Каждый доклад или статья на тему обновления рыбопромыслового флота начинается с печальной статистики и мрачных прогнозов, поэтому не буду перечислять давно известные всем цифры. Гораздо интереснее, на мой взгляд, хотя бы бегло отметить: а что же изменилось с тех пор, когда о старении флота как о реальной опасности заговорили не только в рыбацкой среде, но и в верхах власти.
«Fishnews» не раз обращался к проблеме изношенности судов. Еще три года назад один из наших собеседников, в ту пору руководитель «Дальзавода», констатировал: «Власть засуетилась, хотя и поздновато. Сегодня много разговоров про кредитование судостроения, про всевозможные льготы для предприятий, про отмену импортных пошлин и НДС на ввозимое оборудование. Но эта говорильня уже годами идет, а по факту реально ничего не сделано». Подчеркну, это было сказано три года назад.
Постройка за последнюю пятилетку трех ботиков и двух МРСов, а также решение о включении предприятия в Дальневосточный центр Объединенной судостроительной корпорации не спасли «Дальзавод» от банкротства. Теперь имущество предприятия распродается, а поднимать судостроение в регионе планируется на других заводах, в том числе на верфях, которые еще только предстоит создать.
Существует общераспространенное мнение: в России сегодня нет мощностей, на которых можно построить современное средне- или крупнотоннажное судно, и даже некому проектировать такие суда. С этим категорически не согласен один из руководителей Дальневосточного центра судостроения и судоремонта Евгений Крайнов, который заверил «Fishnews»: сегодня в России можно построить любое рыбопромысловое судно, от рыбаков требуется только техническое задание. На головное судно потребуется 17 месяцев, затем на постройку каждого серийного – год. «Если мы можем построить подводную лодку, то мы построим и любой промысловик». ОСК уже сейчас, помимо подлодок, строит и гражданский флот разной тоннажности, не менее оснащенный различным оборудованием и аппаратурой, чем рыбопромысловый. Вопрос не в том – где брать оборудование – его на рынке предостаточно, вопрос в цене. Наряду с тем, что больше половины стоимости новостроя (примерно 65%) будет составлять как раз цена «начинки» судна, до сих пор так и не принято давно обещанное властью решение о снижении импортных пошлин на ввозимые агрегаты, узлы и оборудование, не производящиеся в России. Сейчас Росрыболовство пытается составить их перечень, но рыбаки не торопятся с предложениями в основном по причине своей инертности, занимая выжидательную позицию и надеясь на активность крупных предприятий и ассоциаций.
Закрепление за рыбаками долей квот на 10 лет вперед, состоявшееся полтора года назад, подвигло судовладельцев к переоснащению и реновации либо к покупке за рубежом подержанных судов. Разумеется, это временная вынужденная мера, которая не решает проблемы в корне. Хотя и она дается рыбакам отнюдь не просто, о чем свидетельствуют материалы прошедшего 23 марта в профильном комитете Госдумы «круглого стола» на тему «Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей модернизацию и содержание рыбопромыслового флота с целью обеспечения эффективного развития рыбопромышленного комплекса Российской Федерации». Цитирую:
«Модернизация рыбопромыслового судна так же, как и строительство нового, требует весомых финансовых вливаний, и поэтому немногие компании имеют такую возможность. Использование заемных средств при существующих на сегодняшний день требованиях российских кредитных организаций по обеспечительным мерам и процентным ставкам не всегда приемлемо и не отвечает возможностям рыбопромысловых компаний. Российские кредитные организации выдают долгосрочные кредиты в среднем под 16-18% годовых с обязательным залоговым обеспечением или предоставлением гарантий поручителя, а иногда требуют и то и другое. Причем предлагаемая в залог собственность оценивается на уровне 30-50% от реальной стоимости объекта».
На том же «круглом столе» рыбопромышленники акцентировали внимание на том, что кредитная ставка при строительстве новых рыболовных судов не должна быть выше 5%. Разумеется, эта цифра очень далека от российских реалий, что, собственно, и является основным тормозом в деле обновления флота. Не спасает пока ситуацию и правительственное решение о софинансировании процентной ставки.
Состоявшаяся за неделю до «круглого стола» Коллегия Росрыболовства в числе прочих вопросов также озаботилась проблемой старения судов. Глава Росрыболовства Андрей Крайний резюмировал: «В течение 2009 года мы активно пытались выработать механизмы обновления флота для предприятий отрасли. Росрыболовство получает функции госзаказчика целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2012-2016 годы по разработке концептуальных проектов рыбопромысловых судов с объемом финансирования 700 млн. рублей. Сформирована рабочая группа, задачей которой стал анализ потребности предприятий в судах, создается совместно с бизнесом экспертный совет при Росрыболовстве по судостроению. При этом мы понимаем, что в сегодняшних реалиях существующих мер недостаточно. Только масштабная и системная помощь государства может обеспечить обновление флота».
Справедливости ради надо отметить, что по государственному заказу КБ «Восток» разработало проект промыслового судна и этой зимой презентовало его рыбопромышленникам. Оказалось, что проект не отвечает современным требованиям, а стоимость судна такова, что оно не окупит себя на протяжении всего срока эксплуатации. Далее поиск проектов взяли в свои руки сами рыбопромышленники.
Под этим в нашем беглом обзоре можно подвести черту.
Теперь я бы хотел сказать следующее. Масштабная и системная помощь государства, о которой Андрей Крайний упомянул на заседании коллегии, если и возможна, то только на основе утвержденной правительством Федеральной программы по обновлению рыбопромыслового флота. Эту программу еще предстоит разработать и принять.
В распоряжении «Fishnews» имеются информационные материалы к Концепции обновления рыбопромыслового флота, мы размещаем их на сайте российского информационного агентства Fishnews.ru для ознакомления и обсуждения. Как заявлено разработчиками документа, «цель Концепции – определение основных направлений формирования государственной политики в области инновационного обновления и развития рыбопромыслового флота с учетом стратегических задач рыбной отрасли в части обеспечения необходимого объема добычи водных биоресурсов и сбалансированности промысловых мощностей флота и ОДУ». Информационные материалы к Концепции содержат краткое изложение ее основных положений. Хочу обратить внимание на то, что от активности судовладельцев будут зависеть не только сроки разработки Программы, но и качество этого документа.
Продолжают тему обновления рыбопромыслового флота на страницах этого номера журнала еще две публикации. Это два взгляда на существующую проблему не со стороны, но из-за границы. Первый – из рыболовной державы Норвегии, а второй – мнение нашего соотечественника в КНР, стране, вышедшей в мировые лидеры судостроения.