ЗАЧЕМ?
Особенно остро этот вопрос встает перед российскими рыбохозяйственными компаниями. На мой взгляд, за последние двадцать лет рыбные выставки в нашей стране существенно девальвированы и превратились по большей части в балаганные представления. Результат таких мероприятий приближается к нулю и в лучшем случае сохраняет приятные воспоминания о поездке в тот или иной город, а в худшем – похмельные размышления о целесообразности подобных поездок впредь. За эти годы изменились информационные технологии, в нашу жизнь вошел интернет, а соперничать в изящности и оригинальности экспозиций в данном случае нет вообще никакого смысла. О «достижениях», о «товарах и услугах» можно легко узнать, не отходя от рабочего компьютера и не расходуя деньги на гламурные экспозиции и дорогие переезды к местам exibition. Однако что-то все же заставляет тысячи компаний во всем мире тратить миллионы и на организацию выставок, и на их посещение. Скажем, в Брюсселе во время проведения European Seafood Exposition цены на гостиничные номера поднимаются в два-три раза…
Так что же превращает отраслевую выставку в событие, влияющее на развитие отрасли? Специалисты подкрепляют тезис – «если меня нет на этой выставке, то меня нет и на этом рынке» – цифрами. 81% посетителей используют выставку для сбора информации о передовых достижениях и тенденциях коллег и партнеров. 90% опираются на полученную здесь информацию, чтобы принять решение в выборе конкретного товара или услуги. Компании соперничают в маркетинговых технологиях, изощряются коммуникациями с конкретными людьми, с потребителями своего продукта, жонглируют товарной, ценовой, сбытовой, рекламной политикой. Наконец, участие в выставках дает возможность контактов с широким кругом потенциальных покупателей, партнеров.
Перед принятием решения об участии в выставке каждый, вероятно, так или иначе анализирует собственную исходную позицию. Эксперты выставочной индустрии выделяют целенаправленное участие в выставке как инструменте маркетинга следующие цели: коммуникационные, ценообразовательные, цели распределения и цели товарной политики.
Скептики, особенно в России, могут тут же возразить, что выставки либо не имеют никакой, либо имеют лишь второстепенную функцию заказа, служат всего лишь для подготовки к продаже. Однако повседневная работа тоже не приводит к сиюминутному результату. На выставке же вам предоставляется возможность реализовать целый пакет целей маркетинга. Здесь и нужные для продажи связи, и паблик рилейшнз в интересах предприятия, и наблюдение за конкурентами, и изучение рынка, и стимулирование сбыта, и реклама. А какие перспективы (особенно у нас) открываются через личные контакты с большим числом заинтересованных лиц. Согласитесь, такого не может дать никакое иное средство коммуникации.
Определение диапазона цен, налаживание сети сбыта, возможный отказ от торговых посредников и звеньев в цепочке сбыта, поиски торговых представителей также приемлемы для выставочных целей товарной политики, как и проверка ассортимента на рынке, и демонстрация прототипов, и новое позиционирование продукции.
Отраслевые выставки в целом и рыбохозяйственные в частности характерны в первую очередь тем, что они не привлекают внимание широкого круга посетителей. Они интересны специалистам. Профессионалы своего дела ставят перед собой совершенно конкретные задачи: осмотреться на рынке, сравнить родственные области специализации, оценить конъюнктуру и перспективы, сравнить цены и условия ценообразования, отыскать определенные виды продукции, увидеть новые товары и возможности их применения, ознакомиться с тенденциями развития, сориентироваться в технических функциях и специфике определенных товаров или установок, получить информацию о способах решения насущных проблем, посетить конференции и спецпоказы, расширить или наладить деловые контакты, предложить заказы, заключить договоры.
Для осмысления целей участия в той или иной выставке для экспонента важно либо выбрать мероприятие, предназначенное для выполнения конкретной задачи, либо варьировать свои цели в соответствии с конкретной выставкой. Выставки, где можно сделать заказ, способствуют реализации определенных таким образом целей и облегчают итог достигнутых результатов. Мероприятия, которые посещают в основном для получения информации или консультаций, затрудняют определение целей.
И еще: от участия в выставке зачастую отказываются с преждевременной поспешностью из-за предстоящих затрат. Однако при принятии такого решения вряд ли учитывается мультифункциональность форума. Поэтому нужно задать принципиальный вопрос: готово ли предприятие осуществить перераспределение затрат для участия в выставке, которое признано необходимым? В каком объеме имеются финансовые возможности для участия в выставке и для дополнительных расходов?
