- Вячеслав Юрьевич, в советское время, говоря о рыболовецком предприятии, мы ориентировались на объемы добычи, количество единиц флота и т.д. Каковы показатели и критерии оценки сегодня?
- К сожалению, поработать в советское время из-за распада Союза мне не удалось. Вместе с тем, я полагаю, что критерии оценки деятельности предприятия не сильно изменились, мы по-прежнему ориентируемся на производственные валовые экономические показатели, на структуру и количество флота, объемы рыбодобычи и т.д.
Сегодня «Дальрыба» – это акционерное общество. У нас 92 акционера. «Дальрыба» имеет дочернее предприятие – ООО «Рыбокомбинат-Путятин» (о. Путятин).
В нашем активе – 5 судов: СРТМ «Юрий Орел», СРТМ «Залив Ольги», СРТМ «Анатолий Лавров», БМРТ «Сиглан», ПТР «Кооператор». Наш флот ведет добычу практически во всех районах Охотского и российской части Берингова моря. Мы занимаемся крабом, креветкой, добываем минтай, сельдь, треску, помимо этого сотрудничаем с предприятиями Камчатского края и Сахалинской области по приемке рыбы лососевых пород во время путины.
В прошлом году мы выловили 19,1 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, в том числе 11,3 тыс. тонн минтая, 600 тонн креветки, 1,2 тыс. тонн краба, 6,1 тыс. тонн сельди. Продукции было выпущено 15,8 тыс. тонн. За первое полугодие этого года мы частично освоили квоту на минтай (8,2 тыс. тонн), креветку (200 тонн), краба (700 тонн), сельдь (500 тонн). Выпустили продукции 5,8 тыс. тонн.
В минувшем году наше предприятие в бюджеты различных уровней заплатило около 60 млн. рублей налогов, за прошедшее полугодие – порядка 35 млн. рублей.
- Однако специалисты «Дальрыбы» занимаются не только улучшением экономических показателей…
- «Дальрыба» как Главное Управление рыбного хозяйства Дальнего Востока – головное предприятие рыбной отрасли СССР. В непосредственном подчинении Всесоюзного объединения «Дальрыба» в свое время находились производственные объединения – Приморрыбпром, Сахалинрыбпром, Камчатрыбпром, Магаданрыбпрорм, Хабаровскрыбпром, Управление «Востокрыбхолодфлот», УПФ «Дальморепродукт», Владивостокский и Находкинский рыбные порты и другие строительные, научные, сбытовые и прочие предприятия и организации (всего к началу девяностых годов 21 предприятие и объединение). Кроме того, ВРПО «Дальрыба» осуществляло руководство деятельностью Приморского, Хабаровского, Сахалинского край- обл- рыбакколхозсоюзов и Камчатского МПО.
С развалом Союза, с началом приватизации, перестройкой, после череды экономических и политических реформ функции по обеспечению эффективной работы ключевой отрасли экономики Дальнего Востока с «Дальрыбы» были сняты. Однако мы по-прежнему занимаем активную социальную позицию.
На сегодняшний день мы состоим в пяти отраслевых общественных организациях: во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (Вячеслав Москальцов является вице-президентом ВАРПЭ – ред.), в Союзе обществ и организаций рыбного хозяйства Дальнего Востока, в Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, в Ассоциации добытчиков минтая, в Ассоциации креветколовов Дальнего Востока. Помимо этого, ведем активную работу в составе правительственных групп, в Совете Федерации, а президент ОАО «Дальрыба» Юрий Иванович Москальцов входит в общественный совет при Росрыболовстве. Приняв на себя функции объединительного и координирующего органа на Тихоокеанском бассейне по разным направлениям, мы ведем активную работу по оптимизации работы отрасли.
Не только руководство «Дальрыбы», но и специалисты (экономисты, финансисты, юристы, технологи) принимают непосредственное участие в совершенствовании законодательной базы в области рыболовства, в разработке стандартов и регламентов. Как в рамках работы Ассоциаций и объединений, так и самостоятельно мы работаем по всем направлениям – от разработки Закона о рыболовстве до корректировки «Технического регламента на рыбную и иную пищевую продукцию». Словом, мы всегда и везде обозначаем свою позицию ясно и открыто.
