- Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в рыбохозяйственной отрасли, выявила центральную проблему, которая, на наш взгляд, тормозит развитие страхования в данной области, – это возраст судов. О том, насколько остро стоит этот вопрос, сказано так много, что ссылка на него может показаться слишком банальной. Тем не менее любой разговор на тему развития страхования сводится в итоге к одному и тому же: начинаем говорить о покрытии возможных страховых рисков – заканчиваем невозможностью или крайней затрудненностью данного вида страхования из-за серьезной изношенности флота.
Приведу пример: застраховать «пролов» для рыбодобывающей компании, имеющей свои суда и квоты, достаточно сложно по ряду причин. Прежде всего, стоит учитывать, что в страховании событие, имеющее признаки страхового, признается таковым в том случае, если оно произошло вследствие определенных причин: поломки судна, аварии, тяжелых погодных условий и.т.д. Очевидно, что вероятность аварии на старых, изношенных на 80% судах очень велика, по этой причине стоимость данного вида страхования возрастает в разы и становится просто неподъемной для рыбодобывающих предприятий.
Другая причина связана уже с особенностями рыболовства. Так, если с порядком расследования аварийных случаев и выяснением причин поломок все понятно, так как существуют морские администрации портов, независимые сюрвейерские организации, специализирующиеся на этом деле, то кто сможет дать заключение о «пролове» вследствие погодных условий или, скажем, изменившейся гидрологии моря – не совсем ясно.
Кроме того, из-за затрудненности получения заключения могут возникнуть и проблемы для самих страховщиков. Так, говоря о производстве в целом, можно однозначно сказать, что любой бизнес построен по принципу минимум затрат – максимум прибыли. Никто не станет работать себе в убыток, поэтому падение стоимости рыбы на рынке может спровоцировать недобросовестных страхователей на компенсацию расходов по добыче за счет страховых компаний. В этом случае не обойтись без помощи серьезного независимого эксперта, который сможет сделать заключение о причинах наступления страхового случая.
- Привлечение кадров в отрасль – нельзя не затронуть этой больной для рыбной отрасли темы, которая, помимо всего, напрямую или косвенно связана и с компенсацией возникающих убытков.
- Здесь стоит дополнительно отметить, что в разговоре о рыбохозяйственной отрасли речь идет о квалифицированных специалистах, от профессионализма которых зависит грамотная эксплуатация сложного, высокотехнологичного рыбопромыслового судна стоимостью в десятки миллионов долларов. При этом стоит учитывать, что оборудование таких судов гораздо сложнее, чем обыкновенных транспортов, и требует серьезной профессиональной подготовки.
Вместе с тем вопрос с привлечением кадров порождает, вероятно, еще более серьезную проблему: как удержать квалифицированных специалистов на рабочих местах. Люди, приходящие на предприятия, не должны рассматривать работу на российском флоте как производственную практику, после которой они, накопив необходимый опыт, перейдут в иностранную компанию.
На этот случай мы можем предложить руководителям компаний социальные виды страхования. При этом, работая индивидуально с каждым сотрудником, мы стараемся разъяснить и показать им, что делает работодатель конкретно для каждого своего работника: по каким видам страхования он застрахован, как защищен он сам и его семья на случай травматизма или потери кормильца, какие выгоды он получит, если проработает в компании, скажем, 20 лет, и т.д. Кроме того, для наиболее востребованных специальностей можно вводить накопительные виды страхования, которые предлагаются ООО «АльфаСтрахование-Жизнь».
В любом случае, как бывший моряк, могу сказать, что на море разговоры о будущем занимают значительную часть в общих обсуждениях и понятное будущее может сыграть серьезную роль при выборе работодателя.
- Сегодня рыбодобывающие компании связывают надежды с использованием долей квот в качестве залога. Вместе с тем любое привлечение заемных средств приводит к тому, что инвесторы хотят обезопасить себя от возможных финансовых потерь…
- Страхование является как раз одним из наиболее действенных инструментов снижения финансовых рисков. Однако в случае с привлечением долей опять же возникает ряд вопросов о том, как будет оцениваться еще не добытая рыба и как это будет регулироваться законодательством. Вероятно, здесь и может потребоваться страхование на случай возможного «пролова», хотя в итоге мы снова возвращаемся к проблеме изношенности флота.
В любом случае страхование следует за законодательной базой: как только появятся законодательные акты, регламентирующие эту деятельность, страховщики придут следом.
- Рыбохозяйственный комплекс – это не только добыча, переработка, транспортировка, но и выращивание водных биоресурсов (рыбоводство, аква- и марикультура). Какие решения могут предложить страховщики в этой сфере?
- К сожалению, если по страхованию сельскохозяйственных рисков накоплен значительный опыт, то страхование морских хозяйств – дело совершенно новое и неразвитое в России. Однако решение, на мой взгляд, необходимо искать, опираясь на опыт стран, в которых данный вид хозяйственной деятельности находится на передовых уровнях развития. В любом случае здесь не обойтись без диалога с представителями этого направления отрасли, чтобы учесть все тонкости деятельности хозяйств аквакультуры в условиях российской действительности.
- Каким образом можно оптимизировать расходы на страхование?
- Основная масса случаев происходит во время интенсивной эксплуатации флота, то есть в период путины, когда зарабатываются деньги, и, если судно добывает в течение суток продукции более чем на 100 тыс. долларов, ни один судовладелец не станет обращаться с небольшими проблемами в страховые компании и выводить судно с промысла только для того, чтобы получить страховое возмещение в 20-30 тыс. долларов.
На наш взгляд, тут есть над чем поработать. Практически всегда можно предложить решение, основанное на предоставлении только необходимого объема страхового покрытия. Можно исключить риски, по которым страхователь крайне редко обращается к страховщику, поработать с тарифами и франшизами, чтобы в итоге подготовить продукт, покрывающий лишь самые необходимые риски. Это позволит снизить расходы по страхованию и в то же время защитит судовладельца от катастрофических последствий.
- А существуют ли сложности в работе с самими промысловыми компаниями?
- К сожалению, при направлении предложений на страхование зачастую приходится работать не с собственником или руководителем компании, а с менеджером, перед которым поставлена задача застраховать флот. Понятно, что добросовестный работник старается исполнить поставленное поручение максимально качественно, вместе с тем то, что нужно собственнику, несколько искажается, в первую очередь по субъективным причинам, и в итоге нам приходится работать с компанией по стандартной схеме, которая в некоторых случаях может приводить к увеличению расходов на страхование.
Как избежать этого? Нужен диалог, полноценный и заинтересованный, который позволит найти решение по снижению стоимости страхования рыбопромыслового флота. Наилучших результатов, на наш взгляд, можно добиться, вовлекая в этот диалог объединения рыбаков: ведь подобные организации позволяют вести конструктивный разговор на одной площадке сразу со многими предприятиями, занятыми в добыче и переработке водных биоресурсов, консолидированно транслировать все свои проблемы и добиваться их решения. Задача страховщиков – постараться максимально четко и понятно донести до всех участников диалога то, что страхование – это оптимальный финансовый инструмент, позволяющий создать необходимые условия для устойчивого развития отрасли. Поэтому мы хотим услышать пожелания из первых уст, ведь никто кроме самого руководителя или собственника не знает лучше, что нужно ему и его компании.