Журнал «Fishnews»
Под крылом рыбнадзора…

Под крылом рыбнадзора…

2 июля на Иваньковском водохранилище Тверской области прошли первые испытания комплекса беспилотных летательных аппаратов, приобретенных Федеральным агентством по рыболовству для нужд мониторинга и рыбоохраны.

В качестве первого отраслевого подразделения, чья техническая база пополнилась беспилотным летательным аппаратом, ФГУ «Центррыбвод» был выбран не случайно: Иваньковское водохранилище не только обеспечивает питьевой водой российскую столицу. Щука, судак, лещ, сом, жерех, язь, стерлядь и другие обитатели водоема пользуется большой популярностью среди рыболовов-любителей из Москвы, Санкт-Петербурга и прилегающих регионов.

Зимой и летом берега водохранилища усыпаны палаточными городками и машинами отдыхающих. Понятно, что в этих условиях уникальная экосистема водоема испытывает серьезный пресс не только со стороны рыбаков.

Шумно было на берегу водохранилища и в день первого запуска аппарата. Поэтому визит «людей в форме» с последовавшим активным развертыванием импровизированной взлетной базы и настройкой аппаратуры под пристальным прицелом фото- и видеокамер вызвал живой интерес местной детворы и приезжих-загорающих. «Может, в кино попадем?» – «Да не, сейчас шпионить будем!» – слышались восторженные комментарии из толпы зевак, плотным кольцом обступивших тонированный микроавтобус, напичканный аппаратурой.

Направление полета было выбрано, взлет разрешен. Пара минут – и легкое крыло беспилотника с тихим свистом катапульты взметнулось в небо. На мониторе замелькали цифры, координаты и появилась долгожданная картинка. «… Заданная точка достигнута. Режим – круг влево. Высота 170 метров достигнута. Полетное время 3 минуты…», – отчитался электронный голос модуля.

В состав комплекса входят два беспилотных летательных аппарата и наземная станция управления с блоком антенн на штативе. При размахе крыльев менее метра корпус воздушного разведчика «прошит» современной видео- и фотоаппаратурой. Изображение, отснятое двумя видеокамерами, и фотосъемка, произведенная с максимальной скоростью 1 кадр в 4 секунды, в режиме он-лайн поступают на монитор наземной станции управления. Кроме того, в темное время суток можно воспользоваться тепловизором и проследить за проплывающим судном или лодкой: на черной водной глади их выдает четко видимый след.

«Такие летательные аппараты позволяют операторам, находящимся на одном месте, провести осмотр прилежащих территорий в радиусе 15 км при продолжительности полета около 90 минут, – комментирует особенности испытываемого аппарата «пилот» – Дмитрий Шаров, представляющий фирму-разработчика. – Причем с одной наземной мобильной станции можно управлять работой сразу четырех таких летательных аппаратов.

Беспилотник прекрасно приспособлен для российского климата: он может работать при температуре воздуха от –30 до +50 градусов при скорости ветра до 15 м/с. Единственное, что способно помешать полету, – это гроза. Теоретически «незваным гостем» могут заинтересоваться и крупные птицы, но в нашей практике конфликтов с обитателями воздушного пространства не возникало», – успокоил зрителей испытатель.

На экране показалась первая цель – причаленная к берегу весельная лодочка. Этот объект наблюдения явно не вызывал подозрения. Воздушного разведчика было решено развернуть в сторону ГРЭС. С помощью обыкновенного игрового джойстика-«штурвала» Дмитрий Шаров ловко вывел беспилотник на новый круг. «Вот это да, даже голова закружилась…» – выдохнул один из восторженных зрителей.

- Наша основная задача – подсчет количества рыбаков для определения масштаба воздействия рыболовства на водные биоресурсы водохранилища, а также проведение экологического и прочих видов мониторинга, – пояснил руководитель ФГУ «Центррыбвод» Сергей Воробьев. – По всему побережью необходимо отслеживать строительные, дноуглубительные работы, которые зачастую осуществляются здесь без какого-либо разрешения; выявлять массовые размещения автотранспорта в прибрежных зонах, очаги загрязнения, гибели рыбы и т.д.

