Жизнь без будущегоОколо 2% населения России регулярно употребляют наркотики, из них 140 тысяч — дети и подростки, у которых уже есть наркологические расстройства. На границах с Россией и в её регионах изымается до 30 тонн наркотиков в год. За последние годы в этой массе становится всё больше тяжёлых. |
Родственные связи
Недавно местная наркополиция изъяла у жителя Петропавловска крупную по камчатским меркам партию героина весом 235 граммов. Он уже был расфасован и готов к продаже.
Среди организаторов «чёрного бизнеса» был 26-летний житель Петропавловска. Бывший военный контрактник, когда-то служивший в одном из подразделений спецслужбы, решил подзаработать на распространении «дури». Товар приходил из одного российского региона (сейчас по этому делу там работают сотрудники камчатской наркополиции).
На Камчатке бывший военный создал хитрую систему сбыта, втянув в неё несколько человек, в том числе и подростка. Распространители и покупатели лично никогда не встречались. В городе были засекреченные места, куда наркоманы приносили деньги и уходили. Через некоторое время появлялся мальчишка на мопеде, который забирал сумму и оставлял наркотик. Покупателей было хоть и немного, но героин они приобретали регулярно. Уже при досмотре расфасованных доз полицейские выяснили, что вместо обещанного грамма покупатели получали в лучшем случае 0,8 грамма отравы. К слову, на Камчатке 1 грамм героина стоит 6 000 руб. Нетрудно посчитать, сколько могли выручить дельцы за изъятую партию.
Сейчас вся банда арестована. Ещё известно, что некоторые её члены – родственники. Сами они наркотики не употребляли, а на вопрос, зачем занимались наркоторговлей, отвечали стандартно: мол, жизнь очень дорогая и иначе на неё заработать не получается.
Следствие по делу продолжается, по закону героинщикам грозит от 8 до 20 лет лишения свободы.
«Герой на героине»
Камчатка начинает испытывать героиновый пресс. Пока он не такой серьёзный, как в других российских регионах, через которые проходят наркотрафики. Тем не менее, в 2009 году в крае из незаконного оборота было изъято 350 г опиумного наркотика, тогда как в прошлом – только 142 г.
По словам начальника группы межведомственного взаимодействия в сфере профилактики УФСКН России по Камчатскому краю Сергея Цыся, ухудшение наркотической ситуации связано с притоком мигрантов. В 2009-м на миграционный учёт поставлено 14 тысяч человек, в том числе выходцев из республик Средней Азии – Таджикистана и Узбекистана. Специалисты говорят, что в последнее время стало сокращаться число посредников, участвующих в перевозке и распространении наркотиков, а значит, улучшилось их качество. В этом чувствуется особое внимание наркодиллеров к Камчатке. Сегодня она – «незаезженный» наркотиками регион, и по меркам преступников, у её наркорынка большие потенциальные возможности.
Отправить опасный груз к нам можно либо по морю, либо по воздуху. Наркодельцы используют оба пути с одинаковой интенсивностью. Единственная разница в том, что морем в регион приходят наиболее крупные партии наркосодержащих веществ.
– Очевидно, что наркодиллеры будут постоянно искать новых путей распространения героина в регионе. Сейчас ими проводится своеобразный «мониторинг» камчатского наркорынка – поставщики забрасывают сюда пока небольшие героиновые партии, – утверждает начальник управления федеральной службы наркоконтроля России по Камчатскому краю Александр Безкоровайный.
С другой стороны, на полуострове зафиксирована самая высокая стоимость грамма героина в России — это, по мнению специалистов, является показателем эффективной работы силовых органов. Только в 2009 году на Камчатке к ответственности было привлечено 130 человек, которые занимались незаконным оборотом наркотиков, а также перекрыто несколько каналов поставки наркосодержащих веществ на полуостров. Видимо, поэтому камчатские наркодиллеры стали переходить на местный «продукт» — занялись «огородничеством».
Летом в Термальном, Мильково и Эссо наркополиции часто приходилось ликвидировать посадки конопли. По сравнению с предыдущими годами, «урожай» был рекордным: вес партии травы с одного участка мог доходить до 4 кг. По словам экспертов, 50 % изъятых на территории края летом и осенью наркотических средств были приготовлены из камчатского сырья.
На учёте — единицы…
Средняя продолжительность жизни наркоманов невелика. Среди них мало кто живёт после 30 лет.
Смерть для наркомана — стандартный финал.
Сегодня средний «прирост» числа наркоманов в России — 2-3 %. И хотя в 90-х годах он составлял 20-30 %, прогресса в этом разрыве нет.
— В начале 90-х число наркоманов измерялось сотнями, сейчас это тысячи. С 1993 года число россиян, употребляющих наркотики, выросло в 20 раз, — говорит Сергей Цысь.
И это только официальные данные о тех, кто стоит на постоянном учёте в наркологических учреждениях.
В краевом накродиспансере в 2009 году было зарегистрировано 30 человек, которые стабильно «сидят» на наркотиках. Некоторые из них свой наркопуть начали ещё в учебном заведении.
По словам Александра Безкоровайного, в последние годы ситуация распространения наркотиков среди учащихся школ, средних и высших учебных заведений изменилась в лучшую сторону. Раньше оперативники действительно задерживали организованные группы, которые распространяли марихуану, «химку». Сейчас проводится активная профилактическая работа: в учебных заведениях работают кинологи с собаками, натасканными на наркотики, проводятся учения, открытые уроки, беседы с учащимися и их родителями.
Среди наркоманов, стоящих на учёте в краевом диспансере, нет подростков.
Но в то же время сюда за консультацией часто обращаются родители, подозревающие, что их дети начали употреблять «дурь». Внимательный взрослый всегда замечает, что с его ребёнком что-то не так: резкие перепады настроения, кардинальное изменение характера, когда общительные дети становятся внезапно замкнутыми, приступы нездорового аппетита, «стеклянный» взгляд, заторможенность, от курильщиков травы распространяется специфический запах. В диспансер за год на консультации приходит до сотни человек.
В то же время, немало тех, кто боится обращаться за помощью в наркодиспансер.
— Люди не понимают разницы между обыкновенным учётом, на который ставят уже заядлых наркоманов, и профучётом для пробующих. Во втором случае мы начинаем работать с подростком, контролируем, не было ли повторных случаев приёма наркотиков. Если всё в порядке, то через год человека снимают с учёта, и он живёт обычной жизнью. Проблему наркомании нужно решать. Если об этом нечасто говорят с экранов ТВ и в обществе, это не значит, что беда исчезла, — считает главный врач краевого наркологического диспансера Виктор Сахненко.
Как он говорит, человек, пробующий наркотик, не обязательно впоследствии станет наркоманом, но в то же время нет гарантии, что этого не произойдёт. Именно поэтому большую роль играет антинаркотическая профилактика: работа различных специалистов с детьми, подростками и их родителями.
Сегодня этому уделяется много сил и времени, но в то же время, по словам самих участников пропаганды против наркотиков, в государстве до сих пор нет единой профилактической системы, поэтому нередко приходится работать на чистом энтузиазме.
В этом смысле может помочь государственная стратегия, о создании которой недавно заявил президент Дмитрий Медведев. Сейчас всех неравнодушных призывают поучаствовать в её разработке. Свои предложения каждый может направить по адресам strategy@fskn.gov.ru и ufskn41@kamchatka.gov.ru.
Пока остаётся надеяться, что принятая в документе система мер будет действовать. Правда, мгновенного результата ждать не нужно — во Франции, которая стала реализовывать подобную программу в начале 90-х, небольшие изменения в лучшую сторону начались десятилетие спустя.