Телефестиваль «Человек и море», открывшийся после десятилетнего перерыва на приморской земле, собрал любителей и профессионалов со всей России и стран АТР, тех, кому близка морская тематика, кто неравнодушен к стихии, кто живет и дышит морем. Операторы, журналисты, режиссеры из Приморья, Сахалина, Камчатки, Мурманска, Улан-Удэ, Калининграда, Салехарда и др., а также Японии и Китая в своих работах приоткрыли тайну морских судеб, рассказали о нелегкой профессии моряка и рыбака, поделились интересными и шокирующими фактами из истории, политики, экономики, экологии. Камеры участников телефестиваля работали во льдах Антарктиды и на дне Байкала, выходили в Охотское, Японское моря и море Лаптевых, проходили по Аденскому заливу в опасной близости с пиратами, ступали на архипелаг Шпицбергена, поднимались по извилистым речкам Сахалина и Камчатки…
Полезная традиция
Фестиваль «Человек и море» появился на свет в Риге 40 лет тому назад с показа документальных лент о жизни рыбаков. Набирая популярность среди кинодокументалистов, он расширял тематику фильмов и менял свои координаты. Он бывал в Астрахани, посещал Японию и гостил в Корее. А когда наступили сложные времена, фестиваль на восемь лет приостановил свою деятельность и был возрожден только в 1997 году здесь, на берегу Тихого океана. Однако и тогда ему было не суждено стать традиционным. Буря экономических и политических реформ, бушевавшая тогда в России, волной смыла все начинания и надежды телевизионщиков-документалистов. Нынешние организаторы телефорума – Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК) и ее филиал ГТРК «Владивосток» при поддержке администрации Приморского края и губернатора Сергея Дарькина, надеются, что добрая традиция впредь не прервется.
- Море в жизни приморцев занимает особое место – почти каждая семья так или иначе связана с морем. У нас есть военные и гражданские моряки, рыбаки, работники портов, курсанты морских учебных заведений. И, конечно, такая обширная и значимая для всех приморцев тема должна быть обязательно отражена в культурной жизни края. Уверен – работы, представленные на фестиваль будут интересны не только морякам-профессионалам, но и всем жителям Приморского края. Надеюсь, что такой фестиваль станет доброй традицией в Приморье, позволит привлечь внимание общественности к проблемам моряков и рыбаков, а также воспитать бережное отношение к морю и его богатствам», – сказал Сергей Дарькин в приветственном слове участникам кинофорума.
В свою очередь заместитель генерального директора ВГТРК Петр ЗЕМЦОВ справедливо полагает, что морская тематика в последнее время была незаслуженно вымыта с экранов и стала чем-то интересным, но непонятным для жителей России. «Хочется верить, что фестиваль даст толчок развитию документальной тележурналистики, подтолкнет к созданию новых информационных работ, документальных фильмов и программ, посвященных морю и человеку».
Благодарная и благодатная приморская земля как нельзя лучше подходит для возрождения столь важной традиции, считают организаторы телефорума.
- Моряки и рыбаки говорят, что хорошо море с берега. Море – это тяжелый и изнуряющий труд, это опасная, но вместе с тем нужная и полезная работа. Сегодня рыбная отрасль испытывает кадровый голод, а данный фестиваль популяризует труд рыбака и моряка. Показывает человека, море и человека в море. Традиционно выпускники наших приморских отраслевых вузов считались одними из самых лучших. Я надеюсь, что те, кто сегодня увидит профессиональных моряков и рыбаков за работой, захотят пополнить их ряды, – выразил надежду президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. – В этом плане мы возрождаем полезную традицию», – подчеркнул он.
Желаю всем приятного просмотра!
«Море – та тема, о которой могут интересно снимать, писать и говорить только те люди, которые понимают, о чем они говорят», – еще на открытии фестиваля отметил Петр Земцов.
И потому мне жаль, что столь богатый в этом плане потенциал Приморского края не был использован. Складывалось ощущение, что приморские журналисты работали вполсилы или представили не самые лучшие работы. Благодатная тема о кругосветке «Паллады» смотрелась казенно и куце. Фильм-открытие телефорума о гордости российского парусного флота – учебном парусном судне Дальрыбвтуза, визитной карточке Приморья – «Паллада. Бегущая по волнам» приморской журналистки Анастасии Базарновой, несмотря на великолепную картинку, явно страдал от затянутых синхронов (прямой речи героев сюжета), штампованных «закадров» (текст, который начитывается за кадром), будто списанных из официальных релизов, и плохо выписанного главного героя. Музыкальный ряд, состоящий по преимуществу из главного саундтрека к «Пиратам Карибского моря» и призванный, вероятно, возродить патриотические чувства в душе зрителя, можно назвать, по меньше мере, банальным. Фильм не сорвал бурных аплодисментов даже несмотря на то, что большую часть зрительской аудитории представляли курсанты Дальрыбвтуза.
