Жил отважный капитан, или Повесть о настоящем человекеДорогие читатели! На полуостров пришла новая книга, одна из немногих написанных на Камчатке о рыбаках и моряках за последние годы. Её автор — известный и уважаемый в крае журналист, много лет отдавший прославлению значимости рыбацкого труда, четверть века возглавлявший газету «За высокие уловы», она же «Рыбак Камчатки», — Вячеслав Михайлович Иваницкий. |
Судьба этой книги оказалась нелёгкой: её первое издание вышло не в самое благополучное для рыбацкой отрасли, да и для всей страны время — на рубеже «смутных девяностых» годов уже ушедшего в историю бурного ХХ века. Тогда ломался привычный уклад жизни большинства населения, оказавшегося на грани нищеты, рушился ещё недавно единый рыбохозяйственный комплекс, уходили в «автономное плавание» составлявшие его предприятия. Началось разрушение и рыбацких традиций, складывавшихся на протяжении предшествующих десятилетий. Отрасль оказалась брошенной на произвол судьбы, задыхаясь от отсутствия средств. Не нашлось их и на то, чтобы издать книгу достойным образом.
Минули два десятилетия. Во многом жизнь наладилась. Рыбацкая отрасль выжила и в последние годы показывает неплохие результаты. Но мы по-прежнему наблюдаем, как стремительно утрачиваются традиции столицы Камчатского края — Петропавловска-Камчатского как морского и рыбацкого города. Единственный в стране приокеанский город (приморских много, а приокеанский — только один) был основан в XVIII и строился в XIX в. военными моряками, развивался в ХХ в. рыбаками и торговыми моряками. Но и в лучшие времена в нём мало что напоминало о его более чем двухвековой флотской истории. Исключение составляли лишь военные события 1854 и 1945 гг. Петропавловск никогда не имел морского или рыбацкого музея, мемориального судна. В нём не было памятников, отражавших морскую историю. А ведь город вполне мог бы украшать монумент великому мореплавателю командору Витусу Берингу, его сподвижникам капитану Алексею Чирикову или штурману Ивану Елагину, первому камчатскому губернатору Василию Завойко, отважному матросу Семёну Удалому или ещё кому-нибудь из этой славной когорты. Нет у нас и памятника морякам-рыбакам, погибшим при выполнении своего долга.
Ещё совсем недавно на всю Камчатку «гремели» имена славных капитанов, командовавших передовыми траулерами-рекордсменами. Особым почётом пользовались люди, носившие звание «Знатный рыбак Камчатки». Да и рядового матроса по возвращении из очередного промыслового рейса ждали встреча с духовым оркестром, заслуженные награды, почести и неплохой заработок.
Отрадно, что центральной улицей города, вплотную примыкающей к набережной порта («Корабли швартуются прямо к улице», — пелось в некогда популярной, но сейчас тоже забытой песне), является Аллея флота. Однако её название мало соответствует содержимому. На центральной части там размещены памятные доски погибшим судам и их экипажам, навсегда ушедшим в своё последнее плавание. Это траурная часть. А где же славные свершения, названия кораблей и судов, вошедших в историю города-порта, имена его выдающихся моряков и рыбаков былых времён, таких как Александр Игнатьевич Дудник, Анна Ивановна Щетинина, Илья Григорьевич Евстафиади, Павел Дмитриевич Киселёв? Или Доска почёта с именами ныне здравствующих?
Понятно, что быстро восстановить былой престиж рыбака в таких условиях вряд ли удастся. Основным противодействующим фактором этому является явно недостаточная для тяжелейших условий труда его оплата. Но не следует забывать и о моральной составляющей, окружающей любую профессиональную деятельность. А вот её значимость стремительно убывает. Заложенные старшими поколениями традиции камчатских рыбаков нуждаются не просто в сохранении, а, уже можно смело сказать, в спасении и восстановлении.
Одним из путей этого должна стать печатная пропаганда важности рыбацкого труда, показ деятельности предшествующих поколений моряков-рыбаков, формирование чувства гордости за былые достижения, патриотизма и создание на этой основе преемственности поколений камчатцев. Вот этому делу и служит книга В.М. Иваницкого, много лет и сил отдавшего изучению и популяризации жизнеописания выдающегося моряка и одного из организаторов рыбной промышленности на Дальнем Востоке — капитана Александра Игнатьевича Дудника.
К А.И. Дуднику неоднократно применимы слова «самый» и «первый». Вообще-то ими нужно пользоваться с осторожностью. Они подходят далеко не к каждому, даже вполне известному и вошедшему в историю человеку.
А вот к капитану Дуднику имеют прямое отношение. Посудите сами: он командовал первым отечественным плавучим крабообрабатывающим заводом (он так и назывался — «Первый краболов»), затем первой советской китобойной флотилией («Алеут»), потом самым большим судном Наркомрыбпрома СССР (рефрижератором-рыбозаводом «Пищевая индустрия»). Одним из первых в отрасли Дудник получил высокое персональное звание «Капитан флота рыбной промышленности первого ранга».
Капитан прожил долгую жизнь (1892-1973 гг.), значительная часть которой была связана с Камчаткой. Флотилия «Алеут» некоторое время входила в состав Акционерного Камчатского общества (АКО). С 1940 по 1944 гг. А.И. Дудник возглавлял пароходы АКОфлота, а с 1946 г. трудился в наследнике АКО — Главкамчатрыбпроме. В 1952 г. на Камчатке он завершил свою флотскую службу и по состоянию здоровья был вынужден уехать в Крым.
А ещё одним героем этой книги является время, то самое, в котором разворачивались описанные события, время нелёгкое и противоречивое, да и к тому же в значительной степени оболганное за последние годы. Но следует напомнить, что именно тогда, в период восемнадцатилетней деятельности на Камчатке АКО закладывались основы того потенциала, промышленного и людского, которым в значительной мере мы располагаем и сейчас. Перефразируя известное изречение, все мы вышли из АКО, как из гоголевской шинели.
Один из основоположников камчатского Тралового флота Владимир Петрович Нахабов так охарактеризовал центрального персонажа книги: «Дудник — всем капитанам капитан!» Может быть, это и есть самая высокая оценка современников. Так что на возможный вопрос молодого человека, раздумывающего над будущей профессией и тем самым определяющего собственную судьбу — «С кого делать жизнь?», можно смело ответить, что делать её можно с таких людей, как капитан Дудник.
Книга В.М. Иваницкого «Жил отважный капитан», вышедшая первым изданием, сыграла определённую роль в том, что я увлёкся именно историей морского транспортного и рыбопромышленного освоения охотско-камчатского побережья. Надеюсь, что её второе издание ещё кого-нибудь направит на путь познания истории своего Отечества или просто поможет правильно оценить собственное предназначение.
От редакции:
Книга уже есть в продаже в магазинах холдинга «Новая книга».