Колхозные сети18 лет назад в России был образован Росрыбколхозсоюз — общероссийское добровольное объединение рыболовецких колхозов, хозяйственных товариществ и обществ, куда вошли 111 рыболовецких хозяйств и организаций различной формы собственности. С тех пор мы всё реже сталкиваемся с понятием "колхоз". |
О том, что сейчас происходит с Союзом, как его участники выживают в рыночных условиях мы беседуем с Борисом Лаврентьевичем БЛАЖКО — председателем правления Росрыбколхозсоюза, вице-президентом ВАРПЭ.
— Борис Лаврентьевич, сколько сегодня в России рыболовецких колхозов? С какими результатами закончили первый квартал?
— В составе рыбохозяйственного комплекса России действует рыболовецкая колхозная система, учредителями которой являются 90 колхозов и организаций. Первый квартал текущего года рыболовецкая колхозная система России закончила с положительными результатами по вылову — 187,6 тыс. т – на 17 тыс. т больше, чем в 2009 году. Итоги деятельности могли быть ещё лучше, если бы работали ярусоловы “Акроса” и стеркодеры Сахалина.
Напомню, что в соответствии с Законом о рыболовстве № 166-ФЗ и внесённых в него изменений законом № 333-ФЗ, принятого 6 декабря 2007 года, согласно статьи 16 ярусоловам ЗАО “Акрос” и стеркодерам Сахалина, построенным в 1992-1995 годах в Германии под гарантии правительства РФ, с 1 января 2009 года работать запретили. Суда находятся в отстое и по настоящее время.
“Подушкой безопасности” для колхозов Дальнего Востока и Северного бассейна явилось увеличение ОДУ и прогнозов вылова основных объектов промысла, что позволило увеличить объёмы квот выделяемых для рыбодобывающих предприятий, в том числе и колхозов. Такими объектами явились минтай и сельдь на Дальневосточном бассейне, треска и пикша для северян. Увеличение квот позволило увеличить вылов каждому колхозному судну. Несмотря на суровые зимние условия, рыбаки колхозов Дальнего Востока, Северного бассейна и работающие в Балтийском море обеспечили выполнение обязательств, принятых на текущий период. Первый квартал для дальневосточников интересен тем, что приходилось работать в сложных ледовых условиях. Но мы удовлетворены итогами работы как по объёмам выпущенной продукции, так по финансовым результатам.
Богатейшее Охотское море и в текущем году позволило обеспечить достаточный задел на 2010 год ЗАО “Акрос”, колхозу им. В.И. Ленина, колхозам Приморья, Сахалина и Хабаровского края.
— Как много колхозов сегодня занимаются не только добычей, но и переработкой водных биоресурсов? На каком оборудовании они работают?
— Общая положительная черта почти всех колхозов — полная занятость работников на флоте и на береговых перерабатывающих комплексах. Дальневосточные колхозы не первый год модернизируют суда, которые осуществляют добычу сайры, устанавливая на них новое современное светотехническое оборудование.
Сегодня все наши колхозы кроме добычи занимаются переработкой водных биоресурсов. На Дальнем Востоке и Севере все суда, кроме МРТК и МРС, имеют морозильное оборудование. МРТК и МРС доставляют уловы на свои рыбоперерабатывающие комплексы, которые оснащены современной техникой и достаточными холодильными мощностями для хранения продукции до её реализации.
— Как колхозы реализуют свою продукцию?
— Колхозы и организации, входящие в состав Росрыбколхозсоюза, за последние годы увеличили выпуск рыбной продукции на промысловых судах и на берегу. Определённая часть рыбного филе, мороженая обезглавленная направляются в соседние страны. Отчасти это происходит по исторически сложившимся связям и по причине наличия у нас в стране значительных административных барьеров, связанных с длительными сроками обслуживания в портах и не всегда оправданными сборами при пересечении границы. Следует отметить, что наши рыбообрабатывающие предприятия работают не круглый год из-за недостаточного количества сырца.
— Какие первоочередные задачи видите в работе Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров, вице-президентом которой Вы также являетесь?
— Рыбохозяйственный комплекс России, в составе которого взаимодействуют и рыболовецкие колхозы, испытывает серьёзную потребность в обновлении и пополнении флота.