ГДЕ И КАК ВОСПРИНЯТЬ ВЫСТАВОЧНЫЙ ОПЫТ?
Кто будет оспаривать тезис о том, что учиться надо у лучших?
Не русскому фольклору принадлежит поговорка – мы не такие богатые, чтобы покупать дешевые вещи, – однако и мы начинаем кое-что соображать.
Надо ли говорить, что ездить на все отраслевые выставки, разбросанные в российской географии на тысячи километров от Калининграда до Владивостока, – дело нереальное, да и пустое. Замечу, что региональных рыбохозяйственных выставок расплодилось у нас за последнее время множество, но выглядят они по большей части как экспозиции рыбного тщеславия.
В прошлом году, во время подготовки к международной рыбохозяйственной выставке INTERFISH, мы внимательно начали воспринимать опыт лучших и крупнейших мировых экспозиций морепродуктов, изучать их организацию конференций, семинаров, форумов.
В нашей истории есть богатый опыт. В СССР существовала практика проведения международной специализированной выставки «Инрыбпром». Ее организовал министр рыбного хозяйства СССР Александр Акимович Ишков. Это была одна из крупнейших в мире тематических выставок. На ней были представлены и рыболовство, и рыбоводство, и строительство промысловых судов, и рыбопереработка. Наглядной иллюстрацией роли Инрыбпрома в расширении международных научно-технических и экономических связей может служить тот факт, что на выставке заключались сделки на сотни миллионов долларов. Во время ее проведения шли дискуссии о передовых технологиях, существовал широкий обмен последними научно-техническими достижениями. Экспозиции также впечатляли. Этому способствовало, конечно, то, что Ленинград – портовый город. Поэтому на выставке присутствовали настоящие сейнеры, яркие учебные парусные суда ведомственных вузов. Здесь экспонировались целые перерабатывающие предприятия. Собственно, история выставочного комплекса «Ленэкспо» началась именно с Инрыбпрома.
INTERFISH?
19-22 октября 2009 года в Москве в МВЦ «Крокус Экспо» состоялась Международная рыбохозяйственная выставка INTERFISH. Результаты представительного мероприятия показали, что цель INTERFISH стать не только главным отраслевым съездом, но и рабочим инструментом для всех участников выставки, эффективной площадкой для плодотворных деловых контактов и информационного обмена была достигнута. Компании получили возможность продемонстрировать свои услуги и новейшую продукцию для последующего вывода их на рынок.
Пока выставка INTERFISH не стала культовой, коей непременно станет, но она уже ярко продемонстрировала инвестиционную привлекательность рыбной отрасли. Форум разбудил наших рыбопромышленников и предпринимателей, толкнул их модернизировать производство, внедрять новые пищевые и производственные технологии, расширять ассортимент качественной и безопасной продукции, которая соответствует международным стандартам.
В России выставка подобного масштаба и уровня организации проходила впервые. «Несмотря на то, что некоторые компании отечественного рыбохозяйственного комплекса отнеслись к этому нововведению достаточно настороженно, несмотря на то, что глобальный финансовый кризис все еще продолжается, выставка состоялась!» – заявил глава Росрыболовства Андрей Крайний на торжественной церемонии открытия INTERFISH в прошлом году.
В работе выставки приняли участие более 100 ведущих российских и иностранных компаний, главы субъектов Российской Федерации, представители исполнительной власти зарубежных стран, а также специалисты и научные сотрудники рыбохозяйственного комплекса.
Результаты переговоров и встреч показали, что INTERFISH способствует заявленному налаживанию межотраслевых связей, деловому межрегиональному и международному сотрудничеству, объединяет интересы всех представителей отрасли. Оптовые компании, розничные сети, супермаркеты и магазины, специализированные рестораны, импортеры и экспортеры, дистрибуторы и оптовики, рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия, разработчики продукции, производители упаковки, представители исследовательских и образовательных институтов, профессиональные организации и ассоциации, новые игроки рынка и авторитетные эксперты индустрии – абсолютно все участники выставки отметили насыщенность и результативность состоявшихся мероприятий.
