Новости отраслиДали ещё год |
Премьер-министр РФ Владимир Путин распорядился перенести с 2009 на 2010 год неиспользованные средства, выделенные на субсидирование процентных ставок при покупке отечественных судов.
В 2010 году из федерального бюджета затрачено около 130 млн. руб. для субсидирования процентных ставок по кредитам на строительство и модернизацию флота.
По данным Росрыболовства, в настоящее время рыбопромысловый флот РФ состоит из 2 835 судов, из них 80 % эксплуатируется с превышением нормативных сроков. В соответствии с прогнозом списания судов, в составе рыбопромыслового флота к 2020 году останется 1 899 судов, которые смогут обеспечить вылов 4,4 млн. тонн водных биоресурсов в год.
С просьбой продлить программу субсидирования процентных ставок по кредитам на строительство и модернизацию судов и на субсидирование лизинговых платежей выступил глава Росрыболовства Андрей Крайний.
Всех в одну зону
Новые правила, согласно которым идущие за рубеж уловы обязательно доставляются для таможенного оформления на российский берег, позволили в семь раз увеличить поступления в федеральный бюджет в 2009 году.
– Много было разговоров о том, что береговая инфраструктура не готова принимать такое количество рыбы, но практика показала безосновательность опасений. Возникали сложности с таможенным оформлением, но все они были урегулированы, — рассказал президент Ассоциации рыбопромышленников Приморья Георгий Мартынов.
Также, по его словам, ещё одним главным итогом 2009 года стало долгосрочное распределение промысловых квот.
– В этом году рыбаки вышли на промысел, уверенные в своём будущем. Объём квоты зависит от оптимально допустимого улова (ОДУ), определяемого учёными. Надо заметить, что ОДУ по минтаю, как и по некоторым другим объектам промысла, увеличивается.
В 2010 году рыбаки будут добиваться введения единого промыслового пространства без деления на региональные промысловые зоны.
Шельф обезопасили?
Председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова, комментируя итоги голосования, сообщила, что законодательством определены требования по запуску государственной программы разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов.
– Введение внятных и публичных условий работы на шельфе гарантирует привлечение необходимых инвестиций, – пояснила она, обратив также внимание на один из важнейших аспектов закона – его связь с одной из самых востребованных задач – модернизацией и развитием инновационной экономики.
Статьи Законов «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» приведены в соответствие с законодательством о недрах и о градостроительной деятельности, с Водным кодексом, федеральными законами «Об охране окружающей среды», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», с Законом «О недрах» и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
В новых редакциях этих законов конкретизированы объекты экологической экспертизы. Повышаются экологические требования к осуществляемой деятельности. Теперь запрещается выдавать лицензии, если геологическое изучение, разведку и добычу минеральных ресурсов планируется осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий континентального шельфа.
Укрепили рубежи
Морские границы РФ на Дальнем Востоке начнёт патрулировать корабль ледового класса нового поколения.
В ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» уже состоялась церемония, посвящённая спуску на воду этого сторожевика проекта 22120. Заказчик – погранслужба ФСБ РФ, которая планирует использовать корабль для охраны биоресурсов, контроля экономической зоны государства, борьбы с контрабандой и наркотрафиком.
Как сообщил генеральный директор верфи Леонид Грабовец, судно имеет длину 71 метр, дальность плавания – 6 000 миль, наибольшая скорость – 24 узла, численность экипажа – 9 человек.
В настоящее время на «Алмазе» продолжается строительство двух малых артиллерийских кораблей проекта 21630 «Буян» для ВМФ РФ, трёх кораблей проекта 10412 «Светляк» для иностранного заказчика, одного корабля проекта 10410 для ПС ФСБ РФ. В 2009 году СФ «Алмаз» передала ПС ФСБ РФ головной корабль территориального моря проекта 22460 «Рубин» и четыре катера специального назначения проекта 12200 «Соболь», два катера проекта 12200 «Соболь» переданы инозаказчику.
Контракт на контракте
Во Владивостоке крупные компании договорились о сооружении современных судов.
Контракт на строительство первой плавучей полупогружной буровой установки подписан между ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Объединённая судостроительная корпорация».
Строительство судов снабжения для работ с плавучей полупогружной буровой установкой будет вестись в рамках контракта между ООО «Газфлот» и ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта».
ООО «Каспий Газ» и ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» заключили соглашение на строительство танкеров-газовозов.
Два танкера-химовоза будут построены по договорённости между ОАО «ВЭБ-Лизинг» и ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта».
Ещё одно соглашение о сотрудничестве по строительству морской техники заключили между собой СП «Вьетсовпетро» и ОАО «Объединённая судостроительная корпорация». Построить многофункциональное аварийно-спасательное судно мощностью 7 МВт – обязательство договора между Федеральным агентством морского и речного флота и ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта».
Им будет сложнее
Российская судоходная компания «Совкомфлот» отправит танкеры в пилотные рейсы по Севморпути летом 2010 года.
Об этом сообщил генеральный директор компании Сергей Франк на встрече с председателем российского правительства Владимиром Путиным.
