Взглянуть на лосося иначеСотрудники лососёвого заказника «Река Коль» рассказывают детям из сельских школ и детских садов, как сохранить дикого лосося Камчатки. |
Первый выезд в Мильковский район состоялся в январе. За неделю посетили Пущино, Шаромы, Мильково, Долиновку и Лазо.
– Наша главная задача – рассказать ребятам о ценности дикого лосося и необходимости его сохранения, – говорит директор заказника Дмитрий Рыжов.
Для малышей и учеников младших классов занятия проводят в игровой форме с использованием больших трёхмерных макетов лососёвых, так они лучше усваивают информацию и не устают. Старшеклассникам читают лекции и показывают тематические фильмы и слайды о том, какая судьба постигла, к примеру, Аляску, которая сегодня питается в основном лососем, выращенным на рыбоводных заводах. Дикой рыбы там практически не осталось. Глобальных исследований на тему воздействия такой рыбы на человека ещё не проводилось. Но учёные не исключают факта, что накапливаемые рыбой в процессе роста в искусственной среде вредные вещества, могут вызывать различные заболевания у любителей такого лосося.
Интересно, что дети в поселковых школах и даже в детских садах, лучше городских сверстников разбираются в видах лососёвых, которые водятся в камчатских реках, легко отличают самца от самки. Многие из них в раннем возрасте начинают рыбачить, постепенно приучаясь помогать родителям заниматься незаконным ловом.
И если старшеклассники на занятиях умалчивали об уловах старших и своих собственных, то детсадовские малыши простодушно «закладывали» пап, братьев и дедушек.
– Браконьерство – главная угроза разнообразию лососёвых. Некоторые виды в водоёмах и реках Камчатки уже и не встретишь, например, дикую сёмгу, – рассказывает инспектор заказника «Река Коль» Валерия Аверьянова. – Мы подходимк решению этой проблемы со стороны экологического воспитания подрастающего поколения. Может быть, не все, но кто-то запомнит наши уроки, они научат в будущем рационально относиться к рыбному ресурсу и оберегать популяцию дикого лосося.
Следующая поездка запланирована на февраль, специалистов заказника ожидает Усть-Камчатский район. В «экоэкспедициях» участвует и педагог кафедры биологии КамГУ им. В. Беринга Ирина Мирошникова, которая подробно рассказывает о специальностях биолога и эколога. Возможно, это поможет некоторым старшеклассникам наконец-то определиться с вопросом, куда пойти учиться?
Экообразованием дошкольников, школьников и студентов специалисты заказника занимаются несколько лет. Правда, до недавнего времени в поле их зрения попадали только Петропавловск и Елизово.
Теперь, как говорит Дмитрий Рыжов, в планах – экоуроки во всех рыбных районах края, до которых можно добраться автотранспортом.