозяйства СССР (ВСНХ), в состав которого на правах отделов входили бывшие отраслевые министерства, в том числе и Минрыбхоз СССР. В каждой республике, крае и области были организованы Совнархозы (СНХ), которые на местах руководили отраслями экономики.

Но для рыбной промышленности эта схема не подходила, так как порождала местнические интересы в эксплуатации единых сырьевых ресурсов.

В результате было принято решение вывести рыбную отрасль из подчинения СНХ и организовать бассейновый принцип руководства. Вновь были образованы Министерство рыбного хозяйства СССР во главе с министром Александром Акимовичем Ишковым и пять бассейновых Главных управлений.

В 1959 году образуется и Главное управление рыбной промышленности Дальнего Востока – «Дальрыба», которое в 70-х годах было переименовано во Всесоюзное рыбопромышленное объединение (ВРПО «Дальрыба»). Руководителем Главного управления был назначен председатель Камчатского Совнархоза Николай Алексеевич Ваняев, профессиональный рыбак.

В Дальневосточном регионе также было создано 5 территориальных производственных объединений: Приморрыбпром, Камчатрыбпром, Сахалинрыбпром, Хабаровскрыбпром и Магаданрыбпром, в подчинении которых на местах находились все рыбохозяйственные предприятия.

Кроме производственных объединений непосредственно «Дальрыбе» были подчинены 3 уникальных предприятия: Востокрыбхолодфлот, ТУРНИФ и Управление китобойных флотилий, а также средние мореходные училища, которые обслуживали нужды всего бассейна.

Аппарат «Дальрыбы» был сформирован из опытных рыбаков всего бассейна. Но из-за трудностей с жильем большинство специалистов были выходцами из Приморья.

Я был хорошо знаком и многократно встречался по служебным делам со всеми начальниками «Дальрыбы», в разные годы руководившими объединением: Николаем Алексеевичем Ваняевым, Шалвой Григорьевичем Надибаидзе, Михаилом Ивановичем Дроздовым, Николаем Трофимовичем Носовым, Владимиром Флориановичем Старжинским, Николаем Исааковичем Котляром и, конечно, с Юрием Ивановичем Москальцовым. Всех их, разных по характеру и темпераменту людей, объединяло одно важное качество – все они были государственниками, для которых интересы страны были превыше всего. Специалисты высочайшей квалификации, знающие и эрудированные, они не жалея сил трудились для развития дальневосточной рыбной промышленности. И это принесло свои плоды: Дальневосточный бассейн стал главным в рыбной промышленности страны. На его долю приходилось до 60% объемов производства всей отрасли.

Важную лепту в развитие отечественной рыбной отрасли вносили и другие работники руководящего аппарата «Дальрыбы». В различные периоды заместителями начальников Главного управления работали: Бабаев А. С, Липанов В. И., Жигалов Г. В., Николенко Н. С., Левашов А. Н., автор этих строк и другие. Напряженно трудились на своих постах начальники отделов: Лавров, Ткачев, Курикша, Беляев, Рамильцев, Кононенко и другие.

В становление и развитие территориальных производственных объединений большой вклад внесли начальники Камчатрыбпрома – Каленов М. Н., Бирюков В. А., Потапенко В. П.; Приморрыбпрома – Пульст И. И., Трофименко Б. И.; Сахалинрыбпрома – Поляков Г. К.; Хабаровскрыбпрома – Лузиков Т. Т., Магаданрыбпрома – Родионов Н. А., Котляр Е. Ф.

Большую роль в развитии рыбной промышленности бассейна сыграли управление «Востокрыбхолодфлот» – начальники Поляков А. Д. и Ширяев Е. Д., управление «ТУРНИФ» – начальники Найденко Ф. Ф. и Зотов Е. А., Управление китобойных флотилий – начальник Коган Ю. М., управление «Дальморепродукт» – начальники Вайнер Г. В. и Диденко Ю. Г.

Руководители всех этих подразделений были профессионалами экстра-класса. Не было случая, чтобы кто-то мог пожаловаться на их некомпетентность в решении возникающих вопросов.

