Отказаться от чемоданных технологийПочему рыбаки не могут предъявить чиновникам ультиматум? |
На следующей неделе в Москве состоится итоговая коллегия Федерального агентства по рыболовству (ФАР), которая подведёт итоги 2009 г. Руководству Росрыболовства есть о чём рапортовать: вылов водных биоресурсов в России вплотную приблизился к четырёхмиллионной отметке.
Однако рыбаки яснее других понимают, что их успехи основаны на эксплуатации материально-технических и исследовательских ресурсов советской эпохи, а ничего экономически внятного для будущего развития Росрыболовство предложить не смогло. Поэтому странным выглядит отсутствие среди основных докладчиков на заседании коллегии ФАР представителей рыбацких объединений. Как и в прошлый раз, чиновники расскажут друг другу о собственных успехах, а рыбаки будут их слушать. По оценке экспертов, наиболее весомым могло быть выступление на коллегии представителей Ассоциации добытчиков минтая (АДМ).
Досье: Ассоциация добытчиков минтая на сегодняшний день объединяет 35 рыбопромышленных компаний Дальнего Востока, на долю которых приходится 60% российского вылова минтая. С учётом других видов водных биоресурсов (лосось, сельдь, сайра, навага, палтус, кальмар, креветка, камбала и пр.) Ассоциация добыла в 2009 году 1,3 млн тонн водных биоресурсов, т.е. 35% совокупного российского вылова водных биоресурсов.
В аппаратном стиле
Ни одно из российских рыбацких объединений не контролирует такой объём вылова, как АДМ: по показателю “Объём вылова предприятий – членов объединения” АДМ заняла в декабре 2009 г. шестое место в рейтинге мировых рыболовных ассоциаций. За два последних года, благодаря настойчивости и “дипломатическому такту” руководства Ассоциации, в неё вступили все крупные рыболовные компании Камчатки и Сахалина. Однако быстрый рост АДМ создал дополнительные вызовы для её руководства. От глобального игрока рынок ждёт совершенно иных действий, чем от обычной региональной группы производителей. И нужно признать, что руководство Ассоциации пока недостаточно уверенно с новыми вызовами справляется.
До сих пор Ассоциация добытчиков минтая главным приоритетом в работе считала законодательный лоббизм в тихом “аппаратном” стиле. Не случайно руководитель Росрыболовства Андрей Крайний особо выделяет АДМ среди других рыбацких объединений. Говорят, что после издания в мае 2008 года президентского указа о реорганизации Госкомрыболовства и его подчинения Минсельхозу, президент АДМ Герман ЗВЕРЕВ организовал многочисленные обращения в правительство с просьбой восстановить особый статус Федерального агентства по рыболовству. Говорят, что именно в признательность за это Крайний пришёл на общее собрание АДМ в Москве 3 июня 2008 г. и с тех пор не пропускает ни одного собрания этого объединения. Хотя собрания других рыбацких ассоциаций Андрей Анатольевич таким вниманием не удостаивает.
В пользу этой версии говорит и тот факт, что именно президент АДМ Герман Зверев является главной “ударной силой” Росрыболовства в его борьбе против Россельхознадзора. Именно Зверев на одном из селекторных совещаний, проводимых первым вице-премьером Виктором Зубковым, выступил с резкой критикой руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта. Именно Ассоциация добытчиков минтая инициировала расследование Федеральной антимонопольной службы в отношении избыточных административных барьеров, создаваемых территориальными органами Россельхознадзора для рыбопроизводителей.
Однако доверительные отношения с руководством Росрыболовства могут сослужить сейчас президенту АДМ плохую службу, потому что рыбопромышленники крайне недовольны тем, что Росрыболовство “проспало” введённый с 22 января 2010 г. Еврокомиссией прямой и косвенный запрет российского импорта рыбопродукции. Вызывает удивление, мягко скажем, сдержанная реакция минтайщиков на очевидную расхлябанность и безответственность крупных чиновников из Росрыболовства. На просьбу “ЗР” прокомментировать кризис сбыта минтая на внешнем рынке Герман Зверев ушёл от ответа, заявив: “Предварительные финансовые результаты минтаевой путины зимы – весны 2010 г. будут подведены на заседании Совета Ассоциации, которое состоится 23 или 25 марта”. По мнению экспертов, президент АДМ просто не хочет делать резких движений, опасаясь выпустить из рук инструменты налаживания отношений с “нужными людьми”. Похожая ситуация возникала весной – летом 2008 г., сразу после избрания Германа Зверева президентом Ассоциации добытчиков минтая. Первое, с чем пришлось ему столкнуться в новой должности, – необходимость снять арест с 17 рыболовных судов, отконвоированных в Петропавловск-Камчатский по обвинению в превышении выхода икры минтая. Средства массовой информации очень много писали о “необоснованных действиях” пограничников. Однако уже спустя два месяца после избрания Зверева президентом АДМ накал страстей в СМИ сошёл на нет, в октябре 2008 г. Ассоциация добытчиков минтая и Региональное пограничное управление ФСБ России даже заключили между собой соглашение о сотрудничестве, а в 2010 году Герман Зверев неожиданно был награждён медалью “За отличную службу”.
