Лосось-2010: берег к перегрузкам не готовНа прошедшем в конце марта Камчатском рыбохозяйственном совете краевой министр рыбного хозяйства Владимир Галицын призвал рыбопромышленников готовиться к нелёгким будням лососёвой путины. Если при прошлогоднем стартовом прогнозе в 167 тыс. тонн лосося было выловлено рекордное его количество – 196,6 тыс. тонн, то нужно готовить силы к предстоящей рыбалке с большим запасом, поскольку научный прогноз на путину 2010 года в 166 тыс. тонн практически не отличается от прошлогоднего. |
Прислушались ли камчатские рыбопромышленные компании к совету министра, насколько готовы береговые предприятия к приёмке и обработке такого количества лосося? Или действительно необходимо привлекать рыбообрабатывающий флот, чтобы не потерять тысячи тонн ценной рыбы, которая могла бы принести пользу камчатскому бюджету? Из разговоров с представителями предприятий рыбной отрасли можно сделать вывод о том, что простым выполнением требования законодательства о поставке выловленной рыбы на берег для её последующей переработки без развития камчатского берега добиться невозможно. Это можно делать там, где для судов есть удобные подходы к заводам, где навигационные условия способствуют этому. И береговая инфраструктура в таких местах давно развивается. Однако всех под единое правило подогнать нельзя. Особенно на Камчатке с её растянутым побережьем, различными метеоусловиями и неразвитостью береговой инфраструктуры. Но лучше об этом рассказывают сами рыбопромышленники.
Михаил Пузырёв, председатель РА «Колхоз “Красный труженик”:
— Наше предприятие к путине практически не готовится. Когда-то мы ловили по 10 тыс. тонн на 11 ставных неводах. Сейчас, после конкурсов, на речке осталось 2 невода. 1 000 тонн лосося, выловленного здесь, не хватит, чтобы обеспечить наш завод работой. Мы пришли к тому, что хорошая фабрика вынуждена стоять и ждать, когда же сырец придёт сюда. Мы готовы и ловить рыбу, и обрабатывать её. Но нас на конкурсах, можно сказать, обокрали. Сейчас приходится интенсивно сокращать флот – он просто не нужен для таких объёмов.
Что касается привлечения рыбообрабатывающего флота для приёмки лосося, то это всё равно придётся делать. К примеру, всю горбушу заводы на западном побережье переработать просто не способны. Поэтому без сдачи рыбы на приёмные суда не обойтись. Так было и в советское время. Чтобы можно было сдать рыбу на берег, там должен быть порт, чтобы судно могло в любое время подойти к заводу. На побережье таких портов практически нет. Поэтому и нечего говорить о том, чтобы всю рыбу направить на берег. Иначе получится так, что судно у берега настигнет плохая погода – и наступит конец сдаче на берег, а значит, — и конец путине. Но государство не хочет ни копейки вложить в развитие береговой инфраструктуры. До тех пор, пока её не будет, сложности со сдачей уловов на берег останутся.
«Красный труженик» собирается и приобретать новое оборудование для завода, и улучшать прежнее, чтобы увеличить производство, чтобы более глубоко перерабатывать рыбу, чтобы заработать на тех лимитах, которые остались у него. Зато придётся сокращать социальные затраты. Это нехорошо, но неизбежно — чтобы за счёт этого выжило предприятие.
Василий Каплюк, заместитель по флоту председателя рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина:
— Хозяйство сейчас не располагает ни одним участком ни на западном, ни на восточном побережье Камчатки. Поэтому какая подготовка может быть к путине? Колхозную фабрику специально к ней готовить не надо – она работает постоянно, готова в любое время принять сырец. Если у кого-то будет возможность – пусть привозит лосося, мы его обработаем.
А флот колхоза им. В.И. Ленина готов присоединиться к путине. Как только будет перерыв на промысле, и обстановка позволит, снимем суда с моря и поставим на приёмку лосося. У нас уже есть определённые виды в этом смысле.