Судостроительные заводы в России пока не готовы вести строительство современных высокотехнологичных судов, а приобретать новые за границей рыбаки не в состоянии по финансовым соображениям, поэтому пополнение флота в ряде случаев происходит за счёт покупки у зарубежных фирм судов, возраст которых более 10 лет. В ближайшие годы остаётся единственная возможность — строить флот за границей по схеме бербоут-чартер.
Но и в этом случае необходима помощь государства, в том числе: освобождение от налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины при строительстве судов за границей для российских организаций, отмена таможенных пошлин на импортное оборудование и запасные части для флота, не производимые в России, разработка нормативно-правовой базы для получения долгосрочного кредита с пониженной кредитной ставкой на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов.
— Какова история вопроса с построенными за границей для нужд отечественных рыбаков судами, которые уже несколько лет простаивают без дела?
— В 1992-1995 годах государство санкционировало строительство судов в Германии, приняв на себя долговые обязательства по иностранному кредиту за них. Но в декабре 2007 года распространило на эти суда действие статьи 16 части 4 Закона о рыболовстве, не урегулировав отношения с фрахтователями. Первоначально этим высокоэффективным рыбопромысловым судам, построенным в соответствии с распоряжением правительства РФ, гарантировалось выделение достаточного количества квот. Государственные органы в течение 16 лет совершенно забывали про свои обязательства, в том числе по выделению квот, и не только не оказывали помощь в работе флота, но и вопреки здравому смыслу 9 судов поставили в отстой — они уже 6 лет стоят в Китае. По этим причинам не имели успеха попытки в судебном порядке взыскать с фрахтователей средства для погашения кредита.
Парадокс в том, что гарантии со стороны правительства с самого начала проекта не выполнялись, а заложниками сделали простых рыбаков, распространив на эти суда запретительную норму. С 1 января 2009 года по настоящее время все суда (27 единиц) находятся в отстое. Ситуация зашла очень далеко, и разбирательства идут на уровне правительства РФ только потому, что в своё время не были выполнены поручения о передаче судов российской стороне (пользователям).
Как отметила Счётная палата в 2006 году, “основной причиной непринятия мер по урегулированию задолженности является отсутствие контроля и координации действий заинтересованных министерств и ведомств со стороны правительства РФ”. Многочисленные обращения в правительство, Госдуму, ФАР за 3 года привели только к тому, что за последние 16 месяцев были проведены десятки совещаний на разных уровнях, в том числе и в правительстве, но суда стоят у стенки, ржавеют, оборудование приходит в негодность, рыбаки лишены работы, страна недополучает рыбную продукцию и сотни миллионов налоговых поступлений.
А противоречивость законов?! К примеру, статья 31 Налогового кодекса определяет, что продукция, выработанная на российском судне, имеет статус российского происхождения, а статья 14 этого Кодекса говорит, что выработанная на судне продукция при перемещении через таможенную границу оформляется как импортируемая.
Эти «странности» приводят к простоям судов и ненужным затратам. По информации капитанов, работающих в Балтийском море, постановления правительства № 560 от 5 сентября 2007 “Правила получения разрешения на неоднократное пересечение госграницы…” и № 184 “Порядок захода судов рыбопромыслового флота в морские порты”, предусматривающих сокращение издержек при оформлении судов, работающих со сдачей уловов на береговые предприятия, не дали ожидаемых результатов, простои флота продолжают иметь место. Выявилась и проблема при перегрузке продукции в различных районах промысла исключительной экономзоны при неблагоприятных погодных условиях. По действующему законодательству без таможенного и пограничного контроля под прикрытием берега в территориальном море осуществлять перегрузку нельзя. Но оформление документов на продукцию только в портах привело к тому, что часть флота прекратила работу, и это, в первую очередь, относится к малому флоту, базирующемуся в портпунктах, которые не обозначены в законах.
— Попытки решить эти проблемы были?
— В последние годы российским правительством принят ряд актов, направленных на обеспечение мер по дальнейшему развитию рыбной отрасли. Но действие статей отдельных законов и подзаконных актов ограничивают нормальную деятельность флота. В связи с этим Совет ВАРПЭ регулярно и планомерно ведёт работу по внесению предложений для исправления ситуации. Основу этому составляет внесение поправок, в том числе, в закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” по вопросам прибрежного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, строительства промыслового флота по схеме бербоут-чартера, внесение изменений в законодательные акты, Таможенного кодекса и Закона о госгранице.
ФГУ “Центр системы мониторинга рыболовства и связи”.