Для систематизации этой работы и увеличения масштабов нашей деятельности к делу были привлечены современные технологии. Использование беспилотного комплекса позволяет повысить точность нашей работы при максимальной экономии сил и средств подразделения, – уверен он.

«…Полетное время 15 минут», – невозмутимо отчеканил компьютерный голос. А на мониторе уже замаячила новая цель – идем на снижение. «А сверху он выглядит совсем иначе…» – отметил кто-то. На широкой белой палубе парома, следовавшего по привычному маршруту, отчетливо виднелся автомобиль. «Так тут и модель разглядеть можно! – обрадовался один из инспекторов. – А что уж говорить о катере – мы ж тут всех «в лицо» знаем. Вот это обзор!»

Бесшумный, практически неразличимый на высоте птичьего полета модуль способен вести наблюдение в любых погодных условиях, в любое время суток и года. А это – важный психологический фактор воздействия беспилотника, уверен представитель Управления контроля, надзора, рыбоохраны и воспроизводства Росрыболовства Александр Качалов. Тем более что устройств, которые могли бы подавить действие радиосигнала, управляющего летательным аппаратом, в свободном доступе нет. Надежность этого гарантируется самой сферой его применения – в МВД, ФСБ, пограничных войсках. Да и с ружьем против воздушных сил рыбнадзора выходить смысла нет: высота полета и маневренность аппарата делают его неуязвимым для «охотников».

«Помня об этом, любой браконьер или нарушитель экологического законодательства обязательно задумается, удастся ли ему на этот раз безнаказанно уйти от ответственности. И это, на мой взгляд, одна из важнейших функций данного аппарата», – отметил Александр Качалов.

Кроме того, применение беспилотника – большая помощь рыбоохране, ведь в процессе работы с ним могут быть выявлены нарушения рыбоохранного законодательства: на полученных фотографиях хорошо различимы модель и цвет машины, лодки, количество людей в них. Это позволяет определить, кто заснят: рыболов-любитель или профессиональный браконьер на мощной моторной лодке.

Пролетаем над городским пляжем Конаково: группы отдыхающих, загорающие… Курортный пейзаж сменяется разноцветными крышами построек. Пора вернуться к воде. Картинку видеосъемки перечеркнул белый след – здесь только что проскочила моторная лодка. «Явно направляется к лодочной станции – тут не ошибешься, проследить легко», – слышен комментарий из толпы наблюдателей. Ну, что, пора на базу?

«Мы не ошиблись в функциональности этого аппарата, – подводит итог показательных испытаний Александр Качалов. – Пускай сегодня это ощутимые финансовые вложения, но, уверен, есть и прекрасные перспективы для самоокупаемости. Поэтому, отработав практику полетов данных беспилотников, можно будет в дальнейшем совершенствовать по мере необходимости его навесное оборудование. Но с тем, что такой аппарат действительно незаменим в нашей работе, поспорить невозможно».

Уже через пару дней после испытательного полета сотрудники Центррыбвода приступили к освоению на практике новой техники под чутким руководством разработчиков – ижевской компании «Беспилотные системы». За первые месяцы полетов специалистам Росрыболовства предстоит оценить роль беспилотника в сферах рыбоохраны и мониторинга: какие задачи он способен отработать с максимальной отдачей, а для каких – необходимо дополнить технические характеристики. Тем более что подобным аппаратам впервые придется соприкоснуться с водной стихией так тесно. Ведь в планах Агентства – поставить «на крыло» рыбводы всех регионов страны.

Наталья ПЕТРОВА, Наталья СЫЧЕВА

  • Под крылом рыбнадзора…
  • Под крылом рыбнадзора…
  • Сергей ВОРОБЬЕВ, руководитель ФГУ «Центррыбвод»
  • Беспилотником управляет Дмитрий ШАРОВ
  • Под крылом рыбнадзора…
  • Под крылом рыбнадзора…
  • Под крылом рыбнадзора…