В рамках деловой программы INTERFISH, которая представила приоритетные направления развития рыбохозяйственного комплекса и смежных отраслей, состоялся ряд международных встреч, в частности – с представителями Норвегии, Дании, Исландии, Голландии, Германии, Франции, Испании и других стран.
С 26 по 29 октября 2010 года в Москве, в том же выставочном центре «Крокус Экспо», рядом с которым, кстати, недавно открылась станция метро, снова пройдет Международная рыбохозяйственная выставка INTERFISH. На ней также планируется продолжить развитие контактов с зарубежными партнерами. Уже запланировано проведение очередной сессии Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству. Об этом договорились руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний и Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Корея в Российской Федерации Ли Кю Хен. Обе стороны выразили надежду на повышение эффективности двустороннего сотрудничества на взаимовыгодной основе. Андрей Крайний высказал пожелание об участии корейской стороны в сотрудничестве по развитию рыбопромышленного комплекса на Дальнем Востоке, включая строительство судостроительного завода в Находке, а также созданию магазинов рыбной торговли в Москве.
В этом году основной акцент главного съезда отрасли сделан на международные связи и рыбопереработку.
По заверению заместителя министра внешней торговли Республики Перу Эдуардо Феррейроса, в Международной рыбохозяйственной выставке INTERFISH-2010 примут участие более 20 перуанских рыбохозяйственных компаний.
В последнее время, надо сказать, латиноамериканское направление приобретает все большую актуальность во внешнеполитической деятельности Российской Федерации. В связи с этим мы рассчитываем, что на INTERFISH будут представлены рыбохозяйственные компании не только Перу, но и Кубы, Никарагуа и Венесуэлы. Кроме того, учитывая, что сейчас готовится к подписанию межправительственное соглашение по взаимодействию в области рыбного хозяйства с Намибией, полагаем, что группа африканских государств также не оставит без внимания главный российский съезд отрасли.
Помимо активной работы в международном направлении, при подготовке к выставке особый акцент делается на привлечении большого числа экспонентов из рыбоперерабатывающего сектора отрасли. Целый ряд компаний, – ключевых игроков на рыбоперерабатывающем рынке России, – уже подписали соглашения с организаторами выставки.
Таким образом, выставка INTERFISH стала чрезвычайно продуктивным и важным событием для рыбохозяйственной отрасли, обеспечивающим платформу для реализации государственной продовольственной доктрины, утвержденной Президентом Дмитрием Медведевым.
Организаторы убеждены, что выставка создаст необходимые условия для развития взаимовыгодного сотрудничества отечественных и зарубежных специалистов рыбохозяйственной отрасли, обмена передовыми научными разработками и инновационными проектами, определения новых инвестиционных приоритетов, для кооперации в этой сфере.
Организаторы INTERFISH сделали акцент на содержательной стороне работы выставки и превратили рыбную ярмарку в рыбацкий съезд, наполненный рациональным смыслом и импульсами для дальнейшего эффективного движения.
Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний не устает повторять, что нисколько не сомневается, что INTERFISH в Москве, главный съезд отрасли, охватит абсолютно все аспекты, имеющие отношение к рыбе и морепродукции – от моря до тарелки. Здесь будут и судостроители, и поставщики оборудования и технологий аквакультуры, и промвооружения, и электроники, и сетей, канатов, и холодильных установок, и переработки, и упаковки, и логистики, и первоклассной российской и зарубежной продукции, и маркировки, и маркетинга. То есть будет представлен весь рыбохозяйственный комплекс. «Потенциалу российского рынка в этом сегменте может позавидовать любое государство», – подчеркивает глава Росрыболовства.
Важной составляющей в работе выставки является ее интернет-портал. Адрес http://www.interfish-expo.ru/ уже посетили более 85 тысяч пользователей. Информация здесь постоянно обновляется.
Ответ на вопрос, участвовать или не участвовать в региональных рыбохозяйственных выставках, каждая компания, вероятно, должна дать самостоятельно. И все-таки важно, на мой взгляд, не пропустить главный съезд отрасли.
Сегодня рыбохозяйственный комплекс страны проходит этап капитализации и консолидации. В необходимости воссоздания в рыбной отрасли России полной производственной цепочки, включающей добычу водных биоресурсов, их транспортировку, хранение, переработку и реализацию, никто не сомневается. Мы должны продемонстрировать, что мы можем соединить все распавшиеся сегменты отрасли в единый рыбохозяйственный комплекс. Пока хотя бы на выставке…