Журнал «Fishnews»
Максим САНЬКО, начальник ФГУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи»

Максим САНЬКО: «Перед ЦСМС стоит глобальная задача - собрать в ОСМ данные по всем видам рыболовства»

От достоверности и полноты данных зависит качество проектирования работы отрасли, обеспечения ее текущей деятельности, - одним словом, очень многое, в том числе эффективность принимаемых управленческих решений. Сбором и обработкой информации о производственной деятельности и местонахождении судов, о состоянии запасов водных биоресурсов и их освоению занимаются специалисты отраслевой системы мониторинга. На вопросы журнала «Fishnews – Новости рыболовства» отвечает начальник ФГУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» Максим Санько.

- Максим Владимирович, какие задачи стоят перед ЦСМС в настоящее время?

- Если мы говорим о задачах, стоящих перед центром мониторинга, – то они постоянно расширяются. Первоначально, когда Центр создавался, ему было поручено собирать сведения о производственной деятельности судов, осуществляющих рыболовство в море. Новации, которые произошли в отрасли за последние два года, потребовали получения оперативной информации по всем видам рыболовства. Особенно наглядно эта проблема встала при проведении лососевой путины на Дальнем Востоке. В этом году был рекордный вылов, и проблемы, которые возникли в процессе добычи и доставки на берег лосося, тоже стали рекордными. Все это поставило перед отраслевой системой мониторинга (ОСМ) задачи по созданию и реализации автоматизированного механизма сбора информации по прибрежному рыболовству, в первую очередь – по дальневосточному лососю.

- Автоматизация сбора информации по прибрежному рыболовству… сегодня такая работа кажется трудновыполнимой!

- Задачи эти не решаются теми же самыми методами, которыми решаются вопросы по наблюдению за деятельностью судов в открытом море. Это связано и с особенностями распределения долей и квот на вылов, со сбором информации, особенностями самого лова – прибрежное рыболовство в подавляющем большинстве случаев осуществляется ставными неводами, а не промысловыми судами. Соответственно мы не получаем никаких данных от технических средств контроля, как на судах, суточные донесения не передаются. А оперативная отчетность хозяйственных субъектов, осуществляющих прибрежное рыболовство, поступает только раз в 15 дней, что является слишком длинным периодом для оперативного и эффективного управления путиной.

- Что-нибудь уже сделано в этом направлении?

- ЦСМС подготовил план мероприятий, который был утвержден руководителем Росрыболовства. До конца этого года планируется завершить выполнение 1-го этапа – разработать и провести опытную эксплуатацию нового программного обеспечения, позволяющего собирать необходимую для контроля путины информацию и распространять ее внутри агентства для принятия управленческих решений. Мы пытаемся объединить в одну систему данные по разрешениям, выданным территориальными управлениями Росрыболовства, и данные по освоению квот. К концу года также будут готовы предложения по внесению изменений в Правила рыболовства. Дело в том, что любой процесс автоматизации сбора информации связан не столько с внедрением информационных технологий, сколько, в первую очередь, с решением организационных и правовых задач. Написать компьютерную программу бывает значительно проще, чем регламентировать сами процессы сбора информации. Поэтому предстоит провести большую организационную работу, чтобы повысить достоверность и качество данных на уровне их первичного сбора.

- Эти работы касаются только лососевой путины или всего прибрежного рыболовства?

- План мероприятий составлен, в первую очередь, для решения задач по управлению путиной дальневосточного лосося. Но методы и принципы, которые будут выработаны в рамках реализации этих мероприятий, применимы и к прибрежному рыболовству в целом.

Кроме того, перед ЦСМС стоит и более глобальная задача – собрать в ОСМ данные по всем видам рыболовства: кроме уже озвученного прибрежного рыболовства, это рыболовство во внутренних водоемах, спортивно-любительское, рыболовство в научно-исследовательских и учебных целях, а также особый случай – рыболовство коренных и малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока. В частности, уже решается вопрос о переводе в нашу систему данных по внутренним водоемам, подготовке соответствующей отчетности. Разрабатываются предложения по внесению изменений в Правила рыболовства, разрабатывается план организационно-технических мероприятий. Даже просто по охвату этого сектора можно понять, что нам предстоит много дел. Но это не трудности – это задачи, которые надо решать.

