Журнал «Fishnews»
Андрей ФАТЬЯНОВ

Траулер мечты

Этим красавцем-траулером не можешь не залюбоваться. Сверкая свежевыкрашенными бортами цвета зимнего моря, в жаркий июньский полдень «Сиглан» неторопливо отходит от причала, отправляясь в очередной рейс. На этот раз недолгий, ведь уже в конце августа судно вернется в порт приписки – Владивосток, где пробудет до начала сельдевой путины. Через полгода, в Охотском море, парадный вид окончательно сменит обледеневшая палуба с налетом ржавчины и морской соли. Что ж, флагман ОАО «Дальрыба» «рабочей формы» не стыдится, а носит ее с гордостью.

Большой морозильный рыболовный траулер «Сиглан» компания приобрела три года назад. До этого судно, в 1982 году сошедшее со стапелей гданьской судоверфи, успело поработать на Северном бассейне, а затем потрудиться и на Дальнем Востоке. Новый владелец в первую очередь озаботился техническим состоянием парохода, и в августе 2007 году судно встало на капитальный ремонт в Даляне. Поскольку за плечами у траулера имелся солидный стаж, были заменены главные палубы, все оборудование – промысловое и технологическое – полностью демонтировали, перебрали, дефектные детали заменили новыми. После доработки обновленные двигатели смогли работать на более тяжелых сортах топлива, что повысило экономичность судна.

Несмотря на большой объем работ, ремонт удалось закончить в фантастически короткие сроки, и уже осенью «Сиглан» был в боевом состоянии: со снаряжением и промвооружением, запасами провизии и топлива на борту. Пароход вышел на промысел и успешно отработал, выполнив все намеченные руководством планы.

По завершении минтаевой путины в апреле-мае 2008 г. БМРТ вновь навестил китайские доки. В рамках плановой модернизации на нем заменили утилизационный котел, что существенно снизило затраты на бытовые нужды судна. Уже в июле траулер отправился через океан в исключительную экономическую зону Канады, где работал до октября на приемке хека. Осень-зима 2008 года традиционно остались за сельдью, а с Нового года и до апреля экипаж судна сосредоточился на охотоморской минтаевой путине, что позволило успешно выбрать квоту, задекларировать продукцию – по новым правилам – на российской территории и вновь вернуться в Китай для планового ремонта.

В этом году на пароходе модернизировали приемные бункеры рыбы-сырца, увеличив их вместимость до 80 тонн. Появилась возможность заливать трал под палубу целиком, так что пойманной рыбе больше не придется мерзнуть на палубе. Были заменены основные агрегаты рыбомучной установки – весьма громоздкие по габаритам, они заказывались заранее. Кроме того, силами экипажа была немного изменена технологическая схема БМРТ. В основном оптимизация коснулась тех участков, которые ограничивали производственные возможности судна.

– «Сиглану» 27 лет, что немало, хотя для нашего порядком устаревшего флота это средний возраст. Но в 2008 году была произведена реновация корпуса судна, и пароход, по свидетельству Регистра, «помолодел» на добрый десяток лет. Сейчас его техническое состояние близко к идеальному, – с гордостью рассказывает капитан траулера Андрей ФАТЬЯНОВ. – Судно вполне надежно в техническом плане. Недаром за последний шестимесячный рейс у нас не было ни одной остановки из-за аварийных неполадок.

В результате всех преобразований производительность была увеличена до 140 тонн в сутки. Поскольку судно универсальное, оно может работать практически на любой рыбе: минтае, сельди, лососевых и т. д. Рыбообрабатывающий цех при пиковой загрузке позволяет выпускать нефилейную продукцию – до 85 тонн обезглавленного разделанного минтая, порядка 10 тонн икры и 4 тонн молок. По сельди, которая сортируется, укладывается в кассеты без разделки и тут же морозится, выходят как раз максимальные 140 тонн.

В период путины работа в цехах не останавливается ни на минуту. Выстроившись вдоль длинного конвейера, рыбообработчики быстрыми и точными движениями разделяют продукцию по виду и качеству, стоят на сортировке, упаковывают блоки замороженной рыбы в пакеты и отправляют их на хранение в трюм.

– Что касается производительности, то мы показываем хорошие цифры для судов этого типа, – отмечает Андрей Фатьянов. – По статистике промышленного отдела «Дальрыбы» по эффективности и рентабельности наш пароход входит в пятерку лучших крупнотоннажных судов в тихоокеанском регионе. Суточный вылов минтая в этом году составил 102 тонны за 90 дней промысла с вычетом перегрузов и бункеровок. Всего за путину нами взято 6 848 тонн минтая.

