Газета «Рыбак Камчатки»

Сколько же будут мытарить ярусоловы?

Утром 26 октября над Авачинской бухтой прокатились судовые гудки. На флоте они используются в основном для манёвроуказания, привлечения внимания и как сигнал бедствия. В этот день рыбаки 12 камчатских ярусоловов использовали их, чтобы привлечь внимание к непростой ситуации, в которой они оказались.

Члены экипажей ярусоловов и их семьи собрались на митинг, чтобы заявить о своих требованиях российскому правительству и депутатам — решить наконец все финансовые и законодательные проблемы и выпустить суда на промысел.

Ситуация абсурдная: как может простаивать рыбацкий флот, когда имеются ресурсы и есть кому их осваивать? Причём, говорил на митинге опытный капитан СЯМ «Аланетт» Г.П. Головатюк, такого современного флота в мире просто нет. И не только потому, что суда могут работать в довольно жёстких штормовых условиях, которыми славятся прикамчатские моря. Они также известны отличным качеством выпускаемой рыбопродукции, подтверждённым медалями международных выставок и технологами из Норвегии и Японии, работавшими на ярусоловах.

Но «благодаря» поправке в части 4 статьи 16 Федерального закона № 166-ФЗ от 6 декабря 2007 года, с 1 января 2009 года запрещающей осуществлять рыболовство с судов, принадлежащих иностранным лицам, промысел судов-ярусоловов был остановлен приказом Росрыболовства. В результате флот 10-й месяц стоит «на приколе». Надежды на промысел в январе-октябре 2009 года не оправдались, и компания понесла убытки порядка 600 млн. рублей по товарной продукции. Не менее 95 млн. рублей потеряли бюджеты всех уровней, а рыбаки недополучили зарплату в размере 90 млн. рублей (из расчётов прежних лет).

Препятствий тому, чтобы люди могли выйти в море, заработать деньги, принести доходы в бюджет и освоить выделенные квоты, практически нет, рассказал председатель регионального отраслевого объединения работодателей «Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки» С.В. Тимошенко. «Лопнула» идея создания госкорпорации (куда должны были войти 12 камчатских ярусоловов), совершенно не требуется бюджетных средств для отправки готовых к промыслу судов и профессиональных экипажей в рейс. Председатель российского правительства дважды давал конкретные поручения по решению этого вопроса. Но реализация проекта пакетного соглашения с фрахтователями и собственниками рыбопромысловых судов, построенных под гарантию правительства РФ, урегулирование вопросов погашения задолженности по кредитным договорам сдерживаются несогласованностью позиций со стороны министерства финансов и Внешэкономбанка – теми, кто в первую очередь должен быть заинтересован в скорейшем решении вопроса.

Остаётся только один путь – изменение законодательства. Все выступавшие на митинге обещали помочь рыбакам «долбить в одну точку», чтобы пробить «брешь» в стене, которая возникла между рыбаками и морем. Тем более, что благодаря действиям камчатского депутата в Госдуме И.А. Яровой депутаты этого законодательного органа прониклись необходимостью решить эту проблему. Не остались в стороне Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки, ВАРПЭ, российский профсоюз рыбаков, губернатор Камчатского края А.А. Кузьмицкий, который обратился к председателю правительства с просьбой ускорить реализацию его поручений. Ведь это неправильно, говорил на митинге краевой министр рыбного хозяйства В.М. Галицын, что 12 судов стоят без дела, рыбаки не получают зарплаты, квоты не осваиваются (что тянет наш край назад – ведь от общего освоения квот всеми предприятиями зависят объёмы вылова в следующем году). «Круглый стол», проходивший в Госдуме и посвящённый этому вопросу, принял решение об изменении нормы законодательства с целью разрешения выхода на промысел всем бербоут-чартерным судам (не только Камчатки и Сахалина), которые будут находиться в ведении той или иной иностранной компании, но работают под российским флагом с правом выкупа российской рыбопромышленной компанией. Камчатку в этом вопросе поддержали рыбаки Северного и Западного бассейнов и даже представители прикаспийских регионов. Ведь всем нужно обновлять стареющий рыбацкий флот. Но сейчас в России нет судостроительных предприятий, способных строить суда, подобные камчатским ярусоловам. Поэтому всё равно придётся для развития флота использовать иностранные проекты и задействовать зарубежные верфи.

Поддержали камчатскую акцию и сахалинские рыбаки, у которых под запрет попали 27 рыбопромысловых судов. Причём ситуация там гораздо сложнее, чем на Камчатке: если наши ярусоловы готовы выйти в море, как только будет дано разрешение, то большая часть сахалинских судов уже непригодна для ведения промысла.

Совместными усилиями удалось уже многое сделать. К примеру, совет Госдумы внёс в план работы этого года проект поправок в закон «О рыболовстве…».

Но расслабляться ещё рано – государственная и законодательная машины «раскачиваются» медленно и со скрипом. Видимо, придётся смириться с тем, что нынешний год потерян и для Камчатки, и для предприятия, и для рыбаков. Предстоит большая работа над тем, чтобы необходимые законодательные поправки были приняты до начала 2010 года, чтобы в январе флот вышел на промысел. Причём нужно добиваться, чтобы суда осваивали квоты не только за пределами исключительной экономзоны России, но также и в прибрежке, и в экономзоне, и во всех водах, подпадающих под юрисдикцию России.

Максим ТРУШ.