Многое отбили…
Не менее таинственная история произошла и с т.н. “квотами под киль”. Напомним, что в августе прошлого года российское судостроительное лобби предложило изъять часть водных биоресурсов у рыбаков и перераспределить в свою пользу финансовые потоки в рыбной отрасли. Каток “квот под киль” надвигался неумолимо, уже в октябре 2008 г. появились поправки в Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”, устанавливающие порядок изъятия квот в пользу судостроителей. Но в октябре 2008 года к Председателю Правительства Российской Федерации Владимиру ПУТИНУ обратились члены Координационного совета рыбохозяйственных объединений Дальнего Востока. Это объединение создано по инициативе президента АДМ Германа Зверева и объединяет признанных “тяжеловесов” дальневосточного рыбохозяйственного бассейна: Лев Бочаров (“ТИНРО – центр”), Сергей Тимошенко (Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки”), Михаил Котов (Ассоциация рыбопромышленников Магаданской области).
Члены Координационного совета отказались прокомментировать своё обращение к главе правительства по поводу “квот под киль”, но, как стало известно “ЗР” от источника в Аппарате правительства, к письму была приложена подробнейшая технико-экономическая справка с анализом вероятных последствий введения “квот под киль”. Трудно судить, насколько эти документы повлияли на принятие окончательного решения, но правительство отказалось от идеи переделить часть ресурсов в пользу судостроительного лобби.
Также молча отработала АДМ и летом прошлого года, когда таможня задержала в порту три транспортных судна. Причем суда имели на борту полный пакет документов для экспорта груза. Как оказалось, суда попали под действие приказа ФТС о повторном досмотре, что подразумевает выгрузку продукции на берег. АДМ поработала с Федеральной таможенной службой, и в октябре 2009 года в приказ были внесены изменения, исключающие повторный досмотр мороженой рыбопродукции.
Однако молчаливый стиль АДМ мешает довести свою позицию до зарубежных партнёров и реально влиять на мировой рынок. Простой пример, 25 февраля главы восьми островных государств Тихого океана, вылавливающих четверть мировой добычи тунца, объявили о создании регионального тунцового картеля и пообещали объединить усилия по контролю цен. Российские минтайщики контролируют две трети мирового вылова минтая, однако степень их влияния на рынок пока не соответствует их сырьевому весу. Управлять мировым рынком у наших пока не очень получается.
Пора двигаться вперед?
“Создание ассоциации было инициировано крупными компаниями для того, чтобы решать экономические вопросы. Поводом стало падение цен на икру минтая на внешних рынках из-за того, что многие компании показывали завышенный выход икры, тем самым по факту перелавливая свои лимиты. Необходимость саморегулирования была катализатором объединения. Поэтому рыбаки решили договориться о правилах работы на рынке. После и было создано некоммерческое партнерство. О том, насколько совместные договоренности могут быть прибыльными для компаний, стало ясно, когда пул компаний, входящих в ассоциацию, сумел за очень короткий период добиться выгодной для рыбаков цены на икру минтая, – утверждает президент компании УК БАМР Петр Савчук. – К сожалению, сегодня, как и несколько лет назад, ситуация на рынках сбыта для нас очень неблагополучная. Однако пока даже члены АДМ не имеют консолидированной позиции, что, несомненно, сказывается на цене продукции на внешних рынках”.
Но здесь только саморегулирования мало. Возможно, пора ставить вопрос о создании собственной сбытовой компании, представляющей интересы предприятий, входящих в АДМ. “Если говорить о создании такой структуры на базе АДМ, то это могло бы усилить роль АДМ и стать успешным бизнес-проектом. Подобные структуры имеют возможность формировать, изменять рынок, добиваться конкурентных преимуществ для компаний, чьи интересы они представляют”, – считает известный экономист Михаил ТЕРСКИЙ. “Создание подобной структуры обсуждалось на заседаниях АДМ, – утверждает Петр Савчук. – Рано или поздно в России будет создана крупная сбытовая компания. Если мы сформируем свою под эгидой АДМ, это очень хорошо. Со временем она может иметь в своей структуре холодильные мощности, свой рефрижераторный флот, формировать заказ на поставку подвижного состава. Да и взаимоотношения с наукой требуют коллегиальных действий”. “Создание такой структуры даст возможность перейти от слов о необходимости саморегулирования отрасли к делу, – уверен и генеральный директор компании “Магаданрыба” Руслан Теленков. – Мне кажется, что такая структура должна быть создана, но пока идут только разговоры”.
Так уж получилось, что именно в Приморье, благодаря зрелости нескольких крупных дальневосточных рыболовных компаний – ОАО “ТУРНИФ”, ОАО “Находкинская БАМР”, ОАО “Океанрыбфлот”, ОАО “Преображенская база тралового флота”, ОАО “СахалинЛизингФлот” и ЗАО “Гидрострой”, – возникло уникальное объединение, которое за считанные годы вошло в мировой шорт-лист рыболовных ассоциаций. Теперь многое зависит от руководства Ассоциации, от его способности ответить на вызовы, которые возникают перед глобальной рыбацкой ассоциацией, от способности дополнить свой арсенал не только “аппаратными” технологиями влияния, но и продуманными и чёткими публичными действиями.
Стоит согласиться с тем, что решительный отказ от “чемоданных” технологий воздействия на власть, о вечности которых так долго твердили многочисленные рыбные лоббисты в предыдущие годы, нисколько не уменьшил влияние АДМ, даже наоборот. Однако, на наш взгляд, долго задерживаться в амплуа “молчаливого лоббиста” тоже нельзя. Дело в том, что мировой рыболовный рынок устроен по-другому, здесь не понимают “византийских” ходов, здесь мыслят прямо, чётко и ждут таких же открытых и понятных действий от крупных объединений.
Сергей Кузьмин, газета “Золотой Рог”