Мы никогда не могли и не можем стоять в стороне от проблем отрасли, среди которых первую роль отводим борьбе с браконьерством. Ведь сырьевая база – это основа отрасли, ее будущее. Неконтролируемые и нерегулируемые поставки браконьерских уловов в огромных масштабах на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона являются главной причиной нестабильности и низких цен этих видов на рынках Дальневосточного региона. А это, в свою очередь, не позволяет рыбопромышленникам и рыбакам России, которые ведут промысел и реализуют продукцию на легальной основе, получать достойную оплату за свой труд, развивать промыслы и увеличивать налоговую отдачу отрасли. Россия несет огромные потери, как финансовые – от недополучения налогов, так и связанные с сокращением и даже уничтожением наиболее ценных живых объектов морских районов Дальнего Востока России.
Возможность сбыта ценных уловов на азиатских рынках, заинтересованность иностранцев в продолжении контрабандных поставок вкупе с несовершенством российского законодательства в части борьбы с нелегальным промыслом, неэффективностью принимаемых мер, слабостью и коррумпированностью государственных органов приводят к тому, что богатейшие дальневосточные моря пустеют, а российские рыбаки, по сути, разоряются. Мы неоднократно выступали с предложениями к руководству отрасли о возобновлении сотрудничества, в частности, с японской стороной по пресечению неконтролируемого промысла, предлагали конкретные меры для решения этой проблемы. Наконец, в этом году мы были включены в состав правительственной делегации, и в ходе визита премьер-министра Владимира Путина в Японию российской стороне удалось достичь ряда принципиальных договоренностей в части борьбы с ННН-промыслом (незаконный, нерегулируемый и неучтенный). В частности, между сторонами был заключен Меморандум о взаимодействии.
- Однако борьба с ННН-промыслом – лишь одна сторона вопроса рационального использования и сохранения водных биоресурсов…
- Действительно. Мы понимаем: чтобы получить отдачу в будущем надо делать вклад в сохранение биоресурсов уже сейчас. Именно поэтому в 2006 году мы вступили в Ассоциацию добытчиков минтая, которая основной задачей провозгласила эффективное и рациональное рыболовство.
Колоссальным достижением Ассоциации стало снижение выхода икры минтая до 4,5%. Это среднестатистический научно обоснованный коэффициент, который позволяет сохранять популяцию минтая. А также говорит о том, что переловов можно избежать. Наряду с этим совместно с ТИНРО-Центром нами было сделано обоснование по разделению промысла минтая на сезоны А и В, а именно: весенний (преднерестовый) и осенний (нагульный). Определено, какое количество биоресурса можно изъять в каждый сезон, чтобы обеспечить воспроизводство популяции минтая и при этом получить экономическую выгоду.
Все эти инициативы уже закреплены законодательно. Сейчас мы занимаемся сертифицированием промысла минтая в Охотском и российской части Берингова морей согласно экологическим стандартам по системе Морского Попечительского Совета (MSC).
Принципы устойчивого рыболовства, пропагандируемые MSC, просты. Неистощительное использование промысловых популяций предполагает, что добыча ВБР должна вестись таким образом, чтобы не происходило перелова или падения численности эксплуатируемых популяций, а запасы объекта могли бы восстановиться. Промысловые операции не должны серьезно нарушать структуру и уменьшать продуктивность и разнообразие морских экосистем района, необходимо также принимать во внимание существующие связи между различными видами живых организмов. И, разумеется, промысел должен эффективно управляться, соответствовать международным, местным и государственным стандартам, с тем чтобы рационально использовать ресурсы.
Возможность долгой эксплуатации промыслового района в первую очередь выгодна нам самим. Опираясь на эти принципы, мы можем строить долгосрочную стратегию развития. С другой стороны, добровольное ограничение максимальных уловов стимулирует более эффективную переработку добываемого сырья и производство продукции с более высокой добавочной стоимостью. К тому же это несомненный плюс к имиджу, который в материальном выражении оборачивается стабильным спросом и высокими ценами. Я считаю, что сегодня нам вполне под силу быть рачительными хозяевами.