В пилотные рейсы планируется отправить танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров». По словам Франка, перед предприятием стоит задача расширить рынки сбыта для российских нефтяных и газовых компаний.
– Конечно, сквозное плавание по Северному морскому пути и раньше выполнялось, но не с таким видом груза. Это, в общем, инновационная задача. Вполне возможно, нам придётся осуществлять плавание севернее Новосибирских островов, поскольку есть определённые ограничения по посадкам в проливах Лаптева и Санникова, – сказал Сергей Франк.
Также руководитель «Совкомфлота» добавил, что компания предпринимает серьёзные усилия для разворачивания гражданского судостроения на Дальнем Востоке. В планах – создание самого большого судна в истории СССР и России.
Будут изучать вместе
2010 год станет «Годом дружбы и сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Корея» в сфере рыбного хозяйства.
Такое решение принято в ходе 19-й сессии российско-корейской комиссии по рыбному хозяйству. На ней стороны обсудили результаты сотрудничества по реализации предложений и инвестиционных проектов, связанных с созданием предприятий судостроения и судоремонта, береговой рыбопереработки и рыбных рынков на Дальнем Востоке.
Стороны пришли к единому мнению о необходимости активизировать процесс реализации проектов и предложений, связанных с корейскими инвестициями с целью развития рыбохозяйственного комплекса дальневосточного региона. Также корейская сторона выразила готовность организовать взаимный обмен представителями рыбопромышленных кругов в Республике Корея и России. Первые встречи предложено провести в первом квартале 2010 года.
Российская сторона с учётом невозобновления корейскими рыболовными судами промысла в открытой части Охотского моря и межправительственного соглашения о сотрудничестве в области предупреждения ННН-промысла морских живых ресурсов выделила корейской стороне квоту на вылов водных биоресурсов в ИЭЗ России на Дальнем Востоке в этом году. Россия также предложила корейским коллегам организовать совместную научно-исследовательскую съёмку в открытых водах юго-восточной части Тихого океана с равным финансированием проекта. Пока представители Корейской Республики своего согласия не дали.
Цель – принять закон
Председатель комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Геннадий Горбунов считает, что 2010 год должен стать решающим в плане принятия законодательной базы для аквакультуры.
Он заложит основы для успешной работы и дальнейшего развития отрасли. Говоря об итогах 2009 года, главным из них Горбунов назвал принятие закона о торговле. По его мнению, это принесёт положительные перемены в экономику, которые вскоре почувствуют все россияне.
«Удобный» флаг – не проблема
Вице-президент, руководитель управления страхования водных судов и ответственности судовладельцев «Страхового дома «ВСК» Андрей Корсунский рассказал об итогах работы группы по развитию страхования рыбохозяйственного комплекса РФ при ФАР в 2009 году.
– Группа обратилась к вопросам разработки программ страхования в рыбохозяйственном комплексе РФ и в частности – страхования ответственности за невыполнение госконтрактов, судов в постройке, страхования рыбных ресурсов, страхования жизни и здоровья сотрудников Федерального агентства по рыболовству. Представители страховых компаний предложили краткие комментарии, разъяснения и приступили к формированию конкретных вопросов агентству (ФАР) для более детального изучения ситуации.
Корсунский подчёркивает, что никаких новых правил и подходов к страхованию в рыбохозяйственной отрасли изобретать не придётся. Современный российский рынок морского страхования, насчитывающий уже почти 20-летнюю историю, может похвастаться определённой стабильностью, обеспечиваемой действительно крупными игроками, которые высокопрофессионально оказывают услуги по страхованию судоходной и рыбодобывающей отрасли.
Отечественный рынок морского страхования сформировался и стал рассматриваться мировым страховым сообществом как альтернативный традиционным страховым рынкам. Что же касается «особых рисков», которые зачастую страховые компании.
– Я не разделяю распространённого негативного мнения, сложившегося в отношении судов под «удобными» флагами. На сегодня подавляющий процент мирового торгового флота, в том числе самого нового и современного, работает под «удобными» флагами. Основная проблема кроется в профессионализме менеджмента судоходных компаний.
Льготы от РЖД
В администрации Сахалинской области подвели окончательные итоги лососёвой рыбалки-2009. Общий улов тихоокеанских лососей за рекордную путину составил 297 тыс. тонн.
Как отметил на итоговом заседании областной комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб вице-губернатор Сергей Карепкин, заявочный принцип позволил добывать биоресурсы по фактическим подходам. Рыбаки, исходя из многолетней практики вылова, определяли необходимый для изъятия объём рыбы, при этом им было выгодно указывать реальные цифры уловов.
Красная рыба с Сахалина и Курил поставлялась на экспорт и внутренний рынок.
Перед новогодними праздниками рыбопромышленники Сахалинской области получили своеобразный подарок от Российских железных дорог: перевозка рыбопродукции с Сахалина в материковую часть страны теперь будет осуществляться на льготных условиях — со скидкой 21 %.
В администрации области считают, что эта мера повысит конкурентоспособность островной продукции и принесёт стабильность предприятиям, которые её производят.