Проблем с сырьевой базой на Дальневосточном бассейне в то время не было. Лимитиривались лишь добыча камчатского краба, который вылавливался Управлением крабофлота и одним национальным камчатским колхозом, и некоторые виды лососевых, прежде всего нерка. На остальные виды рыб и морепродуктов никаких лимитов и квот не было. А такого понятия, как браконьерство, даже не существовало, так как на внешнюю торговлю была установлена жесткая государственная монополия.

Но, несмотря на богатую сырьевую базу, в «Дальрыбе» с первых же дней очень внимательно следила за рациональным использованием рыбных ресурсов. К концу 60-х годов было образовано управление «ТУРНИФ», оснащенное современными судами и орудиями лова, в задачи которого входило осуществление под руководством ТИНРО поиска и освоения новых районов промысла.

По инициативе «Дальрыбы» началось освоение богатых рыбных ресурсов Берингова моря, хека в Ванкуверо-Орегонском районе, престипомы на Императорском хребте, сайры у Шикотана, ледяной рыбы у острова Каргелен и, наконец, богатых запасов ставриды ЮВТО у берегов Перу.

«Дальрыба» с самого начала запретила работу крупнотоннажных судов в Охотском море: в этом районе работали лишь средние и малые суда со сдачей уловов на плавбазы. Этим объясняется тот факт, что на протяжении десятилетий, вплоть до 1990-х годов, сырьевая база Дальнего Востока сохранялась в хорошем состоянии.

«Дальрыба» была инициатором организации экспедиционного лова. Руководителями объединенных экспедиций и главными специалистами назначались представители «Дальрыбы». Совместно с производственными объединениями они решали все возникающие вопросы во время работы вдалеке от берега.

Отдельно хотелось бы остановиться на минтае. До середины 60-х годов специализированного промысла этого объекта практически не существовало. Затем начали вылавливать минтай для нужд звероводства, а позже – и для производства рыбной муки. Для этой цели было даже построено 3 крупнотоннажных плавбазы типа «50-летия СССР» – с суточным приемом минтая в 1000 тонн.

Со временем начали выпускать отдельные партии минтая и для пищевых целей в упаковке с так называемой «красной полосой». Позже на судах освоили разделку этой рыбы – так называемый «косой срез». Эта продукция в массовом порядке начала выпускаться для пищевых нужд, хотя из-за наличия нематодов в мясе минтая претензий от потребителей поступало очень много. Постепенно был налажен выпуск соответствующего оборудования для производства пищевого минтая, в том числе филе, и эта рыба стала основным объектов промышленного лова дальневосточных рыбаков. Сегодня минтай – самый эффективный промысловый вид и самый востребованный товар как на внутреннем рынке, так и на внешнем.

Наряду с большим поступлением на бассейн рыбодобывающего флота (крупно- и среднетоннажного) на Дальнем Востоке начал пополняться и рыбоперерабатывающий флот. Поступила целая серия плавбаз типа Б-69, типа «Спасск», производственные рефрижераторы, плавзаводы новейших модификаций и т.д. В уникальное предприятие, не имеющее аналогов в мире, превратилось Управление Востокрыбхолодфлот благодаря пополнению новейшими транспортными рефрижераторами, в том числе и такими судами, как «Охотское море» и «Карское море», способными перевозить до 14 тыс. тонн мороженой рыбопродукции.

Развивались Владивостокский и Находкинский морские рыбные порты, судоремонтные предприятия, тарные, лакобаночные производства и другая инфраструктура.

Вместе с тем появились и диспропорции в развитии отрасли: ощущалась острая нехватка судоремонтных мощностей, возник дефицит пропускной способности выходных портов, что вызывало большие простои добывающего флота. Аппарат «Дальрыбы», глубоко анализируя эти диспропорции, постоянно ставил перед Минрыбхозом, Госпланом и Правительством вопрос о необходимости развития береговой инфраструктуры, особенно рыбных портов и судоремонтных заводов.