- В последнее время у ЦСМС появилось много новых функций…

- Кроме сбора информации и отчетности по различным видам рыболовства на ЦСМС было возложено несколько новых функций, которые качественно отличаются от нынешних. Центр мониторинга со следующего года будет заниматься подготовкой статистической отчетности, на нас возложена функция по расчету ОДУ по направлениям и квот. ЦСМС назначен оператором государственного рыбохозяйственного реестра. Все это требует большой работы, создания нового программного обеспечения, построения новых моделей взаимодействия с Росрыболовством и федеральными органами исполнительной власти.

- ЦСМС – это, в первую очередь, государственный инструмент контроля промысла или информационная поддержка рыбакам, в том числе касающаяся безопасности мореплавания?

- Возможности и потенциал ОСМ таковы, что она может предоставлять данные не только для решения государственных управленческих задач, но и давать определенную информацию, полезную для рыбака. Например, уже сейчас компании подписываются на данные о хозяйственной деятельности своих собственных судов, которые находятся на промысле в море. С учетом перспектив развития и модернизации ОСМ спектр услуг может быть более широким. Об этом свидетельствует и мировой опыт: есть страны, где рыбаку в море уже сегодня предлагают различные сервисы – от общения с родными до телемедицины.

Что касается обеспечения безопасности мореплавания, то сейчас мы активно занимаемся и вопросами включения в состав ЦСМС объектов ГМССБ. С 1 января следующего года нам передают объект ГМССБ в Калининграде, в последующем по такой же схеме в структуру нашего Центра будут включены объекты, находящиеся на Дальнем Востоке.

- Что Вы можете сказать о координации работы ЦСМС с отраслевыми научными организациями? Что необходимо для повышения качества прогнозов?

- У нас есть соглашения по информационному взаимодействию с отраслевыми институтами. Мы предоставляем им оперативные сведения из ОСМ. Но этих данных мало – ведь для научных целей важны не только объемы вылова, но и время, продолжительность и глубина траления, причем интересны даже «безрезультатные» с точки зрения улова попытки… Понятно, что в судовые промысловые журналы обычно заносятся только операции, при которых что-то поймали. Если ничего – то данные об этом фиксируются в технологическом журнале, но в ССД не вносятся.

Ученые не раз высказывались, что им также нужны сведения о состоянии океана – температура, соленость воды, другие параметры. Но для этого необходимо установить на судах соответствующее оборудование, что требует и финансовых затрат, и заинтересованности самих судовладельцев.

Эти проблемы находятся вне нашей зоны ответственности и возможностей. Но если все вопросы будут решены, с моей точки зрения, новые сведения значительно повысят полноту и достоверность научных прогнозов.

В то же время, по возможности, ЦСМС в своей работе старается учитывать интересы отраслевой науки. Например, в рамках соглашения между Росрыболовством и Роскосмосом мы выступаем координатором работ по разработке требований к российским спутниковым системам в интересах отрасли. Предполагается, что с помощью отечественных космических технологий возможно будет получать, в том числе, результаты оптического, радиолокационного, радиотеплового и микроволнового дистанционного зондирования поверхности океана.

- Какие тенденции в российском и мировом рыболовстве на основе собираемой ЦСМС информации отмечают Ваши аналитики? Каким образом, по Вашему мнению, они будут влиять на развитие российского рыбохозяйственного комплекса?

- Уточню, что мы оперируем данными, которые получаем в основном от российских судов. Но наши сотрудники активно привлекаются к работе в международных организациях и комиссиях, что позволяет знакомиться с опытом других стран в области мониторинга, электронно-промысловой отчетности.

Что касается тенденций, то сейчас наблюдается активное сотрудничество между «рыбными» странами, в первую очередь по координации работ в части усиления противодействия ННН-промыслу. Одним из результатов этого сотрудничества является сокращение интервалов между позиционированием судов в районах регулируемого промысла. Кроме того, все больше используются аналитические механизмы контроля деятельности рыбопромысловых судов.

Эти усилия, применительно к российской рыбной отрасли, способствуют снижению объемов незаконного промысла в Российской экономической зоне. Повышение прозрачности в этом секторе отечественной экономики позволит государству не только получить дополнительные доходы в виде прямых налогов – т.к. борьба с ННН-промыслом является одним из факторов, направляющих рыбу на российский берег. А это, в свою очередь, в совокупности с усилиями Росрыболовства по выстраиванию сбалансированной цепочки вылов-транспортировка-переработка-реализация позволит развивать новые производства, создавать новые рабочие места, предлагать российскому потребителю высококачественную продукцию конечного спроса. Известно же, что наибольшая норма прибыли обычно образуется на стадии конечной переработки. И важно, чтобы вся эта норма прибыли оставалась в России, а не уходила за границу.

Юлия КОЛОДНИЦКАЯ