Разочарование усилилось после просмотра информационного сюжета, представленного на конкурс журналисткой Яной Романюк (КГУ «ОТВ-Прим»). Интересный информационный повод – открытие музея древностей в Приморье был дополнен неоригинальными и неинформативными подробностями о браконьерском промысле трепанга и гребешка. Обезличенные дополнения возникли в сюжете неожиданно, когда я уже, было, обрадовалась отличному заключительному стенд-апу Яны (сольное выступление журналиста в кадре) о спектре применения морских раковин в древности.
А фильм-закрытие фестиваля ГТРК «Владивосток» «Управление светом» о маяках южного Приморья и вовсе представляет собой пособие о том, как работать не надо. Отличная идея – показать истории маяков через судьбы людей – потерялась в шаблонных ракурсах. Хотелось искренней, живой, яркой, «вкусной» истории, а не фиксации биографий, выполненной не лучшим образом. Коллеги не просто не показали ничего нового, а продемонстрировали явное нежелание делать это.
Выгодно на фоне этих лент смотрелись документальные фильмы и сюжеты сахалинских и хабаровских коллег. Особенно запомнился фильм-наблюдение Александра Назина (ГТРК «Сахалин») «Один рыбацкий день», повествующий о жизни рыбацкого стана. Ранее утро, густой туман поднимается над не по-летнему холодным заливом Анива, рыбаки собираются на промысел… Звучит радиоприемник, из которого доносится «Капитан Африка» Аквариума, создающая иллюзию манящей безмятежности теплых берегов. Кадр меняется – вот уже рыбаки тянут сети, загоняют лосось в прорезь. Здесь нет синхронов. Только живой диалог по-настоящему живых людей. Нет вымышленных сценок и синтетических, придуманных звуков. Природное таинство, стихия, рыбаки и рыбалка как она есть, сопровождаемые плеском волн, криком чаек и хрипом радиоволны. Кадр – и внимание переключается на выпуск новостей, на дороги, город, живущей своей жизнью. В приемнике тем временем «Мамы дочерей» Мумий Тролля: «Иди ты… с миром, к миру, с миром…», сменяется на рассказы Александра Васильева о новых модных тенденциях сезона, а затем вновь плеск волн и… звон монет – рыбаки отгружают свежие уловы на погрузчик. Оригинальный режиссерский взгляд, великолепная операторская работа и небанальный монтаж заслуживают отдельной похвалы. Авторам удалось оттенить обыденность бытия метафоричностью звукового ряда, подчеркнуть бытовую простоту символичностью музыкальных обобщений. Весь сюжет построен на контрастах, что лишь усиливает чувство нераздельности бытия и сознания. Вечность, вписанная в изнуряющий рыбацкий труд, в предметы повседневности, сливается с ними на одной радиоволне жизни… «Я вызываю капитана Африка… Сколько тысяч слов – все впустую,.. я возьму свое там, где я увижу свое…».
Чувство всепоглощающей бесконечности усиливается после просмотра «Рыбацкой вахты» Тамары Савельевой, снятой ТПО киностудия «Дальний Восток» (г.Хабаровск), повествующей о промысле минтая в Охотском море.
Поле ледяного безмолвия Охотоморья вспарывает БМРТ. Капитан уже 20 лет отдал этой белой пустыне, где свои, особенные законы жизни. В кадре – повседневная жизнь рыбаков и обработчиков, механиков и наладчиков, коков и докторов. Выборка трала, обледенелая палуба, поломка и ремонт главного двигателя, жарка котлет. Немного протяжные и унылые, но оттого не менее прекрасные рассветы и закаты сменяет четкая и слаженная работа в цехах и на палубе. За кадром – шум моря и крики чаек, в подмогу – соло на ударных. Все неразрывно слито и друг другом определяется. Ненавязчивая символика сюжета позволила синтезировать бытовые приметы и душевные настроения. Здесь нет романтики, здесь есть работа. «У рыбака судьба одна, у рыбака вся жизнь такая», – вторя моим впечатлениям, подпевает на гитаре матрос.
Рентген с попкорном
При входе в кинозал раздавали попкорн. Очереди, как это бывает на блокбастерах, не выстроилось, но желающих – любителей и ценителей моря – нашлось достаточно, чтобы заполнить четверть зала. Сюжеты и фильмы сменяли друг друга на протяжении всего дня. Удивительно, но к концу столь необычной телеэпопеи зал не был пуст. А это значит, что у документальной тележурналистики есть поклонники, а значит и будущее.
И пусть широкий киноэкран сегодня выступил в качестве рентгена, выявив слабые звенья цепи. Хочется надеяться, что прошедший телефорум станет импульсом в развитии документальной тележурналистики. Тележурналистики о море, о человеке в море.