Газета «Рыбак Приморья»
Правительство планирует заполнить верфи «Объединенной судостроительной корпорации», разрешив строить флот с квотами.

Новый передел

Правительство планирует заполнить верфи «Объединенной судостроительной корпорации», разрешив строить флот с квотами.

Дальневосточные рыбаки намерены не допустить принятия поправок в закон рыболовстве, направленных на реализацию правительственной инициативы о введении так называемых «квот под киль» для стимулирования заказов на судостроение в Объединенной судостроительной корпорации. Они рекомендуют Росрыболовству направить в правительство заключение о нецелесообразности внесения изменений в федеральный закон и настаивают на публичном обсуждении перечня предлагаемых ОСК проектов и техзаданий рыбопромысловых судов.

В июле этого года председатель правительства Владимир Путин поручил Росрыболовству подготовить проект документа, который предусматривает приоритетное распределение квот на вылов рыбы в пользу судовладельцев разместивших заказы на постройку судов на российских верфях (в том числе на мощностях ОАО «ОСК»). Квоты на вылов морепродуктов должны предоставляться бесплатно в объеме технических возможностей судов. При этом правительство намерено обеспечить условия для кредитования постройки судов только в случае их строительства на мощностях ОСК.

В начале ноября соответствующие поправки в ФЗ «О рыболовстве» и проекты двух постановлений правительства были переданы на рассмотрение. Согласно им в России может появиться «рыболовство в целях обеспечения нужд рыбохозяйственного комплекса для судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях после 1 января 2010 г.» и новый вид квот – «квота добычи вылова в целях обеспечения нужд рыбохозяйственного комплекса для судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях», так называемые, «квоты под киль». По замыслу чиновников, это подтолкнет промысловиков к обновлению флота, а также будет способствовать расширению круга пользователей водными биоресурсами. Существующий закон «О рыболовстве» и лежащий в его основе исторический принцип наделения долями квот на вылов фактически ограничивает возможности предпринимателей, желающих заняться рыбным бизнесом. С другой стороны, таким образом планируется обеспечить загрузку мощностей 100% государственной судостроительной госкорпорации, куда рыбаки пока не спешат.

«Предложенные проекты документов предусматривают ревизию основополагающих статей закона о рыболовстве. Принципы, на которых построена работа российской рыболовной отрасли могут быть изменены коренным образом», – говорит член правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.

Как считает руководитель управления рыбного хозяйства Приморского края Александр Васьков, рыбакам следует ждать новых потрясений. «Год назад мы добились того, чтобы квоты были закреплены за пользователями на 10 лет. Действующая схема распределения общего допустимого улова такова (если говорить о «большой рыбалке»): часть уходит на обеспечение квот по межправительственным соглашениям, другая – на научно-исследовательские работы, основной объем – на промышленное рыболовство. Вопрос – откуда будут изыматься объемы для обеспечения нового вида рыболовства – остается открытым».

При рассмотрении вопроса о закреплении долей квот добычи ВБР в 2008 году, и заключении соответствующих договоров, все предприятия рыбохозяйственного комплекса прошли строгий отбор. В том числе по вопросам соблюдения законодательства в области охраны и воспроизведения водных биоресурсов, налогового законодательства, наличию у компаний собственных либо арендованных судов и т.д.

С выделением отдельного вида квот под строящийся на верфях Российской Федерации флот фактически будет предоставлен доступ к ведению рыболовства компаниям, имеющим достаточный финансовый ресурс на его строительство, без учета их опыта работы в столь сложной сфере хозяйственной деятельности как рыболовство. Не говоря уже о том, что вопросы обеспечения безопасности мореплавания и соблюдения законодательства о сохранении и воспроизводстве водных биоресурсов при таких обстоятельствах отойдут на второй план.

Участники рынка опасаются, что в конечном итоге основными квотодержателями окажутся не предприятия, прошедшие жесткий отбор при перераспределении долей в 2008 году, а новые организации, возможно никогда не занимавшиеся промышленным, либо прибрежным рыболовством.

*Справка «РП».

Общий допустимый улов водных биоресурсов для рыбохозяйственных бассейнов и районов промысла во внутренних водах РФ на 2010 г. уже утвержден приказом ФАР от 30 сентября 2009 г. N 874. В будущем году в целом по всем районам Дальневосточного бассейна ОДУ увеличен. Наиболее значительно он вырос в Охотском море – на 100,4 тыс. тонн (969,8 тыс. тонн против 869,4 тыс. тонн в 2009 г.). На данный момент в Дальневосточном бассейне ОДУ освоено на 80%. Общий вылов составляет 2 млн. 92,4 тыс. тонн, что больше уровня прошлого года на 193,7 тыс. тонн. В 2008 году вылов водных биоресурсов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями дальневосточного рыбохозяйственного бассейна составил 2182,6 тыс. т (или 64% от ОДУ). Объем рыбодобычи в дальневосточном бассейне составляет 70% от общероссийского улова.*

В случае внесения изменений в ФЗ «О рыболовстве…» в части ввода нового вида квот «под киль», ежегодное перераспределение процентного соотношения промышленных, прибрежных и квот «под киль», в составе ОДУ, будет смещаться в пользу последних, что в конечном итоге может привести к выхолащиванию самого понятия промышленных и прибрежных квот и как следствие к искусственному ограничению предпринимательской деятельности целого ряда рыбохозяйственных организаций.

Сомневаются рыбаки и в экономической целесообразности новой чиновничьей инициативы. Построить судно сегодня стоит не менее 40-60 млн. евро. Предположим, организация возьмет кредит на максимально долгий возможный срок – 10 лет под минимальный (со всеми субсидиями) процент – 10%. Прибыль одного судна типа БАТМ, работающего на минтае, в год не превышает 3 – 4 млн. долларов. Учитывая российские реалии, судно приступит к работе не раньше, чем через пять лет. В этот момент, еще не приступив к промыслу, предприятие уже должно отдать кредитору около 20 млн. евро (все будет зависеть от условий кредитования). Тем же, кто уже ведет промысловую деятельность, такое предложение тоже невыгодно – проще купить подержанное судно за рубежом. Там оно стоит порядка 15 – 20 млн. евро, – подсчитывают экономику участники рынка.

По мнению президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгия Мартынова, даже если размер долей закрепленных за компаниями на 10 лет меняться не будет, объем ежегодно выделяемых предприятиям квот постепенно будет уменьшаться. Это неизбежно повлечет за собой негативные последствия для тех компаний, у которых вопрос обновления флота не стоит на сегодняшний день остро.

«Учитывая ограниченные возможности строительства крупнотоннажного рыбопромыслового флота в России, фактически станет вопрос о завуалированном перераспределении квот между предприятиями», – говорит Георгий Мартынов. При этом следует иметь в виду, что, как правило, строительство нового флота напрямую связано с выводом из эксплуатации судов выработавших свои ресурсы.

Рыбопромышленники уверены: наделение новых судов специальным видом квот без изменений в ранее заключенные с рыбохозяйственными организациями договоры (если говорить об уже существующих организациях ведущих промышленное или прибрежное рыболовство), приведет к фактическому перераспределению квот между предприятиями.

Ксения ПИСАРЕВА