- Вместе с тем настоящий хозяин не только думает о производстве, но и заботится о людях.
- Согласен. Кадры сегодня, как и в советское время, решают все. И пусть сейчас в нашей организации работают не тысячи трудящихся, а 470, но все они стабильно получают зарплату, спокойно смотрят в завтрашний день. Мы не просто на словах выступаем за социально ответственный бизнес, мы стараемся подтвердить нашу позицию делом. Конечно, мы исходим из возможностей и реалий текущего дня.
Так, десять лет назад для улучшения жилищных условий сотрудников «Дальрыбы» были сданы в эксплуатацию два 12-этажных дома по ул. Калинина и 25-этажный монолитный дом по ул. Фастовской.
Сегодня мы рассматриваем возможность возобновления строительства жилья для наших сотрудников. Уже достигнут ряд договоренностей с администрацией города Владивостока.
«Дальрыба» уделяет внимание не только тем, кто трудится сегодня, но и ветеранам труда. В акционерном обществе создан Совет ветеранов. Ветеранам оказывается материальная помощь.
За 50 лет существования «Дальрыба» являлась признанной кузницей кадров. Сюда, как в одно из крупнейших отраслевых объединений, подбирали лучшие кадры. Здесь всегда работали и продолжают трудиться высоко подготовленные и квалифицированные специалисты, – юристы, экономисты, технологи, добытчики…
Среди работающих – 3 кандидата наук, 3 человека (Москальцов Ю.И., Антонюк Н.С., Паутов В.М.) являются заслуженными работниками рыбной промышленности, 30 человек удостоены звания «Почетный работник рыбного хозяйства России», 123 человека награждены юбилейной медалью «300 лет Российскому флоту», 3 человека награждены медалью «За заслуги перед отечеством» (Дергунов А.С. Кузнецов Е.Ф., Шефер Т.Д.), капитан Когут Ф.П. и начальник промрайона Евченко В.А. награждены медалью «За спасение погибающих».
- С чем Вы связываете будущее «Дальрыбы»?
- Стратегические планы, безусловно, лежат в сфере рыбодобычи и рыбопереработки. Сегодня мы добываем порядка 16 тыс. тонн рыбы, 1– 1,5 тыс. тонн краба и около 1 тыс. тонн креветки. Почти 90% продукции идет на иностранные рынки (в основном, в Японию). Хотя мы стараемся осваивать и российский рынок. Но в связи с тем, что основные объекты промысла – краб и креветка, российское направление развивать сложно. Для нашего рынка это нетрадиционный продукт, и цена на него достаточно высока. Красная рыба и сельдь, частично минтай, идут в Россию. Мы планируем переоборудовать судно под производство филе минтая. Это позволит больше работать на российский рынок. Помимо этого, мы планируем вплотную заняться модернизацией производственных мощностей рыбокомбината «Путятин».
Если же говорить о более масштабных событиях в отрасли, то необходимо отметить, что за последние два года рыбной промышленности было уделено беспрецедентное внимание. Принято множество нормативно-правовых актов, призванных оптимизировать работу в отрасли. Ощутимый удар нанесен браконьерам.
Однако проблемы еще есть, и, если мы хотим дальше работать в отрасли, нам предстоит их решать. В первую очередь очень хотелось бы, чтобы правила игры не менялись. Понятно, что без доработки законов не обойтись, однако не хотелось бы кардинальных перемен, таких как «вся рыба в берег», «вся рыба через биржи» и т.д. Все это заставляет нас коренным образом перестраивать свою работу, влияет на взаимоотношения с партнерами, кредитными организациями, по сути, не позволяет планировать работу. Если правила игры будут меняться часто и столь кардинально, то ни о каком строительстве нового флота, ни о каком выходе в Мировой океан не может быть и речи. Мы просто не успеваем перестраиваться. Очень обидно, что все эти «перестройки» идут не от рыбаков, а от чиновников.
В связи с этим хотелось бы получить четко прописанные и долговременные правила, которые позволили бы нам определить дальнейшую стратегию развития. Ведь мы умеем и хотим работать.