Павел Грибков: "Природа – это мы сами, и рождены мы в ней"Человек, который, отстаивая интересы Кроноцкого заповедника, переспорил самого Хрущёва, встретился с сотрудниками отдела экологического просвещения этого заповедника. |
Организовывать госпромхозы Павла Грибкова направили на Камчатку в 1953 году. Здесь он, выпускник Московского пушно-мехового института, начал в должности заведующего станции Всесоюзного НИИ охотничьего хозяйства и звероводства. Незадолго до этого, в 1951-м году, Кроноцкий заповедник как особо охраняемая территория был ликвидирован. В 56-м Павел Фёдорович, работая главным инспектором госохотнадзора, проводил учёт животных и с этой целью посетил территорию бывшего заповедника. Его поразило, как замусорена территория в окрестностях туристического маршрута.
Прибыв в Петропавловск-Камчатский, Грибков сообщил председателю облисполкома Евгению Есауленко: “В Долине гейзеров и на протяжении всего туристического маршрута из посёлка Жупаново валяются банки, источники захламлены, люди ломают гейзерит, нанесён огромный вред грифонам гейзеров и грязевым котлам”.
От имени Камчатского облисполкома в Москву было направлено соответствующее письмо. Решением Совета Министров 1162 от 1 июля 1959 года статус заповедника Кроноцкому вернули.
Но спустя 2 года эту территорию снова пришлось отстаивать, на этот раз — перед самим Никитой Хрущёвым. В 1961-м году, посмотрев документальный фильм об одном из заповедников СССР, на пленуме ЦК КПСС он выступил с речью: “Картина очень хорошо сделана. Там показано, как пышущий здоровьем человек… лежит на камне и наблюдает в бинокль, как белка грызёт орехи… Это, наверное, был учёный. … если бы этих людей там не было, белка всё равно грызла бы орехи… Но разница в том, что она там грызёт орехи под наблюдением учёного, а учёный за это деньги получает, и хорошие деньги. Надо навести порядок в этом деле”.
Заповедники были признаны “надуманным делом”. Попал под это сокращение и Кроноцкий.
Однако Грибков сдаваться не собирался. Он поднимает всю общественность на Камчатке. Вновь пишется ходатайство в Москву. Под документом подписывается вся научная интеллигенция полуострова, в том числе учёные Института вулканологии, члены камчатского отделения Географического общества и сотрудники ТИНРО. Ответ из столицы пришёл в виде вопроса: “В каких границах вам сохранить заповедник?”.
Определить границы Кроноцкого областной исполком поручил П. Грибкову. При описании Павел Фёдорович расширил их, перенеся южную границу с реки Шумная на реку Семячик. Так к заповедным землям были присоединены Нижне-Семячикские горячие источники, Семячикский лиман и уникальная роща пихты грациозной.
И 17 января 1967 года Совет Министров РСФСР восстанавливает Кроноцкий государственный заповедник в границах, определённых Павлом Грибковым.
Грибков также является создателем Петропавловского общества охотников. Он же организовал и стал первым председателем Общества охраны природы. В 1972 году Павла Грибкова избрали председателем городского Совета ветеранов (в годы Великой Отечественной служил в морской пехоте и разведке). С 1994-го и по сей день он заведует музеем Боевой Славы, который тоже создал сам.
Ему не раз предлагали вернуться в Москву, в министерстве сельского хозяйства для него в течение полугода держали должность специалиста по охоте и оленеводству, но для него родиной давно стала Камчатка с её заповедными уголками. “Природа — это мы сами, и рождены мы в ней”.