В этот период все усилия специалистов «Дальрыбы» были направлены на обеспечение бесперебойной работы промыслового флота – вывоз рыбопродукции от промысловых судов, завоз в море всех видов снабжения: тары, топлива, продовольствия. Благодаря большому опыту и высокому чувству ответственности работников в «Дальрыбе» всегда точно знали, какое количество рефрижераторных вагонов находится на Забайкальской и Дальневосточной железной дороге, сколько единиц подвижного состава поступило в рыбные порты; знали, сколько цистерн с топливом идет для рыбаков, когда они прибудут на место назначения. С Дальневосточным и Приморским пароходством был постоянный контакт по вопросам выделения сухогрузных судов для вывоза с промысла рыбных консервов и рыбной муки, доставки тары, по выделению танкеров, завозящих дизтопливо и мазут в море для бункеровки промысловых судов.

Естественно, что на всех этапах развития дальневосточной рыбной промышленности основную роль играли кадры. В первые годы существования «Дальрыбы» высшее звено руководящих кадров формировалось из выпускников старейших вузов страны – Астраханского и Московского. Затем во Владивостоке было создано свое высшее учебное заведение – Дальрыбвтуз, выпускники которого постепенно занимали все руководящие посты как в «Дальрыбе», так и в производственных объединениях, на базах флотов, на рыбокомбинатах и судах. Появление отраслевого вуза также позволило большой группе руководящих кадров и работников рыбной отрасли получить специальное высшее образование.

В то же время большие проблемы возникали с комплектацией экипажей судов: несмотря на то что мореходные училища и мореходные школы стабильно выпускали специалистов для пополнения экипажей судов, трудности, особенно с электромеханиками, были постоянные. Флот пополнялся новыми электрофицированными судами, для обслуживания которых необходимы были специалисты с современной подготовкой. Большая часть молодых выпускников оседала в штабах, не доходя до флота. Поэтому отдел кадров «Дальрыбы» следил, чтобы выпускники Дальрыбвтуза в основном направлялись на промысловые суда.

Еще сложнее обстояли дела с промрабочими. Из-за нехватки рабочих рук среди местного населения промрабочие для плавзаводов, плавбаз, рыбокомбинатов, грузчики рыбных портов и др. привлекались по оргнабору из западных регионов страны. Естественно, никаких навыков для работы на судах у приезжих не было, поэтому каждое предприятие самостоятельно готовило из них работников для себя. Для этого была сформирована целая система подготовки кадров непосредственно на рабочих местах: под руководством опытных мастеров и рабочих готовились специалисты. Отработав сезон по контракту, многие из них возвращались на родину, но часть, освоив профессию укладчицы или грузчика и познав морскую стихию, оставалась на Дальнем Востоке уже на долгие годы. Так формировались постоянные кадры работников предприятия.

Большая работа на каждом судне, предприятии проводилась и в целях повышения квалификации работников: подводились итоги соревнований, организовывался постоянный обмен опытом. По итогам года базы флотов, производственные объединения проводили так называемые активы, где, наряду с подведением итогов хозяйственного года также отмечались лучшие работники предприятий.

За тяжелый самоотверженный труд рыбакам вручались высокие государственные награды. В каждом производственном объединении лучшие работники награждались орденами и медалями, имелись даже свои Герои Социалистического Труда. Только на одной антарктической китобойной флотилии «Советская Россия» этого высокого звания были удостоены 5 человек.

В 60-70 годах во Владивостоке в Доме офицеров флота регулярно проходили общебассейновые активы работников рыбной промышленности, на которые приезжали делегации рыбаков из других регионов во главе с руководителями областей и краев. На торжественные мероприятия приглашались руководители Минрыбхоза СССР, представители других ведомств, а также видные общественные деятели: космонавты, ученые, артисты театра и кино и др. ЦПКТБ «Дальрыбы» организовывало выставки достижений рыбаков бассейна, а также лучших образцов техники, орудий лова. Специально к подобным мероприятиям издавались брошюры и буклеты достижений передовиков производства, в которых размещались их портреты, биографии и т.д.

