Пора чистить ряды?Чем ближе лососёвая путина, тем чаще говорят о проблемах, возникающих вокруг лосося. На прошлой неделе о своих болевых точках, связанных с предстоящей рыбалкой, рассказали журналистам представители коренных народов Камчатки. |
Закрепление рыбопромысловых участков на 20 лет, состоявшееся в прошлом году, дало занимающимся ловом лососей организациям и предприятиям не только уверенность в завтрашнем дне, но и возможность думать об улучшении производства, усилении экономической основы для развития общин коренных народов и сохранения их традиций. Это также подогрело интерес к рыбным ресурсам тех, кто думает только о своём кармане, не гнушаясь набивать его любыми способами.
Одним из таких способов стали родовые общины. Регистрировать их по закону имеют право только люди, которые имеют подтверждение своей принадлежности к КМНС в виде архивной справки или решения суда. Но на самом деле всё происходит по поговорке «если нельзя, но очень хочется, то можно». И те, кому «очень хочется», нашли-таки лазейки. Они по объявлениям ищут людей из числа КМНС для создания родовых общин, берут «под крыло» коренных жителей Камчатки, которые порой и не догадываются, что на их имя зарегистрирована родовая община.
Иногда это удаётся вовремя остановить благодаря тесной работе АКМНС полуострова с регистрационными органами. К примеру, в регистрационную службу поступили две заявки от одной и той же женщины, которая хотела зарегистрировать сразу две общины в Олюторском районе. Регистрационная служба попросила Ассоциацию коренных народов края проверить, знают ли люди, которые заявлены учредителями, об этом. Выяснилось, что «учредителями» оказались оленеводы, работающие в табуне и не имеющие понятия о том, что их «назначили» учредителями родовой общины, имеющей право заниматься рыбалкой. В регистрации женщине было отказано.
Но очень многим людям всё же удался этот фокус. Ведь, к примеру, в паспорте отсутствует графа, которая бы подтверждала принадлежность к коренным народам. А во многих районах края регистрационная служба просто отсутствует. Документы поступают в Петропавловск, но за бумагами не видно ни людей, ни проблем. Есть и не очень честные аборигены, которые, пользуясь наличием документов, подтверждающих их принадлежность к коренным народам, регистрируют по 3-4 родовых общины. «Под себя» общины создают и некоторые рыбопромышленные предприятия.
В итоге многие «правильные» родовые общины, созданные в 2005-2006 годах, но не успевшие обзавестись связями в ФАР для отстаивания своих интересов, не смогли выиграть конкурсы по закреплению рыболовных участков. А на реках появились родовые общины, учредителями которых стали люди, зачастую не являющиеся коренными жителями Камчатки. И ведут они себя как истинные временщики, перегораживая реки полуострова сетями, вырезая лососей до последнего «хвоста» в погоне за сиюминутной прибылью, ущемляя права не только коренных народов, но и всех живущих на Камчатке. Явление это стало приобретать массовый характер. По сведениям представителей коренных народов, количество родовых общин уже увеличилось в несколько раз. И они продолжают расти как грибы, хотя конкурсы по закреплению рыболовных участков на 20 лет уже прошли, и новичкам урвать кусок рыбного «пирога» уже не удастся.
Но всё же кое-что они могут получить по программе поддержки родовых общин — хотя бы те же моторные лодки. Но зачем они людям, не имеющим ни лимитов, ни рыболовного участка, где их можно выловить?
Пора устраивать большую чистку в рядах родовых общин, считают представители коренных народов Камчатки. Поэтому, рассказала вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Камчатского края Елена Казанцева, сейчас члены Ассоциации вышли на Законодательное собрание края с просьбой, чтобы были разработаны документы, позволяющие проверять принадлежность к коренным народам лиц, собирающихся регистрировать родовые общины. Это поддержала и председатель комитета по вопросам КМНС, Сибири и Дальнего Востока краевого парламента Татьяна Романова. Но разработка таких документов — прерогатива федерального центра. Однако если регион сам не выступит с такой инициативой, вряд ли в Москве обратят внимание на наши проблемы.