От сдачи части уловов на суда-приёмщики не уйти. Берег не осилит объёмов вылова, прогнозируемых наукой. Конечно, там, где есть возможность, где рядом с заводом располагается речка, на которой добывают лосося, – вопросов нет, надо сдавать уловы на берег. На восточном побережье береговые базы постепенно развиваются – взять, к примеру, заводы в Тымлате, Оссоре. На Западной Камчатке предприятия в Озерной нерку всегда полностью обрабатывали сами. А если возможности сдать рыбу на берег нет, – остаётся только сдавать её на плаву. Другое дело, что раньше стремились пойманную у берегов полуострова рыбу обрабатывать на камчатских предприятиях или сдавать на камчатские суда, то теперь даже на КРХС призывают заранее привлекать приморский или сахалинский флот. Но это объективная необходимость. Иначе можем потерять часть лосося, как это произошло в прошлом году.
Сергей Барабанов, генеральный директор ОАО «Озерновский РКЗ № 55»:
— На сегодняшний день большая часть предприятий на 90 % готовы к постановке неводов и началу промысла. В своей подготовке они наверняка учтут и положительный опыт лососёвой рыбалки прошлого года. Ведь механизм оперативного регулирования промысла в 2009 году сработал достаточно хорошо. Горбуша к берегам Камчатки пришла в большем объёме, чем ожидала наука. И администрация края, и теруправление Росрыболовства на это отреагировали быстро, документы на увеличение объёмов вылова вовремя попали на подпись в ФАР, где тоже сработали оперативно, и рыбаки без задержек продолжили промысел горбуши.
После того, как речные и морские участки были закреплены за предприятиями на 20 лет, бизнес стал вкладывать достаточные средства для модернизации предприятий и увеличения мощностей по переработке. Сейчас, я знаю, многие компании задумываются о том, чтобы установить оборудование для более полной переработки рыбы и выпуску консервов, копчёностей и других видов продукции.
Наш завод работает над проектом и подбором оборудования для полной модернизации консервного цеха. Сейчас заканчивается строительство нового жиромучного цеха, в мае он начнёт работу.
Флот для приёмки лосося предприятия будут привлекать и в путину 2010 года в зависимости от количества имеющихся у них неводов. У многих, в том числе и у нас, есть свой принимающий флот, и давние партнёры (Океанрыбфлот, Камчатимпэкс, Акрос и другие камчатские предприятия) готовы выставить суда на приёмку лосося и сотрудничать по переработке рыбы, добытой морскими неводами.
Береговые заводы в Октябрьском, Озерной и Опале готовы переработать на берегу 2/3 объёмов лосося, которые будут выделены. Это мощные предприятия, которые через несколько лет будут способны принять на берегу весь выловленный лосось. Сложнее ситуация в Соболево и Усть-Хайрюзово. Там заводы смогут сами переработать только половину из вылова, остальное будет обрабатываться в море. Связано это с тем, что в 90-е и 2000-е годы здесь ничего не строилось. К тому же экономически не совсем выгодно вкладывать большие деньги в сезонное предприятие, которое работает 1,5-2 месяца в году. Другое дело, если у него есть ресурсы ещё и в экономзоне, и в открытом море. Но после закрепления участков на 20 лет и здесь появились перспективы, и через 3-4 года они смогут больше рыбы обрабатывать на берегу.
Тем не менее, флот для приёмки и обработки в море всё же привлекать придётся. Ведь на западном побережье полуострова причалов практически нет. В устьях рек есть причальные стенки, но большие суда сюда заходить не могут из-за сложных приливных условий. Поэтому причальные стенки используются только для работы на рейде с маломерным флотом – плашкоутами, катерами и МРСами, которые могут заходить в устья в часы приливов, длительное время проводя в ожидании в море, чтобы зайти в реку и сдать рыбу. Поэтому здесь, особенно в Соболево и Усть-Хайрюзово, без сдачи рыбы в море не обойтись. Особенно в период лососёвой путины, когда объёмы вылова возрастают в разы, и работа быстро заканчивается. Поэтому нужно как можно больше привлекать суда-приёмщики, чтобы максимально эффективно выловить и обработать рыбу.