Такое внимание к трудовой деятельности рыбаков, конечно, способствовало повышению производительности труда, росту профессионального мастерства, что в итоге приводило к увеличению объемов производства и повышению качества продукции. В результате этой огромной общей работы рыбная промышленность СССР к концу 80-х годов смогла устойчиво занять лидирующую позицию в мире по объемам вылова рыбы.

К сожалению, начиная с 1990 года вся отлаженная система организации рыбного хозяйства страны в целом и Дальневосточного бассейна в частности была разрушена. В основу новой системы был положен гайдаровский принцип: «рынок все расставит по своим местам» и все будет регулировать по своим правилам. К чему привел новый курс – известно всем. Мгновенно развалился бассейновый принцип управления, на местах распались производственные объединения, а затем и базы флотов.

Вместо одной «Дальрыбы», 5 производственных объединений и 18 баз флотов образовалось свыше 1000 мелких предприятий, каждое из которых на свой страх и риск начало добывать рыбу. При этом во главу их деятельности был поставлен принцип наживы – получение прибыли любым путем. Открытие внешнего рынка привело к процветанию беззакония, невиданный размах получило браконьерство, губящее наши самые ценные сырьевые ресурсы: крабов, креветок, минтая, лососей и др. На демпинговой реализации российских водных биоресурсов выросли целые города в Китае, Японии и Южной Корее.

Весь промысловый флот перебазировался для работы в экономическую зону РФ, рыболовство в открытых водах Мирового океана было забыто. Все это привело к резкому сокращению сырьевых ресурсов в нашей ИЭЗ и потребовало от руководства отрасли и Правительства страны резко ужесточить правила рыболовства, ввести ряд ограничений на добычу.

Насколько результативными оказались эти действия, мы в полной мере можем судить сегодня: к концу 90-х – началу 2000-х годов даже для физически и морально устаревшего отечественного промыслового флота сырьевых ресурсов попросту не хватало.

За последние годы правительство России приняло ряд постановлений, смягчающих налоговый и таможенный пресс на рыбаков с целью возвращения потока рыбной продукции на внутренний рынок. Однако этих мер явно недостаточно для общего подъема отрасли.

Для возрождения отечественного рыбного хозяйства, восстановления его жизнеспособности необходимо в первую очередь законодательно закрепить положение о том, что главной задачей рыбной промышленности является обеспечение населения России рыбными товарами, а не финансовое донорство для госбюджета.

Государство должно создать условия, в том числе и финансовые, для обеспечения отрасли современным промысловым и научно-исследовательским флотом; способствовать возвращению в прежние районы промысла, в том числе в Мировой океан (прежде всего, в ЮВТО); восстановить присутствие российских рыбаков в зонах иностранных государств, хотя это и непросто. Необходимо изучать новые районы промысла, особенно Антарктику, сведений по рыбным запасам которой практически нет (хотя рыбой питается огромное количество обитающих там ластоногих, китов и пингвинов).

Без господдержки осуществить все это невозможно. Так же, как невозможно восстановить береговую рыбоперерабатывающую базу, холодильные мощности, рыбные порты и судоремонтные предприятия. В настоящее время списана и основная часть железнодорожного подвижного рефрижераторного состава, без которого дальневосточная рыба не может быть доставлена в центральные регионы РФ.

Важно продолжать работу по дальнейшему снижению налогового и таможенного пресса на рыбаков, по совершенствованию отраслевого законодательства; восстанавливать систему мореходных школ для подготовки квалифицированного рядового плавсостава и т.д.

Только при такой помощи государства рыбная отрасль сможет, получив дальнейшее развитие, выйти на заложенные в Федеральной целевой программе и подтвержденные наукой объемы обеспечения населения России ценнейшей рыбопродукцией.

Андрей Рухляда, заместитель начальника ВРПО «Дальрыба» в 1971-1977 гг.

  • Андрей РУХЛЯДА
  • Здание "Дальрыба", г. Владивосток