Но даже лучшее на свете судно без экипажа всего лишь железо. По штатному расписанию на борту «Сиглана» есть место для 90 человек. Костяк команды – капитан, старший механик, завпроизводством – не меняется с 2007 года. Люди держатся за судно и, уходя в отпуска, через 2-3 месяца обязательно возвращаются. С проверенной командой и работать приятнее: ты доверяешь подчиненным и знаешь, что они тебя не подведут.

– Руководство компании с вниманием относится к нуждам корабля, всегда прислушивается к нашему мнению по вопросам, касающимся первоочередных потребностей для парохода. Порой реализация таких предложений стоит серьезных финансовых затрат, но это окупается сторицей. Так, «Дальрыба» пошла на увеличение производительности судна, а чем больше траулер выпускает рыбопродукции, тем больше зарабатывают рыбаки. Хорошие стабильные заработки, в свою очередь, дают мне возможность приглашать в экипаж лучших специалистов, настоящих мастеров морского дела. Такой естественный отбор, разумеется, сказывается на общем успехе работы, – рассуждает капитан «Сиглана».

Находясь на промысле, судно напоминает своего рода маленькое государство, автономное, со своими законами и верховной властью в лице капитана. Дисциплина в море, конечно, на порядок выше, нежели на суше: работа или отдых – строго по расписанию. Пять основных служб, пять «китов», на которых опирается в долгом рейсе капитан, – старший помощник Александр Тебнев, старший механик Игорь Сытин, помощник по производству Андрей Чернега, тралмастер Анатолий Бойченко и помощник по радиоэлектронике Юрий Марчук. Вот пятерка ключевых фигур на судне, от которых зависит исполнение воли капитана. Каждый из них руководит своей службой, организует и контролирует ее работу. А капитану нет нужды метаться по всем отсекам судна, общаться с каждым членом экипажа по рабочим моментам. Его задача – организовать гармоничное взаимодействие этих служб как единого целого.

Мелочей в море не бывает, и на промысловом судне важен каждый участок. Радиоприборы – основной канал поступления информации, без нее пароход будет тыкаться вслепую. Механики обеспечивают технически исправное состояние судна, безотказную работу механизмов – лебедок, главного двигателя. Тралмастер отвечает за готовность промвооружения, его эксплуатацию, уловистость, подъем рыбы с глубин. Поступлением и размещением рыбы командует уже помощник капитана по производству. Все, что происходит в цеху, вплоть до складирования в трюме, перегруза, учета и сдачи продукции, – в его компетенции. Ну а старший помощник в ответе за все сразу, в том числе и за соблюдение экипажем требований техники безопасности.

Специалисты на «Сиглане» подобраны и впрямь уникальные. Например, тралмастер Анатолий Бойченко не только грамотный и знающий работник, но и творческий человек. Он лично дорабатывает чертежи тралов, подгоняя их под тип судна, чтобы добиться наилучшей уловистости и не перегружать машину. Затем сетепосадка под его контролем изготавливает промвооружение, наиболее подходящее именно этому траулеру.

– Не скажу, что на пароходе совсем нечего улучшать, но сейчас он близок к своему оптимальному состоянию. Хотелось бы подтянуть к уровню остальных служб мостик, усовершенствовать поисковую аппаратуру и контроль за орудиями лова, но и того, что есть на «Сиглане», достаточно для выполнения текущих задач, – уверен Андрей Фатьянов.

А задач у флагмана «Дальрыбы» хватает. Нынешним летом судно занято на Сахалине и Камчатке на приемке красной рыбы. Причем вся продукция из лососевых поступит в Приморье, на российский рынок. В конце октября траулер выходит на промысел сельди, а с 1 января без захода в порт сразу переходит на минтай, с которым в будущем году связаны особые планы.

На зимне-весенней путине в Охотском море руководство компании рассчитывает взять 8 200 тонн минтая – квоту «Дальрыбы» на 2010 г. Цифра, безусловно, очень серьезная, но на судне готовы к освоению такого объема. Вместе с тем постараться придется не только экипажу «Сиглана», но и береговым службам, в первую очередь по части организации работы. Терять нельзя не то что сутки – часы. Бункеровка, снабжение, перегрузы должны выполняться четко и не отвлекать внимание рыбаков от главного дела – промысла.

В юбилейный год в «Дальрыбе» менее всего намерены спокойно почивать на лаврах. Компания вынашивает замысел приобрести до конца года еще одно судно. Развиваться и не останавливаться – таков курс на ближайшие годы. Полвека прожито в едином ритме с рыбной отраслью страны, самое время сделать следующий шаг вперед.

Анна ЛИМ

  • Андрей ФАТЬЯНОВ
  • Большой морозильный рыболовный траулер «Сиглан»
  • Большой морозильный рыболовный траулер «Сиглан»